Значительная часть работы Федерального казначейства направлена на развитие информационных систем. О том, как реализуется проект по созданию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», какие результаты дал ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок, журналу «Бюджет» рассказал заместитель руководителя Казначейства России Сергей Борисович ГУРАЛЬНИКОВ.
— Сергей Борисович, Казначейство России не первый год реализует проект «Электронный бюджет». Что уже сделано в минувшем году?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу поблагодарить журнал «Бюджет» за последовательное внимание к этому проекту. Не так давно на страницах вашего издания о целях, задачах и ходе реализации проекта «Электронный бюджет» подробно рассказала директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России Е. Е. Чернякова. Поэтому я, с вашего позволения, кратко остановлюсь только на его отдельных результатах.
Еще в 2014 году Федеральным казначейством была разработана централизованная подсистема ведения нормативной справочной информации (НСИ) и единый портал бюджетной системы (budget.gov.ru). Начну с централизованной системы управления НСИ, над развитием которой Федеральное казначейство активно работало на протяжении всего 2015 года.
Использование НСИ обеспечивает унификацию множества справочников Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства и других. Речь идет о таких справочниках, как справочники бюджетной классификации (главы, коды целевых статей, виды доходов, расходов), справочник лицевых счетов, общероссийские классификаторы (ОКОПФ, ОКФС, ОКВЭД, ОКТМО, ОКАТО) и другие. В НСИ реализованы автоматизированные процессы получения данных из внешних источников, механизмы ведения реестров заявочным способом, процессы распространения НСИ в информационные системы-потребители. Таковыми являются как подсистемы «Электронного бюджета», так и внешние. Например, сервис автоматизированного получения сведений ЕГРЮЛ через СМЭВ позволяет в автоматическом режиме проводить проверку и актуализацию сведений ЕГРЮЛ в различных реестрах, задействованных как в бюджетном, так и в закупочном процессах. То есть информации, которая востребована в повседневной работе наших территориальных органов.
В 2015 году в соответствии с приказом Минфина России от 23 декабря 2014 года № 163н проведена работа по формированию реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, — так называемого Сводного реестра. Сводный реестр — это единый централизованный информационный ресурс, содержащий и предоставляющий эталонные сведения о составе, ведомственной принадлежности и полномочиях участников и неучастников бюджетного процесса.
В формировании Сводного реестра было задействовано более 13 тысяч организаций, уполномоченных на предоставление сведений в Сводный реестр. На данный момент в него включена информация о более чем 214 тысячах организаций, в том числе о более чем 22,8 тысячи организаций федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также более 191 тысячи организаций бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований и территориальных государственных внебюджетных фондов. В 2016 году предполагается дополнить Сводный реестр сведениями о полномочиях организаций в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Для реализации государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» Федеральным казначейством разработан компонент системы «Электронный бюджет» по формированию базовых (отраслевых) и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями. В течение 2015 года ответственными ФОИВ и учредителями совместно с Федеральным казначейством была осуществлена масштабная работа по наполнению этого компонента данными. Проведена инвентаризация всех услуг и работ, которые оказывают и выполняют государственные (муниципальные) учреждения России. Были классифицированы и унифицированы показатели, характеризующие их качество и объем. Государственные (муниципальные) задания на 2016 год для них сформированы на основе ведомственных перечней.
— В последнее время Казначейство России приобретает новые функции. В частности, с прошлого года начал развиваться институт казначейского сопровождения крупных контрактов. Безусловно, это требует разработки новых ИТ-технологий. Расскажите, пожалуйста, о работе в этом направлении.
— Реализация нового направления деятельности, конечно же, потребует доработки информационных систем. Все операции в рамках казначейского сопровождения мы планируем консолидировать в системе «Электронный бюджет». Такой подход позволит получить оперативный доступ к распределенной на лицевых счетах подрядчиков и субподрядчиков, задействованных в реализации крупных государственных контрактов, информации и сводить ее в рамках централизованной системы. Сейчас мы завершаем опытную эксплуатацию технологии по сопровождаемым Федеральным казначейством государственным контрактам, связанным с реализацией проекта по строительству космодрома «Восточный». В дальнейшем разработанную технологию централизации данных планируем распространить и на остальные казначейские процессы не только в рамках казначейского сопровождения.
— Сергей Борисович, 1 января 2016 года Федеральное казначейство ввело в эксплуатацию информационную систему в сфере закупок. Расскажите, пожалуйста, о практических последствиях этого нововведения.
— Созданная Минэкономразвития России и Федеральным казначейством единая информационная система в сфере закупок (ЕИС), как вы уже сказали, была введена в эксплуатацию 1 января 2016 года, то есть в соответствии с установленным сроком. И функциональность ЕИС обеспечивает реализацию всех положений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, вступающих в силу с этой даты.
Я могу отметить, во-первых, формирование и размещение информации посредством информационного взаимодействия ЕИС. Это одно из важнейших нововведений ЕИС заключается в возможности «бесшовной» интеграции, которая позволяет без дополнительного входа в личный кабинет ЕИС для подписания сведений электронной подписью автоматически размещать в ЕИС информацию и документы, сформированные и подписанные в РМИС или системе «Электронный бюджет».
Во-вторых, это осуществление контроля информации и документов, подлежащих размещению в ЕИС, во взаимодействии с иными информационными системами (как форматные контроли на полноту сведений, так и логические на соответствие связанных данных бюджетного и закупочного процессов). Это и реализация функциональных возможностей для Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в части требований Федерального закона от 29 июня 2015 года № 156‑ФЗ, а также реализация расширенных функциональных возможностей для контрольных органов и органов аудита.
Наряду с функциональными изменениями выполнены технологические работы по повышению производительности и отказоустойчивости ЕИС, модернизирована поисковая часть системы, оптимизирован пользовательский интерфейс открытой части ЕИС.
— Должны ли пользователи официального сайта закупок пройти регистрацию в ЕИС?
— В соответствии с порядком регистрации в ЕИС, утвержденным приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 года № 27, работа всех категорий пользователей, ранее прошедших регистрацию и работавших на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru, обеспечена без каких-либо дополнительных действий с их стороны. До 1 июля 2016 года процедура регистрации останется такой, как была на официальном сайте закупок. С 1 июля 2016 года порядок регистрации организаций и уполномоченных лиц станет более простым в связи с началом использования таких информационных ресурсов, как Сводный реестр и единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). Будет автоматически осуществляться регистрация в ЕИС при включении организации с полномочиями в сфере закупок в Сводный реестр. Для тех организаций, полномочия которых можно проверить в автоматическом режиме, будет осуществляться авторегистрация в ЕИС после прохождения идентификации и аутентификации в ЕСИА. К таким организациям относятся банки (проверка будет осуществляться на наличие в перечне банков, которые имеют право выдавать банковские гарантии), операторы электронных площадок (их перечень устанавливает Правительство РФ), служба поддержки пользователей ЕИС (на основании контракта, включенного в реестр контрактов на выполнение работ по обслуживанию пользователей), операторы РМИС (они будут указываться в информации о системе при регистрации РМИС), заказчики по Федеральному закону № 223‑ФЗ (разместившие или не разместившие положения о закупке). Для включения в Сводный реестр и получения сертификата ключа проверки электронной подписи организации, желающие начать работу в ЕИС, с 1 июля этого года должны будут обращаться в территориальные органы Федерального казначейства.
— Какие положительные моменты введения ЕИС для работников контрактных служб, потенциальных подрядчиков, контрольных органов вы можете отметить?
— Остановлюсь на отдельных опциях. Реализованные в ЕИС специализированные наборы отчетов, включающие в том числе данные по закупочному процессу в разрезе уровней заказчиков и субъектов РФ, дают возможность формирования статистики по закупкам у предприятий среднего и малого предпринимательства, закупкам с преференцией для участников Таможенного союза, рейтинги заказчиков, контрактов, наиболее популярных товаров, работ и услуг. Ежедневно актуализируемая статистическая информация доступна на ЕИС любому пользователю в виде наглядных графических представлений — таблиц, графиков, диаграмм, виджетов.
Наборы и конструктор отчетов позволяют заказчикам и контрольным органам снижать трудозатраты на формирование отчетности. Кроме того, как уже говорилось ранее, в ЕИС созданы условия для работы контрольных органов в сфере закупок и органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе обеспечена возможность:
- передачи информации о жалобах по подведомственности и ведомственной принадлежности для субъектов и муниципальных образований;
- передачи информации о внеплановых проверках по подведомственности и ведомственной принадлежности для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- создания результата контроля по жалобе без создания внеплановой проверки, а также формирования отчета о проведенных мероприятиях;
- приема в ЕИС из информационной системы контрольного органа информации о жалобе, поданной в электронном виде.
— Что вы можете сказать о первых итогах работы системы? Пользователи столкнулись с какими-либо сложностями?
— Лучше всего о результатах запуска скажут цифры. По данным организации, оказывающей услуги по обслуживанию пользователей ЕИС, с 1 по 19 января количество входящих звонков составило 491,5 тысячи (что на 30 процентов меньше, чем в 2015 году), электронных писем — 14 тысяч (на 50 процентов меньше, чем в 2015 году). Это говорит в том числе о том, что запуск системы прошел без фатальных ошибок. Об этом также свидетельствуют статистика размещения закупочных документов и активность пользователей. К примеру, если в 2015 году с 1 по 19 января в рамках Закона № 44‑ФЗ было размещено 162,3 тысячи контрактов на сумму 236,5 миллиарда рублей, то в 2016 году на эти даты размещено 222,7 тысячи контрактов на сумму 279,6 миллиарда рублей.
При запуске ЕИС в эксплуатацию мы исходили из общепринятой практики, то есть подготовили два варианта дизайна: в новом и привычном формате. Это сделано для постепенной адаптации пользователей. Новый дизайн проходит апробацию и донастройку, которые должны завершиться до конца января — середины февраля. Сейчас ведется активная работа со всеми заинтересованными лицами (заказчиками, поставщиками, общественными организациями) по улучшению работы сайта.
Так, 19 января 2016 года на площадке Министерства экономического развития РФ было проведено совещание по вопросу мониторинга работоспособности ЕИС. Участвовали представители Министерства экономического развития РФ, Казначейства России, главные контрольные управления города Москвы и Московской области, Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу, представители электронных площадок и другие. По информации участников, запуск ЕИС был осуществлен в плановом режиме, возникающие вопросы решаются в рабочем порядке.
— Каковы перспективы развития единой информационной системы в сфере закупок?
— Положения Закона 44‑ФЗ вступают в силу поэтапно, поэтому большой блок требуемых функциональных возможностей ЕИС в части информационного обеспечения контрактной системы будет реализован к 1 января 2017 года. И вопрос развития контрактной системы — это прежде всего вопрос развития нормативной базы. В этом направлении уже есть положительный опыт совместной работы уполномоченных органов и экспертного сообщества. Мы в свою очередь готовы к диалогу по всему кругу вопросов, связанных с информационным обеспечением контрактной системы. В перспективе развитие системы создаст условия для совершенствования механизмов, направленных на снижение коррупции, повышение прозрачности закупочной деятельности, и упростит доступ бизнеса к закупочному процессу.
Для достижения всего вышеперечисленного предусматривается в том числе переход к электронным процедурам определения поставщиков, обеспечение сквозного контроля документов в рамках контрактной системы на соответствие объемам финансового обеспечения, предусмотренным бюджетом. Кроме того, планируется ведение каталога товаров, работ, услуг и переход к использованию данного каталога при формировании информации о закупках и закупочной документации, обеспечение применения нормативов на закупку товаров, работ, услуг, требований к отдельным видам товаров, работ, услуг и установленного на государственном уровне лимита затрат на такие виды товаров, работ, услуг.
— Расскажите, пожалуйста, об основных задачах Федерального казначейства по развитию информационных технологий на 2016 год.
— В условиях сокращения бюджетных расходов и необходимости оптимизации численности госслужащих Федеральное казначейство проводит политику активной централизации информационных сервисов. Для решения этих задач мы осуществляем консолидацию вычислительных сервисов Федерального казначейства на вводимых в эксплуатацию ЦОДах Минфина России. На базе ЦОДов планируется создать гибкую и масштабируемую систему, в том числе с использованием облачных вычислений, обеспечивающую необходимыми мощностями как развитие и расширение линейки сервисов, так и их катастрофоустойчивость. В настоящее время Федеральное казначейство совместно с ФГУП «Гознак» создает единую облачную инфраструктуру как типовой унифицированный сервис для развертывания прикладного программного обеспечения. Это упростит, ускорит и удешевит разработку, внедрение и эксплуатацию всего множества используемых у нас информационных систем.
Кроме того, проводимые нами работы по типизации и стандартизации сервисов на базе облачных технологий в рамках ЦОДов Минфина России направлены на создание необходимой технологической базы для развития системы «Электронный бюджет» и обеспечение возможности объединения ИТ-инфраструктуры казначейства с гособлаком, создаваемым Минкомсвязи России для органов государственной власти.
Внедрение универсальных веб-сервисов системы «Электронный бюджет» и перевод клиентов в среднесрочной перспективе на обслуживание в электронные фронт-офисы расширит охват клиентов, освободит их от территориальной привязки к органам казначейства. А создание возможностей для универсализации компетенций по обслуживанию клиентов в межтерриториальных специализированных организациях даст клиенту, обратившемуся за услугой в специализированную организацию, независимо от того, в каком территориальном органе он открыл лицевой счет — на Камчатке или в Москве, возможность получать гарантированный уровень качества сервиса на всей территории России. Поэтому переход на новый технологический уровень, оптимизация организационно-функциональной структуры и внедрение новых стандартов обслуживания позволит нам высвободить необходимые ресурсы для расширения линейки сервисов, выполнения новых функциональных задач.
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО