25 апреля 2024 года
Регистрация
Образование№ 1 Январь 2016 — 01 января 2016

Частные и государственные вузы имеют равные права и обязанности

Версия для печати 4250 Материалы по теме
Частные и государственные вузы имеют равные права и обязанности

В интервью журналу «Бюджет» заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Святослав Олегович СОРОКИН рассказал о регулировании образовательной деятельности негосударственных вузов. По его словам, сегодня частный и государственный сектора равны перед законом. Что касается барьеров для негосударственных вузов, которые имели место быть раньше, то они устранены.

— Святослав Олегович, скажите, какие функции осуществляет Министерство образования и науки РФ в отношении негосударственных вузов?

— Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование в системе образования. В этой связи для нас нет никакой разницы между государственными, отраслевыми, ведомственными и частными организациями высшего образования. Они все перед законом равны, все должны выполнять требования федеральных законов, соответствующих подзаконных актов, федеральных государственных образовательных стандартов и прочих нормативных документов, которые регламентируют образовательный процесс.

— Если говорить о негосударственных вузах, то какова сейчас их роль в системе высшего образования?

— Такая же, как и у всех остальных вузов. Она вытекает из требований Федерального закона № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и заключается в реализации образовательной, научной и воспитательной деятельности. В этом смысле частные и государственные высшие учебные заведения ничем не отличаются друг от друга. Они должны выполнять функции по предоставлению качественных образовательных услуг и в то же время решать задачи социализации и воспитания.

Компетенции, которыми должен овладеть выпускник вуза, прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах. Это профессиональные знания, умения, различные социальные и коммуникативные навыки, связанные с дальнейшей успешной карьерой молодого специалиста в той или иной сфере. И требования к выпускникам частных учебных заведений ничем не отличаются от требований к выпускникам государственных вузов.

К сожалению, в последнее время мы видим, что к негосударственному образовательному сектору предъявляется очень много претензий и нареканий со стороны общества, работодателей, контрольно-надзорных органов. Они связаны с недобросовестным исполнением некоторыми частными вузами своих функций, с предоставлением некачественного образования. Минобрнауки России совместно с Рос­обрнадзором России проводит системную работу, направленную на повышение эффективности высшего образования и исключение с этого рынка недобросовестных участников. И эта политика касается не только частных, а абсолютно всех вузов и их филиалов.

— Существует ли статистика, позволяющая сравнить положение дел в государственных и негосударственных высших учебных заведениях?

— В 2012 году мы запустили процедуру мониторинга эффективности образовательных организаций. На основании оценки показателей качества образовательной, научной и международной деятельности, финансовой обеспеченности учебных заведений определяется перечень учреждений, в отношении которых Рособрнадзором проводятся проверки. В процессе контрольных мероприятий оценивается соблюдение законодательства, лицензионных требований, а также контроль качества образования.

Под надзорные мероприятия попали большая часть негосударственных вузов, практически все их филиалы и огромное количество филиалов государственных вузов. По результатам выявляются зачастую грубейшие нарушения законодательства. Например, образовательная деятельность ведется в помещениях, абсолютно неприспособленных для этого, не выполняются элементарные требования по пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, во многих «вузах» просто отсутствуют необходимые учебные и методические материалы.

— Тем не менее такие высшие учебные заведения выдают дипломы?

— При выявлении подобных нарушений идет речь о приостановке действия лицензии и исключении ее из сводного реестра лицензий. Кстати, за последние три года число филиалов в стране сократилось практически в два раза, что в том числе стало результатом проведения проверок. Многие вузы и филиалы еще до проведения контрольно-надзорных мероприятий самостоятельно сдавали лицензии. Эта работа продолжится и в 2016 году. Все результаты проверок публикуются в открытом доступе, и любой желающий может ознакомиться с ними на специально созданном портале monitoring.edu.ru.

Мы отмечаем, что за последние три года ситуация с качеством образования выправляется. Число вузов, не соответствующих требованиям, уменьшается. Растут показатели качества приема студентов. Мы видим положительную динамику в привлечении иностранных студентов. Значительно увеличились объемы проводимых вузами научных исследований. Это все позитивные тенденции. Мы связываем их с тем, что государство и вузы системно работают над повышением качества образования.

— Какая поддержка со стороны государства оказывается частным вузам?

— Министерство ежегодно проводит открытый публичный конкурс по распределению контрольных цифр приема на бюджетные места в коммерческие вузы. Количество таких мест устанавливается исходя из нормы, определенной законом об образовании, — не менее чем 800 на каждые 10 тысяч населения в возрастной когорте от 17 до 30 лет.

Также ежегодно Минобрнауки России разрабатывает объем и структуру контрольных цифр приема, проводит серьезную аналитическую и организационно-техническую работу для согласования этих цифр с центрами ответственности, с каждым субъектом Российской Федерации — исходя из реальной кадровой потребности регионов.

Распределение бюджетных мест проводится на конкурсной основе по заявкам вузов. Есть четкая система показателей и критериев, характеризующих образовательную, научную деятельность, результативность трудо­устройства выпускников. Исходя из них оценивается потенциал образовательных программ и определяется число бюджетных мест, которое устанавливается на ту или иную специальность. Бюджетные места в итоге выделяются сильным и конкурентоспособным вузам. В этой связи никаких ограничений для частного сектора нет. Частные вузы так же, как и остальные, могут участвовать в открытом публичном конкурсе по распределению контрольных цифр приема.

— Растет ли влияние и доля негосударственных вузов в этой системе?

— В последние годы количество частных вузов не увеличивается, а численность их филиалов и вовсе значительно сократилась. И несмотря на очевидность этой динамики, мы считаем, что частный сектор сейчас получил уникальную возможность для развития. Когда с рынка уходят недобросовестные конкуренты, появляются дополнительные возможности у честных учреждений конкурировать за выпускников школ, предлагать им свои образовательные программы и увеличивать показатели по приему студентов.

Наша задача — обеспечить равные возможности для всех, исключить недобросовестную конкуренцию, ликвидировать тех, кого в обществе называют «фабриками дипломов», закрыть все организации, которые занимаются профанацией образовательной деятельности, обманом абитуриентов и их родителей. Все остальные вузы должны развиваться в равной конкурентной среде.

— Есть какая-либо концепция, стратегия развития частного сегмента высшего образования?

— Разработка стратегии не входит в круг обязанностей Министерства образования и науки России. Тем не менее в министерстве создана рабочая группа по развитию частных образовательных организаций. В ее состав вошли представители ведущих коммерческих высших учебных заведений и Ассоциации негосударственных вузов. Задачей рабочей группы является подготовка предложений и комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности частного образования, обеспечение равных прав и возможностей частного и государственного секторов высшего образования.

— Вы сказали о барьерах для негосударственных вузов. Что сейчас препятствует их развитию?

— На самом деле принятые в 2013 году законодательные изменения, так или иначе, сняли все возможные барьеры. В настоящий момент нет никаких сложностей ни с распределением средств, ни с допуском к различным конкурсам, проводимым Министерством образования, ни с доступом к каким-либо грантам.

— То есть у негосударственного сектора вообще нет никаких проблем?

— Мне кажется, единственная проблема негосударственного сектора — это существующие в обществе стереотипы в отношении частных вузов. Огромное количество частных вузов и их филиалов, которые в свое время не занимались ничем, кроме торговли дипломами, нанесло колоссальный вред репутации негосударственного высшего образования.

Репутацию сложно заработать, но легко потерять. Все, что сейчас нужно делать частным вузам, — это поэтап­но, методично доказывать, что уровень образования, которое они дают, высок и что их выпускники востребованы на рынке труда. И это задача, которую сможет и должен решить только сам негосударственный сектор.

Подготовил К. В. Овчарук

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно