Очередной бюджет Ленинградской области сформирован сроком на три года. Важные приоритеты на перспективу: продолжить внедрение новых механизмов по повышению эффективности расходов и улучшению качества финансового менеджмента. Часть инструментов уже успешно реализуется, другие заработают в течение 2016 года. При этом особое внимание руководство субъекта по-прежнему уделяет тщательной и планомерной работе по сдерживанию долговой нагрузки.
Бюджет принят на три года
В Ленинградской области было принято решение о формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных районов (городского округа) региона сроком на три года: на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Это обусловлено рядом причин. В частности, положительными темпами экономического роста, сохранением Ленинградской областью статуса региона-донора, своевременным исполнением принятых бюджетных обязательств.
Если за 2013 год в консолидированный бюджет Ленинградской области поступило 84 миллиарда рублей собственных доходов, за 2014 год — 107 миллиардов рублей, ожидаемые поступления за 2015 год (по данным на декабрь 2015 года. — Прим. ред.) составят 116 миллиардов рублей. Указанный рост доходов связан с рядом факторов, в том числе введением в налоговую практику института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), который оказал положительное влияние на поступление налога на прибыль организаций. Сохраняется высокая диверсифицированность налоговой базы, что снижает зависимость бюджета от результатов работы организаций по какому-либо конкретному виду экономической деятельности. При этом отдельные участники КГН по итогам 2015 года имели доход, обусловленный валютными курсовыми разницами. Как правило, такие поступления носят разовый характер, и поэтому они были исключены из прогноза на 2016 год. Вместе с тем в регионе продолжается реализация мероприятий, направленных на увеличение доходов, повышение эффективности бюджетных расходов, создание стимулов для мотивации муниципальных образований к более интенсивному развитию.
47-й регион сохраняет бюджетные приоритеты
Доходная часть консолидированного бюджета Ленинградской области на 2016 год прогнозируется на уровне 109,4 миллиарда рублей, на 2017 год — 108,3 миллиарда рублей и на 2018 год — 113,8 миллиарда рублей. План по расходной части в этот период — 116,7 миллиарда рублей, 114,3 миллиарда рублей и 120,2 миллиарда рублей соответственно (план расходов 2017 и 2018 годов — без учета средств федерального бюджета). Дефицит консолидированного бюджета Ленинградской области на 2016 год прогнозируется на уровне 7% от собственных доходов, с последующим понижением до 5,6% в 2018 году.
Предпринимаемые руководством региона меры способствуют сдерживанию долговой нагрузки: по данным на 1 ноября 2015 года, Ленинградская область на втором месте в Северо-Западном федеральном округе по уровню государственного долга. Диверсифицированы структура и сроки заимствований. Сегодня государственный долг субъекта включает в себя коммерческие и бюджетные кредиты, государственные гарантии и облигации. Вместе с тем основная часть действующих коммерческих займов региона — это средства, привлеченные в рамках возобновляемых кредитных линий, которые были открыты в банках в 2013 году на максимально выгодных условиях. Эта мера позволяет и сегодня экономить на обслуживании государственного долга Ленинградской области. Наряду с этим продолжается замещение коммерческих кредитов бюджетными за счет средств, предоставленных федеральным бюджетом. На 1 января 2016 года государственный долг консолидированного бюджета прогнозируется на уровне 12,1 миллиарда рублей (областного бюджета — 10,4 миллиарда рублей)[1]. Согласно принятому на предстоящие три года бюджету финансировать дефицит планируется за счет переходящих остатков. В результате долг региона будет уменьшаться благодаря погашению привлеченных ранее кредитов.
В числе главных задач бюджетной политики на
В целом структура расходной части консолидированного бюджета
В соответствии с Бюджетным посланием губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко переход на программно-целевые методы управления в регионе был осуществлен в 2014 году. Постановлениями регионального правительства принято 17 государственных программ, впоследствии аналогичные документы были разработаны и на уровне муниципальных образований. За прошедшее время эта мера стала ключевым механизмом, с помощью которого на уровне субъекта увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Уже третий год бюджет формируется по программному принципу: в областном бюджете-2016 доля программных расходов равна 92%, в консолидированном — 88%. Традиционно наибольший объем финансирования заложен в таких государственных программах, как: «Современное образование Ленинградской области» (24,2%), «Развитие здравоохранения в Ленинградской области» (19%), «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области» (16,6%).
Наряду с этим в бюджете предусмотрены средства и на дальнейшее развитие территорий. Так, ассигнования, заложенные на реализацию адресной инвестиционной программы области в 2016 году, составляют порядка 8 миллиардов рублей (около 7% расходной части консолидированного бюджета области). При ее формировании особое внимание уделялось завершению уже начатого строительства, а также расходам, направленным на реализацию майских указов Президента РФ — строительство детских садов и расселение аварийного жилищного фонда. Значительную роль в решении вопроса ликвидации очередей в детские сады сыграла реализуемая по инициативе губернатора программа «Социальные объекты в обмен на налоги». В рамках ее выполнения застройщики жилья в течение
Помимо выделения значительного объема бюджетных инвестиций Ленинградская область активно работает в плане привлечения внебюджетных источников финансирования капитальных расходов. Так, в 2016 году в регионе начнется реализация проекта государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере здравоохранения.
В частности, заключенное по итогам проведенного в 2015 году конкурса концессионное соглашение предполагает создание и эксплуатацию сроком на 26 лет Ленинградского областного центра медицинской реабилитации в городе Коммунар Гатчинского района. Расходы областного бюджета по данному соглашению предусмотрены с 2018 года, после того как инвестор проведет проектно-изыскательские работы, получит положительное заключение государственной экспертизы на проект и разрешение на строительство.
Кроме того, в 2016 году по проектам ГЧП запланировано заключение соглашений на создание двух бассейнов в городе Отрадное Кировского района и в городе Гатчине. Предусмотрена эксплуатация данных объектов частным партнером в течение 20 лет при условии компенсации капитальных расходов из бюджета.
Акцент — на повышение эффективности расходов
В регионе продолжается работа по повышению эффективности бюджетных расходов. Важная роль отведена мероприятиям в рамках Программы эффективного рубля, которая была представлена губернатором области Дрозденко в декабре 2014 года. В числе ее приоритетных направлений — инвентаризация государственного имущества, приватизация или ликвидация убыточных госпредприятий, оптимизация штатной численности госучреждений, реформирование системы государственных и муниципальных закупок и др. Главная цель — использовать по максимуму существующие резервы.
Одно из поручений главы региона — разработка плана мероприятий по наращиванию доходов и оптимизации расходов Ленинградской области. Результаты его реализации рассматриваются на заседаниях Правительства Ленинградской области. В частности, обеспечен детальный анализ первоначальной цены контракта. В первую очередь это коснулось проведения культурно-массовых мероприятий, обслуживания региональных информационных систем за счет оптимизации существующих ресурсов. Особое внимание уделяется недопущению закупки товаров с избыточными свойствами. Высвободившиеся средства ГРБС могут перераспределять только после согласования расходов с комитетом финансов Ленинградской области.
Важное направление работы в субъекте Федерации — анализ эффективности налоговых льгот, предоставленных налогоплательщикам в соответствии с региональным законодательством. Для успешного выполнения всех бюджетных обязательств важнейшее значение имеет формирование на территории региона устойчивой налоговой базы, в том числе за счет привлечения новых крупных налогоплательщиков. Достичь этого можно только путем создания для данных организаций благоприятных экономических условий. «За последние годы Ленинградская область смогла серьезно продвинуться по привлечению инвесторов. В регионе сложился доброжелательный предпринимательский климат. При этом сегодня в области ведется работа по инвентаризации действующих преференций. Подчеркиваю, при решении этого вопроса никто не собирается рубить с плеча. Мы намерены вводить новые меры поддержки и наряду с этим отказываться от неэффективных. По итогам этой работы рассчитываем найти резервы, которые позволят компенсировать выпадающие доходы регионального бюджета», — сказал в преддверии работы по инвентаризации налоговых льгот первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель Комитета финансов Р. И. Марков.
Были приняты областные законы, предусматривающие отмену с 1 января 2016 года отдельных льгот по налогу на имущество организаций, а также дополнительные ограничения при предоставлении льгот по транспортному налогу. Наряду с этим отдельным законом, инициированным губернатором, установлены налоговые льготы в размере 50% от ставки налога на имущество для организаций, производящих автомобили на территории региона. Эта мера представляется руководству области актуальной и своевременной.
Ведется планомерная работа для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетов муниципальных образований, а также укрепления их собственной доходной базы. Так, в рамках совершенствования межбюджетных отношений правительство
Свою роль сыграет и внедрение централизованной автоматизированной системы управления бюджетным процессом — в полном объеме система заработает в Ленинградской области с начала 2016 года. Ее основная задача — централизация финансовых процессов региона, в том числе муниципальных образований субъекта РФ и сети государственных (муниципальных) учреждений. Достижение этой цели происходит за счет сосредоточения абсолютно всей первичной, отчетной и аналитической финансовой информации в Комитете финансов области. Централизованное решение — новый подход к построению единой системы управления финансами региона — прежде всего направлено на повышение эффективности процесса исполнения бюджета области.
Улучшению качества финансового менеджмента будет способствовать и создание в регионе новых структур, которые призваны повысить качество планирования и исполнения бюджета. Одна из них — Единый выплатной центр, который начнет работать с января 2016 года. Через учреждение будут осуществляться все социальные выплаты жителям Ленинградской области. Его работа обеспечит сокращение объемов субвенций из областного местным бюджетам, уменьшит расходы на администрирование переданных полномочий и приведет к снижению численности муниципальных служащих. Для повышения финансовой дисциплины проводится внедрение Единого информационно-расчетного центра Ленинградской области (ЕИРЦ), деятельность которого с 2016 года охватит все 18 муниципальных районов субъекта. Проект инициирован правительством региона и призван обеспечить максимальную прозрачность всех денежных потоков, которые циркулируют в сфере ЖКХ. После охвата системой всей области будет сформирована единая база данных о взаиморасчетах между потребителями, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Мониторинг данных будет вестись ежедневно и в режиме онлайн. Все внедряемые механизмы направлены на повышение сбалансированности регионального бюджета и укрепление финансовой устойчивости Ленинградской области.
Статья подготовлена по материалам Комитета финансов Ленинградской области.
[1] Расчеты произведены в декабре 2015 года.