Версия для печати 1313 Материалы по теме

В начале декабря состоялось заседание секции Московского экономического форума (МЭФ), которое организаторы планировали посвятить теме экономической безопасности России в условиях внешних угроз. Участники обсуждения все же предпочли уделить основное внимание внутренним проблемам российской экономики и попытались обозначить контуры альтернативного экономического курса. Мероприятие оказалось богатым на эмоциональные выступления.

Запрос на перемены

Стержнем новой экономической политики должно быть создание условий для развития производства в несырьевых секторах. Низкие налоги, дешевые финансовые ресурсы, адекватная денежно-кредитная политика, поддержка отечественных товаропроизводителей, а также переориентация науки и образования на потребности производства — вот основные принципы нового курса, которые обозначил в своем выступлении сопредседатель Московского экономического форума и президент промышленного союза «Новое содружество» К. А. Бабкин.

По словам выступающего, первоначально идеи МЭФ о необходимости смены экономического курса встречали непонимание. Однако сегодня такой точки зрения придерживаются многие отраслевые ассоциации, объединения предпринимателей, большинство политических партий.

«Политика сдерживания перешла в горячую фазу, многие чувствительные для нас направления международного права не работают, и в этих условиях надо скорректировать работу исполнительной и законодательной власти», — заявил ему заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности В. В. Гутенев. Впрочем, было ощущение, что внешняя политика для собравшихся экспертов — не более чем еще один повод поговорить о проблемах российской экономики. Так, Гутенев попытался найти в недавнем президентском послании Федеральному собранию некие обнадеживающие тезисы. По его мнению, президент уделил достаточно внимания таким темам, как освобождение предпринимателей от излишних административных барьеров и прессинга правоохранительных органов, введение в оборот неиспользуемых сельхозземель, техническое перевооружение экономики, поддержка реального сектора.

В то же время парламентарий обратил внимание на то, что Фонд развития промышленности планируется докапитализировать всего на 20 миллиардов рублей. По сравнению с несколькими триллионами рублей, которые ранее были направлены на поддержку банковского сектора, сумма кажется небольшой, но, по словам Гутенева, это не так уж мало. Негативным примером, с его точки зрения, может служить выделение 50 миллиардов рублей Агентству кредитных гарантий и 40 миллиардов МСП-банку для поддержки малого и среднего бизнеса. «На начало 2015 года по всей стране ими было предоставлено 87 гарантий, то есть в среднем по одной на регион. Ресурс в 100 миллиардов почти не используется», — за­явил депутат.

Как полагает Гутенев, основной задачей Центробанка не должна быть борьба с инфляцией: жертвой такой политики становится емкость внутреннего рынка, что сказывается на автопроме, на жилищном строительстве и на многих других отраслях. ЦБ должен превратиться в полноценный эмиссионный центр. Он может направлять специальным образом «окрашенные» средства в реальный сектор — сельхозпроизводителям, промышленникам — через уполномоченные банки, которые согласятся играть по правилам и ограничить свою маржинальную наценку уровнем 2–2,5%. Таким образом, реальный сектор сможет получать кредиты под 5–6%, что позволит развивать промышленность и создавать новые рабочие места.

Как выйти из кризиса

Депутат Госдумы, лидер Партии профессионалов О. Г. Дмитриева обратила внимание на противоречие между независимой внешней политикой, которую пытается выстраивать Россия в последние два года, и, по ее мнению, «зависимой и несамостоятельной» социально-экономической политикой, которая «до сих пор ориентирована на догмы МВФ, хотя к этому больше нет никаких предпосылок». По словам Дмитриевой, ни в послании президента, ни в федеральном бюджете на 2016 год не даны ответы на главный для страны вопрос, связанный с выходом из экономического кризиса. С февраля 2015 года наблюдается спад ВВП, и в первую очередь промышленного производства. Сильнее всего он затронул машиностроение и приборостроение — отрасли, которые непосредственно связаны с техническим прогрессом и которые и так находятся в незавидном положении. По данным Дмитриевой, объем производства в машиностроении сейчас составляет 40% от уровня 1990 года.

Основным механизмом выхода из кризиса, по мнению Дмитриевой, должно стать налоговое стимулирование экономики. Причем оно не может быть ручным: льготы по налогу на прибыль необходимо предоставлять не под какой-то конкретный проект, а всем инвесторам. Главным толчком к кризису депутат считает политику ЦБ и увеличение ключевой ставки до 17%, что вызвало невозможность пополнения оборотных средств и паралич экономики в конце 2014 — начале 2015 года. Дмитриева убеждена, что механизмы «окрашивания», подобные тем, о которых говорил ее коллега, работать не будут. Проблему способно решить только воздействие на экономику в целом, в данном случае — резкое снижение ключевой ставки вплоть до отрицательных значений. При этом Центробанк должен ограничить банковскую маржу. «Проценты, полученные Сбербанком России в 2014 году, составили 1,8 триллиона рублей. Уплаченные проценты — 600 с небольшим миллиардов, то есть в три раза меньше. Банковская система так работать не должна!» — заявила депутат.

По ее мнению, в стране нет реальной государственной инвестиционной политики. Формально в 2014–2015 годах по различным направлениям через банковскую систему на инвестиционные программы должно было быть направлено около 2 триллионов рублей. Однако все, что было сделано, — это приобретение облигаций Росавтодора и РЖД на 50 миллиардов. «Если это бюджетные или квазибюджетные средства, например из ФНБ, то они должны вкладываться в инвестиции самым непосредственным образом — под бюджетные программы, под проектно-сметную документацию. Неэффективная работа институтов развития, того же ВЭБ, уже отмечена президентом. Раз они работают хуже, чем коммерческие банки, и хуже, чем бюджет, то нечего передавать туда средства. 2 триллиона — это большие деньги, учитывая, что промышленных инвестиций у нас всего 4,5 триллиона», — отметила Дмитриева. Она также добавила, что социальные расходы следует рассматривать как выгодное вложение, в том числе с точки зрения стимулирования экономического роста. Они целевым образом доходят до потребителя и быстро вливаются в экономику, в то время как якобы инвестиционные средства по длинной цепочке попадают в банковскую систему и оседают на депозитах.

Удары по экономике

Директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» П. Н. Грудинин посетовал на то, что позитивные предложения, которые высказываются президентом в ежегодных посланиях, никто не хочет выполнять. «Год назад президент говорил той тысяче человек, которая сидела перед ним, о том, что нужно провести амнистию капиталов. А сейчас сказал, что ничего не сработало. Значит, что-то не так сделали, что никто капиталы обратно не возвращает? Год назад президент призвал обеспечить защиту малого бизнеса от необоснованного уголовного преследования. А сейчас признал, что у 160 тысяч человек просто взяли отжали их бизнес, пока те сидели в СИЗО. То есть президента никто не услышал», — отметил предприниматель. Грудинин выразил опасение, что такая же судьба может ждать и призыв президента ввести в оборот миллионы гектаров пашен, которые в настоящее время простаивают. «Если население бедное, производить огромное количество сельхозпродукции не нужно, потому что нет достаточного потребления. А дальше возникает вопрос — кто напринимал таких удивительных экспортных пошлин на зерно, что на какое-то время вывоз зерна вообще остановился. Президент сказал с гордостью, что мы экспортируем зерно и сельхозпродукты на 20 миллиардов долларов. Но маленькая Бавария экспортирует на 10 миллиардов долларов, Бразилия на 105 миллиардов», — добавил он.

Грудинин считает, что деньги в развитие сельского хозяйства почти не вкладываются: не реализуется ни один инвестпроект из тех, что ранее были заявлены президентом. Вложений не хватает даже на обновление парка сельскохозяйственной техники. Всего в стране насчитывается 125 тысяч комбайнов. Ежегодно необходимо обновлять минимум 10% парка, однако за год было приобретено только 1,8 тысячи единиц сельхозтехники.

Широкий резонанс, причем далеко за пределами чисто экспертной среды, вызвало выступление управляющег­о партнера Management Development Group, а в прошлом — генерального директора сети «Пятерочка» Д. В. Потапенко. Он заявил, что не видит внешних вызовов для российской экономики, причины надо искать внутри страны. В частности, он обратил внимание на продуктовое эмбарго, которое привело к переделу рынка в пользу отдельных компаний, ослаблению конкуренции и росту цен. Также он упомянул «запредельные» ставки кредитования, серьезно затруднившие инвестиционный процесс. И наконец, резонансное решение о введении сборов с большегрузных автомобилей. По мнению Потапенко, бизнес-климат в стране также нисколько не улучшается: количество предпринимателей, заключенных под стражу, только растет. При этом за последние три года из России ушло 56 крупных торговых сетей различного профиля, приостанавливают свою работу заводы (включая и иностранные).

Хартия-2016

К обсуждению на заседании был также предложен проект Хартии-2016 — декларации МЭФ, призывающей к смене экономического курса страны. Согласно документу экономические проблемы связаны, в частности, с экономией на здравоохранении, образовании, науке, а также денежной политикой, приводящей к удорожанию кредитов. Число предпринимателей в России недопустимо мало и продолжает сокращаться (в 16 раз меньше, чем в ЕС, и в 36 раз меньше, чем в США). Инвестиции (более 60%), долгосрочные кредиты и доходы федерального бюджета ориентированы только на неф­тегазовый сектор. Государственный сектор вытесняет частный, поскольку имеет доступ к контролю, лицензированию и пользуется государственными льготами.

В хартии предложено несколько мер по переходу к экономике развития. Прежде всего необходимо отказаться от жесткой финансовой политики в пользу активного стимулирования экономического роста. Для этого Банк России должен перейти от «ограничительной» денежно-кредитной политики к «стимулирующей». У него должны появиться реальные цели: экономический рост, рост производства, создание новых высокотехнологичных мест. Еще одна заслуживающая внимания мера — повышение финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов. По мысли авторов документа, доходы их бюджетов нужно поставить в более явную зависимость от доходов предприятий и населения, тем самым сделав региональные и местные власти заинтересованными в развитии экономического потенциала. В налоговой сфере предлагаются двухлетние налоговые каникулы для малых предприятий и введение прогрессивной шкалы НДФЛ и налогов на недвижимость. Особенно много предложений сделано в части стимулирования промышленного развития. Это и заморозка тарифов естественных монополий на пять лет, и трехлетний мораторий на рост кадастровой стоимости земли, и различные меры по налоговому стимулированию промпроизводства.

По словам Бабкина, основная идея хартии в том, чтобы структурировать вокруг нее работу различных общественных движений, разделяющих соответствующую экономическую идеологию. И в конечном итоге добиться изменения экономического курса. В качестве задачи-максимум обозначен выход на темпы роста ВВП 8% в первые пять лет, а затем их ускорение до 15% ВВП.

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться