Версия для печати 1994 Материалы по теме
Системность — наше стратегическое преимущество

Свердловская область — крупнейший регион Урала. В новой экономической реальности региону пришлось тяжелее многих: основа его экономики — горнодобывающая и металлургическая отрасли промышленности — во многом завязана на экспорт. Впрочем, несмотря на объективные сложности, по большинству основных социально-экономических показателей развития Свердловская область по-прежнему входит в первую десятку регионов, а также является «пилотом» в целом ряде федеральных проектов. Подробности предпринимаемых властями мер по развитию области мы узнали у ее губернатора Евгения Владимировича КУЙВАШЕВА.

— Евгений Владимирович, как в условиях ограниченных возможностей областного бюджета решаются задачи комплексной поддержки инвестиционных проектов, программ импортозамещения и экспорта в ключевых отраслях промышленности? Что делается в целях подготовки высококвалифицированных кадров для экономики региона?

— Максимальный упор мы сделали на помощь предприятиям в привлечении существующих и введенных в 2015 году федеральных инструментов поддержки. При непосредственном участии правительства региона в 2015 году дан старт реализации 16 крупных инвестиционных проектов промышленных организаций области с общим объемом инвестиций 27 миллиардов рублей, при этом по четырем из них инициаторы проектов получили льготные займы под 5 процентов годовых от Фонда развития промышленности на сумму около 1,8 миллиарда рублей. Кроме того, недавно в фонде прошли экспертизу еще три инвестпроекта, которые в ближайшее время будут рассмотрены на экспертном совете фонда (общая сумма займов по ним может составить 860 миллионов рублей).

Также в прошедшем году 12 комплексных инвестиционных проектов прошли конкурсный отбор по приоритетным направлениям гражданской промышленности, проведенный Минпромторгом России. Организации, осуществляющие эти проекты, получили поддержку в виде невозвратных субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на реализацию данных проектов (до 70 процентов ключевой ставки ЦБ РФ). Общий объем инвестиций в эти проекты составит около 19 миллиардов рублей.

С 2014 года у нас реализуется государственная программа «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года», в рамках которой в 2015 году трем промышленным предприятиям были предоставлены областные субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для реализации инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичной импортозамещающей и экспортно ориентированной продукции. Общий объем инвестиций по данным проектам составляет 47,2 миллиарда рублей.

За счет активной позиции Свердловской области 38 региональных промышленных предприятий вошли в Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, утвержденный Минпромторгом России. Восемь организаций региона уже заключили соглашения с Минпромторгом России на получение невозвратных субсидий на компенсацию затрат по кредитам, взятым на пополнение оборотных средств, на сумму 623,3 миллиона рублей. Это позволит предприятиям поддержать текущую производственную деятельность по выпуску конкурентоспособной промышленной продукции как для внутреннего, так и для зарубежного рынков.

— Расценивается ли как потенциал создание свердловскими малыми предприятиями инновационной продукции?

— Разумеется. В 2015 году представительством Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере при содействии Правительства Свердловской области была оказана финансовая поддержка инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. Невозвратные субсидии размером 210,4 миллиона рублей позволили дать старт 44 инвестиционным проектам малых предприятий.

Вообще область активно занимается внедрением результатов НИОКР в промышленное производство. Для этого совместно с Минкомсвязи России создан технопарк высоких технологий «Университетский». На 28 тысячах квадратных метров площадей технопарка уже в первый год реализации проекта разместилось 15 резидентов с общим объемом выручки более 500 миллионов рублей. Организации промышленности также имеют возможность стать резидентами инновационного территориального кластера «Титановый кластер Свердловской области», созданного по программе Минэкономразвития России.

Регион совместно с ведущими предприятиями занимается развитием кадрового потенциала за счет внедрения дуальной системы образования и разработкой новых образовательных стандартов. В рамках комплексной программы «Уральская инженерная школа» создано 15 базовых кафедр на ведущих предприятиях области. По итогам конкурса, проведенного Минобрнауки РФ, наш регион получил право создать на базе технопарка высоких технологий «Университетский» Межрегиональный центр компетенций по подготовке специалистов машиностроения. Кроме того, второй год в Свердловской области проводится Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности Worldskills Hightech.

— За прошедший год Свердловскую область стали воспринимать как регион, где выстроена системная работа по развитию импортозамещения.

— Действительно, область вошла в топ-5 российских регионов по числу проектов импортозамещения, включенных в специальные отраслевые планы Минпромторга России. Общий объем производства импортозамещающей продукции в 2015 году оценивается в 155 миллиардов рублей и имеет дальнейший потенциал роста до 333 миллиардов.

— А малое и среднее предпринимательство? Как, исходя из более скромных возможностей областного бюджета, поменялась политика оказания поддержки малому и среднему бизнесу?

— Принципиально важно, что объем региональной финансовой поддержки бизнеса был привязан к целевым показателям: количеству субъектов малого и среднего предпринимательства и доле занятых в сфере предпринимательства. В течение последних трех лет последовательно реализуются меры, направленные на повышение эффективности инструментов поддержки, критериями которой являются создание высокопроизводительных рабочих мест и объем уплаченных налогов субъектами предпринимательской деятельности.

Несмотря на то что число получателей финансовой поддержки в 2015 году снизилось по сравнению с 2014 годом, число созданных рабочих мест на одного получателя поддержки увеличилось на пять процентов. В 2014 году 265 субъектами малого и среднего предпринимательства было создано 575 рабочих мест, объем налогов составил 222 миллиона рублей. В 2015 году 173 получателями финансовой поддержки создано 392 рабочих места и уже уплачено 216,3 миллиона рублей.

Если в 2014 году соотношение расходуемых средств областного бюджета и объема уплаченных налогов составляло 2 к 1, то в 2015 году были изменены условия предоставления субсидий: их размер напрямую привязан к объему уплаченных налогов. Таким образом, соотношение средств областного бюджета к объемам уплаченных налогов составило в среднем 1 к 2,5. Это в конечном счете повышает бюджетную эффективность, обеспечивая возврат всех вложенных средств в областной бюджет через налоги и налоговые платежи.

Добавлю, что объем финансирования мероприятий по поддержке предпринимательства из областного бюджета на 2016 год полностью сохранен на уровне 2015 года и составляет 414 миллионов рублей.

— Евгений Владимирович, в своем инвестиционном меморандуме вы определили основные направления инвестиционной политики региона на 2016 год. Прокомментируйте, пожалуйста, каких результатов ожидаете от их реализации?

— Первый результат — это формирование нового качества инвестиционного климата. Вся деятельность государственных и муниципальных органов управления должна быть направлена на стимулирование инвестиционной активности. Необходимо не только обеспечить приток инвестиций в производство, но и создать оптимальные условия для инвесторов в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта.

Второй — увеличение притока инвестиций и стимулирование малого и среднего предпринимательства. Необходимо уделить особое внимание вопросам встраивания субъектов малого и среднего предпринимательства в кооперационные цепочки с крупными предприятиями.

Следующий — формирование планов привлечения инвестиций в каждом муниципальном образовании. В каждом муниципалитете Свердловской области должен реализовываться свой инвестиционный проект, а еще лучше — пакет проектов. Для этого важно максимально быстрыми темпами внедрить в практику муниципальный инвестиционный стандарт, институт муниципальных инвестиционных уполномоченных и муниципальные агентства развития.

Реализация проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства — четвертый приоритет. Сегодня 17 таких проектов находятся в стадии реализации, еще несколько — на стадии проработки. Среди них третий пусковой комплекс автомобильной дороги вокруг Екатеринбурга и строительство автодорожного моста через городской пруд в Нижнем Тагиле. Предварительная оценка инвестиций по уже обсуждаемым проектам может составить порядка 19 миллиардов рублей. В 2016 году перед каждым исполнительным органом государственной власти и органом МСУ поставлена задача по формированию дополнительно не менее 5–7 инвестиционных предложений.

Пятая цель — активизация работы по формированию специальной инфраструктуры. Это касается индустриальных и технопарков, в том числе частных, особой экономической зоны «Титановая долина», территории опережающего социально-экономического развития в Краснотурьинске. Шестая цель — обеспечение эффективного взаимодействия с федеральными структурами, институтами развития, госкорпорациями, естественными монополиями, обеспечение активного участия в реализации федеральных программ.

Еще одно приоритетное направление инвестиционной политики нашего региона — развитие деловых контактов с зарубежными партнерами. 2016 год пройдет под знаком партнерства с Индией, которая выступит государственным партнером промышленной выставки ИННОПРОМ.

Реализация на практике этих направлений должна позволить выиграть конкуренцию с другими регионами страны в инвестиционной сфере, обеспечить Свердловской области высокое место в рейтинге инвестиционной привлекательности. Объем привлеченных инвестиций и количество реализованных инвестиционных проектов в 2016 году станут критериями оценки эффективности работы министерств и органов местного самоуправления.

Наша стратегическая цель — обеспечить переход от реализации единичных инвестиционных проектов к комплексной системе массового привлечения инвестиций. А ближайшая задача — преодолеть отрицательный рост инвестиций и обеспечить положительную динамику по итогам 2016 года.

— Правительство области инициировало разработку Стратегии социально-экономического развития Свердловской области. Какова главная цель документа?

— Цель — повышение конкурентоспособности области. Нам важно на международном уровне заявить о себе как о регионе, в котором созданы комфортные условия для жизни и развития человека, где опережающими темпами растет экономика. Для этого были проанализированы конкурентные преимущества нашего субъекта, определены перспективные векторы развития и точки роста. Все они легли в основу стратегии развития Свердловской области до 2030 года.

Направления стратегии тесно увязаны с основными приоритетами развития России и Уральского федерального округа. Учтены интересы ведущих региональных предприятий и внешних инвесторов. Стратегия базируется на целевом сценарии долгосрочного прогноза социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года, который характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и опирается на новую индустриализацию, создание новых высокотехнологичных отраслей и развитие современной транспортной инфраструктуры.

— И каковы же приоритеты, на которых базируется Стратегия-2030?

— Наш первый приоритет — «новое качество жизни». Речь идет о создании в регионе конкурентных условий для накопления и сохранения человеческого потенциала. Причем крайне важна конкурентоспособность сферы образования на мировом уровне. Ключевым пунктом является прежде всего подготовка профессиональных педагогических кадров, соответствующих передовым стандартам, и повышение общего уровня образования в регионе.

Приоритетным направлением здесь стала комплексная программа «Уральская инженерная школа», суть которой — создание непрерывной системы подготовки кадров инженерных специальностей, как высококвалифицированных, так и рабочих. Дефицит этих кадров является серьезным вызовом не только для Свердловской области, но и для страны в целом. Учитывая индустриальный характер региона и стремление к повышению международной конкурентоспособности промышленного комплекса, необходимо уже со школы ориентировать детей на получение естественно-научного и технического образования.

Население Свердловской области — 4 315 830
человек. Это 3% населения страны и пятое место среди субъектов РФ (после Москвы, Московской области, Краснодарского края и Санкт-Петербурга)

Другие немаловажные направления, предусмотренные в стратегии, — приобщение жителей области к здоровому образу жизни и обеспечение доступности и качества медицинских услуг, развитие жилищного строительства и повышение его доступности для населения, формирование комфортной социальной среды для жителей области.

Второй приоритет — «новая индустриализация». Его суть — создание условий для повышения конкурентоспособности промышленного, инновационного и предпринимательского потенциала экономики Свердловской области. Данный приоритет связан с переводом экономики региона на новый уровень, начиная от промышленности и заканчивая институциональными условиями для ведения бизнеса.

Целевой сценарий прогноза предусматривает структурную модернизацию экономики в сторону повышения вклада высокотехнологичных секторов промышленности, в первую очередь за счет машиностроения, включая оборонно-промышленный комплекс, и химической промышленности. В стратегии предложены конкретные проекты по развитию региональных конкурентоспособных кластеров — кластер железнодорожного машиностроения, титановый кластер, фармацевтический и химический кластеры, перспективными являются трубный и приборостроительный кластеры; проекты по встраиванию предприятий региона в глобальные производственные цепочки, например в авиационной промышленности.

Не менее важным аспектом является поддержка вывода продукции на новые рынки, как географические: зарубежные, национальные и региональные, так и продуктовые: например, импортозамещение, углубление переделов продукции, производство новых видов продукции, включая инновационные, развитие новых компетенций в области оказания производственных услуг.

— Для достижения регионом глобальной конкурентоспособности необходимо развиваться в соответствии с мировыми тенденциями и даже опережая их...

— Бесспорно, поэтому отдельным направлением в стратегии предложен проект по созданию мощной инновационной инфраструктуры «Уральский технополис» на базе ведущих свердловских вузов, прежде всего УрФУ и УрО РАН. Его роль — формирование научно-технологических заделов, поиск и адаптация передовых технологий с последующим внедрением в производственные процессы предприятий и производство инновационной продукции. Привлечение инвестиций — не менее важное стратегическое направление. Задача области заключается в повышении привлекательности региона для внешних и внутренних инвесторов, а также ведения предпринимательской деятельности.

Третий приоритет — «территория для жизни и бизнеса». Он касается эффективного пространственного развития региона с учетом выделения территорий опережающего развития, сбалансированного развития всей территории области, а также развития современной инфраструктуры — индустриальной (ОЭЗ, индустриальные парки, промышленные парки), транспортной и коммуникационной.

Для реализации этих направлений стратегия предусматривает проект, связанный с активным развитием агломерационных процессов, прежде всего вокруг Екатеринбурга и близлежащих муниципалитетов, образующих Екатеринбургскую агломерацию, с постиндустриальным ядром (Екатеринбург) и промышленным кольцом вокруг него. Это потребует синхронизации документов развития территорий — генеральных планов, размещения производственной, инженерной инфраструктуры, строительства жилья.

Стоит отметить еще один важный стратегический проект документа — создание международного транспортно-логистического хаба, позволяющего реализовать преимущества географического расположения региона, его транзитный потенциал в части пассажиропотока и грузоперевозок.

Такие проекты пронизывают все ключевые направления стратегии. Всего в ней предложено 27 проектов, которые станут основой для плана мероприятий по реализации стратегии и выполнения поставленных в документе целей.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться