Версия для печати 2661 Материалы по теме

Среди инструментов поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, который в России стагнирует несколько последних лет, сегодня обсуждается, помимо прочего, возможный запуск так называемого маркетингового навигатора. Он мог бы помочь малым и средним предприятиям — начинающему бизнесу — ориентироваться на местности, понять в бурном информационном потоке, насколько их товары и услуги будут востребованы. Эта тема обсуждалась в том числе на ноябрьской встрече Президента России с главой недавно созданной Корпорации МСП А. А. Браверманом.

Алексей Анатольевич НИКИТЧЕНКО, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), генеральный директор O2Consulting

Алексей Владимирович ЖУРОВ, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), старший аналитик O2Consulting

Что такое интерактивная карта

Поскольку проработкой темы интер­активных карт для МСП (фактически это то же самое, что и маркетинговый навигатор, разница только в терминологии) НИСИПП занимается уже несколько лет, авторы могут предложить подходы к реализации такого рода проекта как на общероссийском уровне, так и в пилотном режиме на уровне отдельных регионов.

В текущей экономической ситуации происходит сокращение объемов финансовой поддержки малых и средних предприятий (МСП). В то же время механизм безвозвратного субсидирования сектора в течение многих лет показал свою низкую эффективность или даже ее полное отсутствие. Между тем очевидно, что именно активный рост МСП может позволить стране выйти из кризиса. В апреле 2015 года на заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства перед федеральными властями и властями субъектов РФ были поставлены амбициозные цели по увеличению доли МСП в ВВП страны с нынешних 21 до 40%. Правда, в соответствии с проектом стратегии развития МСП в России до 2030 года эта цифра в ходе различных итераций и обсуждений была снижена с 40 до 31,5%.

Сами МСП хотят вести бизнес активнее, у многих из них есть возможности для инвестирования. Однако, находясь в ситуации асимметрии информации, они крайне нуждаются в дополнительных данных о текущем состоянии бизнес-среды и прогнозах ее развития в конкретной локации для принятия эффективных управленческих решений. На сегодняшний день такая информация доступна, как правило, крупному и небольшой части среднего бизнеса, а также государству. Бизнес не заинтересован в том, чтобы предоставлять информацию конкурентам, государство же предоставляет эти данные в не­удобном для МСП формате, к тому же крайне несистемно, мозаично. В результате значительная часть МСП, не видя возможностей для развития, теряет потенциальный доход. Регионы, в свою очередь, теряют потенциальные бюджетные доходы.

Одним из инструментов предоставления информации МСП (к тому же наиболее удобный с точки зрения восприятия информации) является интер­активная карта (она же — геоинформационный сервис, маркетинговый навигатор). На интерактивной карте в системном и удобном виде возможно размещать различные массивы статистической информации, информации о конкретных географических объектах и организациях. Интерактивные карты практически повсеместно применяются в США и Канаде, набирают популярность в Западной Европе. Например, в США интерактивные карты с информацией о городах или штатах используются большинством городских/региональных администраций. В «зоне покрытия» таких карт живут более 55% населения.

Пример использования

Интерактивная карта, по мнению авторов, открывает новые возможности для МСП, давая им доступ к уникальной информации, которая имеется у региональных и муниципальных властей. Так, интерактивная карта предпринимателя может использоваться МСП для выбора лучшего места размещения определенного вида бизнеса. Покажем, как может работать интерактивная карта предпринимателя. Например, предприниматель, проживающий в ЦАО Москвы, в районе Замоскворечье, решает открыть аптечный пункт в близлежащих районах. Алгоритм его действий представлен на рисунке 1.

На интерактивной карте предприниматель может выбрать информационный слой «Аптеки» и понять, что в трех рассматриваемых им районах — Замоскворечье, Якиманка, Таганский — существует две большие зоны, где отсутствуют аптечные пункты (далее в статье использованы скриншоты системы «Электронный атлас г. Москвы», приведены данные за 2014 год) (рисунок 2). Затем предприниматель может выбрать информационный слой «Численность населения» и обнаружить, что в районе Якиманка (зона 1) численность населения составляе­т 27 тысяч человек, что существенно меньше, чем в Таганском районе (зона 2) — 119 тысяч (рисунок 3). На следующем шаге логично выбрать информационный слой «Доходы населения» и получить информацию о том, что в зоне 1 доход потребителей составляет в среднем 129 тысяч рублей, а в зоне 2 — 90 тысяч (рисунок 4).

После этого предприниматель может выбрать информационный слой «Уровень человекопотока» и определить, что в зоне 1 (красная заливка) уровень человекопотока низкий, а в зоне 2 (желтая заливка) — средний (данные по уровню человекопотока, приведенные в примере, условны, точная оценка человекопотока специалистами АНО «НИСИПП» не проводилась) (рисунок 5). Наконец, выбор информационного слоя «Объекты коммерческой недвижимости» позволит подобрать подходящее помещение, выставляя значение площади и арендной ставки согласно своим критериям (рисунок 6). Итак, в результате использования интерактивной карты предприниматель с высокой точностью будет знать, где ему лучше всего расположить аптеку с учетом анализа конкурентной среды и факторов спроса.

Аналогичным образом с помощью интерактивной карты руководители МСП смогут обосновать выбор наиболее прибыльного вида бизнеса для определенного места (территории или помещения), получив, например, информацию о:

  • развитости транспортной инфраструктуры в конкретной локации;
  • спросе населения — местах скоп­ления людей, количестве жилых домов рядом с помещением и уровне человекопотока;
  • количестве конкурентов и зонах их влияния.

По оценке АНО «НИСИПП», используя возможности интерактивной карты, предприниматели не только смогут создать новый бизнес, но и расширить существующий (открыть новый филиал, точку), диверсифицировать его (развить новое направление).

На базе интерактивной карты может быть создана целая экосистема поддержки МСП. Во-первых, система может быть интегрирована с порталом государственных услуг, в результате чего МСП смогут получать государственные услуги, не выходя из системы. Например, сразу подать заявку на участие в торгах на право заключения договора аренды выбранного помещения. Во-вторых, интерактивная карта может служить источником клиентов для геомаркетинговых агентств, разработчиков ГИС, которые сейчас ориентированы на крупный бизнес, а также консалтинговых компаний. Они могут разместить информацию о себе в системе и продавать МСП различные услуги — к примеру, доступ к дополнительным слоям коммерческой информации. Как видим, здесь открывается широкое поле для развития новых рынков.

Таким образом, развитие интерактивной карты на уровне города или региона приведет к значительному повышению эффективности информационной поддержки МСП и стимулирует повышение прибыльности и финансовой устойчивости малых и средних предприятий — а значит, и их вклада в экономику города или региона.

Полагаем, что основной спрос на интерактивные карты предъявят компании сферы услуг, для которых критично их расположение. К примеру, число таких компаний в Москве составляет порядка 80 тысяч. Сервисы, подобные описанному выше, существуют и сегодня, однако они платные и ориентированы не на субъекты МСП, а на крупный бизнес. Компании сектора МСП не могут позволить их себе их из-за высокой стоимости. Поэтому важно, чтобы интерактивная карта была государственным проектом. К тому же ключевой массив данных для системы предоставляет государство. Государство должно выступать в роли заказчика, а частная компания должна отвечать за разработку самой системы. Об этом свидетельствует в том числе передовой международный опыт. При этом, как уже отмечалось, к государственной интерактивной карте могут быть приложения — дополнительные коммерческие слои, которые предоставляются на платной основе на основе данных коммерческих организаций.

В заключение отметим, что информационная поддержка ведения бизнеса, согласно нашим исследования­м и недавнему исследованию KPMG, несмотря на кризисное время, является одним из наиболее востребованных направлений среди руководителей МСП. Как правило, ключевые вопросы руководителей субъектов МСП связаны с поиском поставщиков/партнеров, определением доступной поддержки (как государственной, так и негосударственной), в том числе по субсидированию процентной ставки по кредитам, а также анализом и прогнозированием рынка, на котором компания работает.

Поделиться