В последние годы к Ирану приковано всеобщее внимание международного сообщества. Интерес присутствовал и раньше, но он в большей степени был связан с потенциальной военной угрозой, которую видели в этом государстве. Сегодня Иран, который вот-вот освободится от груза международных санкций, заново открывают как страну с мощным экономическим потенциалом, привлекательную как для развития торговли, так и для инвестирования.
Антииранские санкции
Как известно, Иран длительное время вынужден был существовать в условиях жестких санкций, введенных и на международном уровне, и отдельными странами. В 1979 году после иранской Исламской революции США запретили своим гражданам и компаниям вести бизнес в Иране. Санкциям подвергались в том числе компании из третьих стран, нарушившие эмбарго. Это была довольно сильная мера, ведь мало кто хотел лишиться возможности вести дела с США. Позднее были установлены специальные санкции для компаний, инвестирующих в нефтегазовый сектор этой страны.
В 2005 году иранское правительство в нарушение Соглашения о нераспространении ядерного оружия возобновило работу над военным атомным проектом, что привело к углублению изоляции страны. В 2012 году Евросоюз ввел эмбарго на экспорт нефти и нефтепродуктов из Ирана, а также заморозил активы центрального банка страны (по различным оценкам, около 107 миллиардов долларов). В то время в ЕС шло порядка 20% нефтяного экспорта Ирана, это был второй после Китая покупатель иранских нефтепродуктов. В том же году иранская банковская система была отключена от системы SWIFT и тем самым изолирована от нормальных международных межбанковских транзакций. Санкции вводились и на международном уровне: Совет безопасности ООН одобрил несколько резолюций, среди прочего предусматривавших заморозку счетов отдельных иранских организаций и физических лиц.
Последствия санкций
В результате описанных мер Иран понес ощутимые экономические потери. Исламской республике был серьезно осложнен доступ не только к военным и ядерным технологиям, но также к продукции и технологиям, необходимым для нормального развития нефтегазового и энергетического комплексов. Добыча и экспорт нефти начали сокращаться. Если в 2011 году Иран продавал более 2,6 миллиона баррелей в сутки, то в 2014 году — уже 1,4 миллиона.
Потери понесли и другие отрасли, многие — косвенно, из-за нехватки инвестиций или санкций против банковской системы. Так, медикаменты и медоборудование не попали в санкционные списки, но вследствие отключения банков от SWIFT страна испытывает большие проблемы с приобретением лекарств, в частности для лечения рака, болезней крови, сердечно-сосудистых заболеваний. В Иране существует более или менее развитая фармпромышленность и предпринимаются попытки ее поддержки с помощью протекционистских мер, но из-за технологической и научной отсталости она неспособна производить современные лекарства.
Ответом Ирана на санкции стало наращивание нефтепереработки вместо экспорта сырья (сегодня нефтехимия занимает порядка 45% всего промышленного производства страны), а также активное и отчасти успешное развитие импортозамещения во многих отраслях. Этот опыт может показаться вдохновляющим для сторонников идей экономической автаркии. В то же время он демонстрирует, что изоляция неизбежно приводит к технологическому отставанию — известно, например, что эффективность иранской нефтедобычи одна из самых низких в мире. Та же нефтепереработка в последние годы переживала кризис из-за невозможности поставок импортного оборудования. В этой богатейшей нефтью стране время от времени даже возникает дефицит бензина. Итогом санкций можно назвать инфляцию в 40% в 2013 году, 21% в 2014 году и высокий (почти 22%) уровень безработицы среди молодежи.
Иран как соперник
Представляется, что осознание тупика изоляции как раз и подталкивает власти к урегулированию разногласий с мировым сообществом. В июле 2015 года Иран и «шестерка» международных посредников достигли соглашения по ядерной программе (в октябре оно вступило в силу). В обмен на снятие санкций Иран решил отказаться от попыток создания ядерного оружия и развивать «мирный атом» под контролем МАГАТЭ. Выполнение плана, предусмотренного договоренностями, займет какое-то время, но уже ко второму кварталу 2016 года ожидается отмена многих (хотя и не всех) мер, ранее введенных Совбезом ООН, Евросоюзом и США.
Наблюдатели отмечают, что для России отмена антииранских санкций — это в первую очередь вызов, но в более долгосрочной перспективе — еще и новые возможности. Угрозы для российской экономики, пожалуй, очевидны. Иран, являющийся вторым в мире по запасам газа (15% мировых запасов) и четвертым — по запасам нефти (10%), может стать серьезным конкурентом на рынке сырья. Особенно учитывая, что Европа нацелилась на диверсификацию поставок газа и намерена избавиться от энергетической зависимости от России. Кроме того, выход Ирана на рынок может оказать дополнительное давление на нефтяные цены, которые и без того угрожают стабильности финансовой системы России.
По данным Международного энергетического агентства, в 2015 году добыча нефти в Иране составляла в среднем 2,87 миллиона баррелей в сутки, а ко второму кварталу 2016 года она может вырасти до
Что касается газа, то практически весь добываемый в Иране газ (более 160 миллиардов кубических метров в год) идет на внутренний рынок. В свое время правительство стремилось заместить газом нефтепродукты, которые выгоднее было экспортировать. В итоге доля газа в первичном энергопотреблении страны — одна из наиболее высоких в мире. Есть мнение, что в ближайшие несколько лет Иран вряд ли что-то сможет с этим поделать.
Соперничество за Иран
Наблюдатели отмечали, что уже в начале 2014 года, когда достижение договоренностей с Западом только замаячило на горизонте, в Тегеран началось настоящее паломничество представителей иностранных инвестиционных фондов. Financial Times писала, что потенциальных инвесторов привлекает в Иране сильный средний класс, молодое и образованное население (самое большое в мире количество учащихся в расчете на 1000 жителей), растущий спрос на потребительские товары. Кроме того, их интерес вызывает развитый фондовый рынок. Рыночная капитализация 500 компаний, торгующихся на Тегеранской фондовой бирже, превышает 100 миллиардов долларов, а ежедневный объем торгов доходит до 100 миллионов.
По ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, иранская экономика —
К проблемам, которые могут препятствовать развитию инвестиционного процесса, можно отнести активное присутствие государства в экономике. По данным The Economist, всего десять лет назад системой централизованного планирования было охвачено до 60% всей экономики. Еще одна проблема — высокая коррупция и соответствующие издержки бизнеса. По индексу восприятия коррупции Иран, как и Россия, находится на
Перспективы России
В 2014 году товарооборот между Россией и Ираном составил 1,68 миллиарда долларов (на 2011 год пришелся пик взаимной торговли — около 3,7 миллиарда, затем, после введения санкций, у Ирана началось падение взаимной торговли почти со всеми странами). Примерно 85% этого объема занимает импорт из Ирана в Россию фруктов, овощей и орехов. Большую часть российского экспорта в исламскую республику составляют черные металлы и продукция машиностроения. Кроме того, мы экспортируем сельхозсырье, целлюлозно-бумажную продукцию, минеральные удобрения, транспортные средства. Россия и Иран не входят даже в десятку основных внешнеторговых партнеров друг друга. Примечательно, что объем торговли Ирана с другими странами СНГ составляет почти 7,3 миллиарда долларов (главные партнеры — Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Украина), с Евросоюзом — 26 миллиарда, Китаем — почти 52 миллиарда, США — всего около 300 миллионов.
Эксперты отмечают, что сегодня Иран больше всего заинтересован в сотрудничестве с Западом, а также с такими традиционными для себя партнерами, как Китай, Индия и Южная Корея. Этой точки зрения придерживается, например, известный иранист из Института востоковедения РАН В. И. Сажин. Ирану прежде всего нужны инвестиции и технологии, причем не только для нефтегазового комплекса, о котором говорилось выше, но и для других отраслей. Россия здесь, откровенно говоря, по своим возможностям занимает далеко не первое место.
Однако в некоторых сферах наши перспективы как экономического партнера Ирана все же неплохи. Это тепловая и ядерная энергетика (самый известный совместный проект двух стран — АЭС в Бушере, недавно «Росатом» подписал соглашение о строительстве второй очереди станции), производство оборудования для нефтегазового сектора, нефтесервисные услуги («Татнефть» еще в 2011 году подписала с иранской компанией NIOC контракт на разработку одного из нефтяных месторождений), помощь в развитии космической программы. Это авиапром: известно, что Россия ведет переговоры о поставке в Иран самолетов Superjet. Наконец, это сельское хозяйство, где в отличие от вышеперечисленных отраслей в сотрудничество смогут включиться малые и средние компании. Так, Иран активно покупает российское зерно, но объемы поставок вполне можно наращивать — потенциал здесь существенный.
Стоит иметь в виду, что ожидаемое снятие банковских санкций упростит торговые процедуры, в том числе банковские транзакции. Однако важно снимать другие барьеры для взаимной торговли. Так, по словам главы совместной Ирано-Российской торговой палаты Асадоллы Асгароулади, серьезной проблемой в торговле между двумя странами всегда была транспортная составляющая. Сегодня железнодорожный транспорт в ней никак не задействован, имеются проблемы и в области перевозок воздушным транспортом.
Нельзя забывать и про перспективы сотрудничества в военной сфере. С этим западные страны вряд ли будут спешить, а Россия вполне может воспользоваться моментом и укрепить партнерство с амбициозной региональной державой. Уже сейчас Россия поставляет Ирану средства ПВО, комплексы радиоэлектронной борьбы, военно-транспортные самолеты и вертолеты, помогает с модернизацией советской техники.
Россия после обострения отношений с Западом находится в поиске новых экономических партнеров, и Иран — крупное и относительно развитое государство, ведущее самостоятельную внешнюю политику, — кажется очень перспективным вариантом. Вопрос в том, что современная Россия может предложить Ирану. В конце концов, открывающийся иранский рынок — это лакомый кусок для многих государств, в том числе гораздо более промышленно развитых, чем мы. Сможет ли Россия поучаствовать в борьбе за него, покажут ближайшие годы.
М. А. ЦУЦИЕВ