25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2468 Материалы по теме
Нужен ли России потенциал негосударственных вузов?

Во всем мире элиту образования составляют частные вузы. В России же их потенциал государство практически не учитывает и недооценивает. О том, что нужно сделать, чтобы роль частных вузов усилилась, мы поговорили с Владимиром Алексеевичем Зерновым, ректором РосНОУ, председателем совета Ассоциации негосударственных вузов России.

— Владимир Алексеевич, какова роль негосударственных вузов в современной системе высшего образования России?

— Прежде всего я хотел бы обратить внимание на то, что в целом ситуация с негосударственным образованием в России и мире кардинально отличается (рисунок 1). Если за рубежом инвестиции в частное образование растут, то в России, наоборот, падают. Сегодня на негосударственный сектор образования у нас тратится не более 2 процентов от общих вложений в эту отрасль, притом что обучается в частных вузах порядка 14–15 процентов выпускников. У нас создана неравноправная среда для функционирования госвузов и частных учебных заведений. Министерство образования и науки РФ занимается проблемами только подведомственных вузов. При этом в мире нет ни одной страны, в которой современная система образования функционировала бы вне конкурентной среды. Устроить конкуренцию только между государственными организациями — в современных условиях задача практически невыполнимая. Создать дух соперничества смогут лишь негосударственные вузы. В этом я и вижу их главную роль. Но это может стать реальностью только при условии, что государство будет поддерживать вузы вне зависимости от формы их учредительства, а исключительно на основании конкурентоспособности, как это происходит во всем мире.

Ну а пока негосударственные вузы борются за место под солнцем. Мы добились того, что каждый год Минобрнауки России распределяет бюджетные места между государственными и частными вузами. При введении контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета предполагалось, что они составят 7–10 процентов от общего количества студентов, но сегодня этот показатель составляет всего лишь 0,15 процента. А ведь по многим параметрам частные вузы сегодня не уступают государственным. Возьмем, к примеру, наукометрию. Этот показатель у негосударственных вузов ничуть не слабее, чем у ведущих государственных вузов России. Другой показатель: доходы от коммерциализации интеллектуальной собственности. В госсекторе он в лучшем случае достигает 0,5 процента от общих доходов вузов. В то же время в России много негосударственных учебных заведений, чей доход от коммерциализации интеллектуальной собственности достигает 10 процентов. Для сравнения, вузы из топовой части любого мирового рейтинга имеют как минимум 5–10 процентов.

То есть по этому показателю российские частные вузы не уступают ведущим зарубежным. Международный патент в частном секторе обходится государству в сотни раз дешевле, чем в учрежденны­х им вузах. То же можно сказать и о развитии инфраструктуры. К примеру, стоимость строительства и содержания общежития в Москве (у нашего университета есть свои общежития) обходится в 5–6 раз дешевле, чем в госвузе. При этом по качеству и комфорту наши общежития никаким другим не уступают. Все это вместе взятое говорит о том, что эффективность использования ресурсов в негосударственном секторе несравнимо выше. Подтверждает это и тот факт, что топовую часть любого мирового рейтинга занимают именно частные вузы.

И только Россия старается решить накопившиеся проблемы в образовательной отрасли, инвестируя исключительно в государственные вузы. Однако нужно понимать, что мир изменился. Еще вечера мы жили в индустриальном мире, где главной движущей силой была промышленность, заводы-гиганты, а сегодня мы существуем уже в постиндустриальном мире. Здесь преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг. Соответственно, и роль высших учебных заведений должна быть переосмыслена в соответствии с новыми требованиями. Но пока ситуация такова: Запад, образно говоря, изобретает гоночные авто, чтобы победить на автобане постиндустриального мира, а мы, вкладывая деньги исключительно в государственные вузы, увеличиваем мощность грузовика, вместо того чтобы создавать в образовании новые высокоэффективные технологии. Мы не против того, чтобы государство поддерживало учрежденные им учебные заведения, мы за равное положение государственных и частных вузов, мы за конкурентную среду, без нее не будет развития.

— Вы сказали о неравноправном положении государственных и негосударственных вузов. В чем оно проявляется?

— Примеры можно приводить до бесконечности. Россия — единственная в мире страна, где частным вузам государство не представляет ни финансовой поддержки, ни налоговых преференций. Негосударственные вузы платят такие же налоги, как, допустим, ларьки, торгующие семечками. С муниципальных и государственных образовательных учреждений тоже берутся налоги, но оплачивают они их из средств субсидий, предоставленных учредителем, то есть государством. Когда мы поднимаем вопрос о подобной субсидии частным вузам, то слышим в ответ, что такие расходы нам должен компенсировать наш учредитель. Почему? Ведь налоги-то мы платим государству! Получается, что, укрепляя и расширяя материальную базу, негосударственное учебное заведение увеличивает свои расходы. К слову, мы построили прекрасное здание школы, но запустить ее не можем. По закону школа должна иметь пришкольную территорию, с которой, конечно же, будет взиматься налог на землю. В итоге, учитывая все затраты, проект оказался нерентабельным. А между тем во всем мире налогообложение государственных и негосударственных вузов абсолютно одинаковое.

Далее, в соответствии с налоговым законодательством мы не можем иметь доход от интеллектуальной деятельности больше 10 процентов. Почему? Для нас это жизненно важный вопрос. РосНОУ является разработчиком и производителем самых чистых углеродных нанотрубок, уникального прибора «Кардиокод», внедрение которого позволит снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний минимум вдвое. Мы производим и продаем более пяти тонн нанотрубок в год, наши аппараты поставляются в десятки стран мира! Так что же для нас эти 10 процентов? Мы поднимаем данный вопрос на всех уровнях власти, но результата пока нет.

Негосударственным вузам выиграть какой-либо конкурс на получение грантов практически невозможно. Пример из практики: РосНОУ подал заявку на научный проект и проиграл, как нам потом объяснили, по формальным признакам — наш сайт признали слабым. Это при том, что портал университета по индексу цитирования в поисковой системе «Яндекс» на первой странице, а сайта победителя там вообще не оказалось. И тот факт, что ряд частных вузов, и наш в их числе, по качеству образования, эффективности ничуть не уступает ведущим государственным вузам России, а наукометрия у нас выше, чем у любого федерального или национального научно-исследовательского института, при подведении итогов конкурса не оценивался и не учитывался.

Наукометрия

Наукометрия — дисциплина, изучающая эволюцию науки через многочисленные измерения и статистическую обработку научной информации (количество научных статей, опубликованных в данный период времени, цитируемость и т. д.) Наукометрию применяют как абсолютную основу оценки выполнения и финансирования различных научных единиц (институтов, команд, индивидуумов). Термин «наукометрия» был впервые введен В. В. Налимовым в монографии «Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса» (1969), изданной совместно с З. М. Мульченко (по данным Викепедии).

— Авторитет негосударственных подрывают так называемые псевдовузы. Этой проблеме не один год. Ее настолько трудно решить?

— Ликвидировать их довольно просто. Для этого к перечню критериев оценки деятельности учебных заведений нужно добавить еще один — наукометрию (индекс Хирша + доход от интеллектуальной собственности). У состоявшихся негосударственных вузов этот показатель, как я уже говорил, не ниже, чем у ведущих вузов страны. Если же мы возьмем какой-нибудь «заборостроительный», то там наукометрия равна нулю. Давайте введем этот показатель в критерии оценки, и тут же количество псевдовузов уменьшится в разы.

Наглядный пример — Китай. Там за каких-то несколько лет в системе негосударственного образования навели полный порядок. А ведь эта страна начала развивать частные вузы позже России. Отлично помню, как к нам в университет приезжала китайская делегация, чтобы познакомиться с нашим опытом. А сейчас какой у них результат! И все потому, что была поставлена конкретная цель, четкая задача.

— Так, может, для того чтобы государство начало поддерживать негосударственный сектор образовательных услуг, нужна политическая воля?

— Я считаю, что прежде всего нужно понять: чего мы хотим? Мы хотим осваивать деньги или создавать конкурентоспособное образование? Что касается воли, то Президент РФ В. В. Путин в одном из своих посланий Федеральному собранию четко говорил о необходимости исключить дискриминацию негосударственного сектора. Было и поручение председателя Правительства РФ Д. А. Медведева провести сравнительный анализ ведения образовательной деятельности, особенно в налогообложении. Однако ситуация с мертвой точки не сдвинулась.

— И все-таки, на ваш взгляд, каков должен быть баланс между государственными и негосударственными вузами?

— На мой взгляд, оптимальное количество государственных и негосударственных вузов, которые должны функционировать в России, не стоит определять директивно. Как только будет установлена хоть какая-то корреляция между достижениями учебного заведения и реальной поддержкой, как только будет создана конкурентная среда, все само собой сбалансируется. Что сегодня нужно стране? Научные открытия, на которых можно зарабатывать. Если бы мы создали, допустим, квантовый компьютер или бы оставались первой страной в мире по производству самолетов, как это было при великом и могучем СССР, можно было бы ввести против нас санкции? Конечно же, нет. Очевидно, что стране как воздух нужны прорывные идеи, но при этом государство не поддерживает тех, кто показывает конкурентоспособные результаты. Однако мы надеемся, что рано или поздно наступит понимание того, что во многом успех России зависит от конкурентоспособной системы образования.

Сегодня во всем мире образование развивается как экспортная отрасль. При этом быстрее всех в плане экспорта образовательных услуг развивается... Австралия. Мне удалось пообщаться с министром образования Австралии, так вот он заметил, что, когда страна инвестировала бюджетные средства только в госвузы, деньги уходили, как в песок. Однако стоило поставить бюджетное финансирование на конкурсную основу, так, чтобы на него смогли претендовать и частные вузы, как ситуация изменилась кардинально. И сегодня эта страна занимает первое место в мире по приросту экспорта образовательных услуг. Получаемый доход по данной статье сравним с любой другой отраслью страны. А сколько Россия получает от образования? Крайне мало. Однако мы оптимисты и верим, что потенциал негосударственного образования будет востребован и у нас в стране появятся свои Стэнфорды.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно