За любой цифрой бюджета стоят реальные люди. Как в условиях дефицита средств найти золотую середину — определить точку равновесия между оптимальными бюджетными расходами и интересами населения, как расставить приоритеты при верстке главного финансового документа региона, изыскать резервные источники доходов, разумно и эффективно сократить расходы, — об этом мы беседуем с заместителем председателя Правительства Свердловской области — министром финансов Галиной Максимовной КУЛАЧЕНКО.
— О стратегических планах развития региона в своем интервью подробно рассказал Евгений Владимирович. Галина Максимовна, от министра финансов области хотелось бы узнать детали исполнения бюджета прошлого года.
— Исполнение бюджета в 2015 году происходило под влиянием негативных экономических факторов. Как следствие, мы получили и рост переплат по налогу на прибыль организаций, и рост задолженности по основным бюджетообразующим налогам. Но при формировании бюджета на 2015 год нами были учтены все возможные риски — прогноз доходов бюджета области разрабатывался по базовому варианту развития, учитывающему возможное замедление темпов роста экономики региона, а также сохранение нестабильности конъюнктуры основных товарных рынков.
С учетом внесенных изменений годовой прогноз по доходам областного бюджета на 2015 год составил 174 миллиарда рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам — 151,1 миллиарда. За 2015 год в областной бюджет поступило 176,1 миллиарда рублей, из них налоговых и неналоговых доходов — 153,1 миллиарда. Годовой прогноз по налоговым и неналоговым доходам исполнен на 101,4 процента. При этом обеспечен рост к уровню 2014 года на 7,4 процента (на 10,5 миллиарда рублей). Перевыполнение годового прогноза еще раз подчеркивает верность выбранного варианта формирования бюджета.
Безусловно, это в том числе следствие реализуемых Правительством Свердловской области мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики. Традиционно эта работа проводится в рамках дорожной карты по повышению доходного потенциала Свердловской области. Результат не замедлил сказаться — за 2015 год в консолидированный бюджет области поступило дополнительно 10,8 миллиарда рублей (за 2014 год — 7,8 миллиарда рублей).
Кроме того, проводится ежегодная оценка эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством. По результатам принятых в 2014 году решений об оптимизации преференций дополнительные доходы бюджета Свердловской области составили порядка 2,7 миллиарда рублей.
— Какие результаты дала оптимизация расходов? Вообще насколько жестко вы подошли к этому вопросу?
— Мы избрали взвешенный подход, стремясь соблюсти баланс между оптимальными бюджетными расходами и интересами жителей области. Среди основных мероприятий по сокращению расходов следует отметить оптимизацию бюджетной сети; проведение оптимизации расходов на финансовое обеспечение выполнения государственного задания путем внедрения механизма оплаты за фактически выполненные работы (оказанные услуги), а также нормативно-подушевого финансирования; инвентаризацию социальных выплат на предмет соблюдения принципа адресности и нуждаемости; проведение проверок эффективности инвестиционных проектов, реализуемых полностью или частично с участием средств областного бюджета; проведение взвешенной долговой политики, направленной в том числе на сокращение расходов бюджета на обслуживание долга.
— По цифрам видно, что принятые в прошлом году меры оправдали ожидания. А из какого сценария вы исходили при формировании бюджета 2016 года?
— Мы исходили из инерционного варианта развития экономики — существенного роста доходов бюджета по сравнению с 2015 годом ожидать не приходится. При этом мы учли как требование одного из поручений Президента РФ о ежегодном сокращении расходов не менее чем на пять процентов в реальном выражении, так и достаточно жесткие условия заключенного с Министерством финансов РФ соглашения о предоставлении бюджетного кредита в целях замещения рыночных обязательств. Так, бюджет 2016 года сформирован с дефицитом в 9,2 процента к налоговым и неналоговым доходам, со снижением к утвержденному уровню 2015 года на 5,9 процентных пункта.
Безусловно, бюджет 2016 года останется социально ориентированным: на финансирование социальной сферы предусмотрены средства в объеме 134,7 миллиарда рублей, что выше уровня 2015 года на 1 миллиард рублей. При снижении общего объема расходов бюджета 2016 года удельный вес социальных расходов по сравнению с прошлым годом увеличился на 3,5 процента (до уровня 70,6 процента).
По остальным расходам принято достаточно жесткое решение о сокращении, в том числе введен коэффициент оптимизации по расходам муниципальных образований на десять процентов. В
Среди приоритетов — исполнение социальных обязательств перед жителями Свердловской области, реализация майских указов президента, подготовка к проведению в Екатеринбурге чемпионата мира по футболу. Инвестиционные расходы запланированы только по объектам с высокой степенью готовности либо представляющим наибольшую общественную значимость для жителей нашей области.
— Как отразилось принятие Закона №
— Министерством финансов Свердловской области разработан порядок осуществления ГРБС ведомственного контроля в сфере закупок, который утвержден постановлением правительства субъекта. Все ГРБС утвердили регламенты проведения ведомственного контроля в сфере закупок и разместили их на официальных сайтах. По результатам осуществления мероприятий ведомственного контроля ГРБС направляют информацию в Минфин Свердловской области. Далее наши специалисты эту информацию анализируют и доводят до руководителей области для принятия управленческих решений.
В 2015 году в Минфин области поступило 42 материала ведомственного контроля, содержащих признаки административного правонарушения в сфере закупок. По результатам их рассмотрения возбуждено 58 дел об административных нарушениях, наложено штрафов почти на 700 тысяч рублей.
Что касается местного уровня, то в Российской Федерации в 24 субъектах контрольные органы в сфере закупок в муниципальных образованиях или не созданы, или работают неэффективно. Для сравнения, в Свердловской области данная функция реализуется во всех 73 муниципальных образованиях, во многих из них функции контроля закупок возложены на финансовые управления.
— Какая поддержка оказывается органам МСУ при осуществлении контроля в сфере закупок?
— Министерством финансов Свердловской области во исполнение поручения Президента России от 10 сентября 2014 года № Пр-2155 организован ежеквартальный мониторинг реализации контроля в сфере закупок органами местного самоуправления. По итогам мониторинга областным Минфином ежеквартально направляются письма главам муниципальных образований с указанием недостатков в организации контрольной деятельности, типичных нарушений, допускаемых заказчиками, и мер по повышению эффективности контроля. Не менее двух раз в год Министерством финансов проводятся обучающие семинары-совещания для специалистов органов МСУ.
Также разрабатываются и направляются в муниципальные образования методические рекомендации, в том числе о порядке проведения плановых проверок соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, о порядке рассмотрения обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком и другие. Реализация контрольной функции в сфере закупок находится на постоянном контроле губернатора и Правительства Свердловской области.
— Одним из основных принципов закона о контрактной системе является принцип персональной ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Какие меры применяются к должностным лицам, допустившим нарушения федерального законодательства о закупках?
— Министерством финансов области организовано взаимодействие с контрольными и надзорными органами региона, в том числе прокуратурой, Счетной палатой. В связи с тем, что у субъектовых органов контроля в сфере закупок отсутствуют полномочия по проведению проверок муниципальных заказчиков в плановом порядке, специалисты областного Минфина привлекаются для участия в проверках органов прокуратуры.
По результатам проверок возбуждаются дела об административных правонарушениях и направляются для рассмотрения в Министерство финансов области. Так, за 2015 год рассмотрено 300 дел об административных правонарушениях в сфере закупок по материалам, поступившим из органов прокуратуры. По итогам рассмотрения дел руководителям органов МСУ назначены административные штрафы на общую сумму 4,6 миллиона рублей.
В муниципальных образованиях Свердловской области, где не были проведены проверки, областной Минфин инициировал работу по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие федеральному законодательству о закупках. В настоящее время эта работа продолжается.
Минфин Свердловской области на постоянной основе проводит профилактику нарушений законодательства о закупках государственными заказчиками региона. Информация о результатах контроля в сфере закупок и выданных предписаниях размещается на официальном сайте zakupki.gov.ru и сайте Министерства финансов Свердловской области. Нарушения, выявленные в ходе плановых проверок, анализируются в региональном Министерстве финансов. Письма с соответствующими рекомендациями доводятся до руководителей исполнительных органов власти.
— Теневая занятость — бич современной российской экономики. Как в области решается эта проблема?
— Сегодня, по данным Роструда, порядка 250 тысяч человек в регионе осуществляют трудовую деятельность неофициально, а значит, не платят налоги и работодатель не осуществляет отчисления во внебюджетные фонды. В результате самых приблизительных расчетов внебюджетные фонды ежемесячно недополучают порядка 600 миллионов рублей.
В соответствии с поручениями заместителя Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец в Свердловской области на основе межведомственного взаимодействия организована работа по снижению неформальной занятости — и на региональном, и на муниципальном уровнях. На уровне области ее ведет Координационный совет по вопросам оплаты труда и легализации трудовых отношений. В его состав, помимо представителей органов исполнительной власти региона, вошли представители территориальных федеральных органов власти, таких как УФНС, Государственная инспекция труда, прокуратура, Министерство внутренних дел, Служба судебных приставов, Пенсионный фонд, ФОМС и Фонд соцстраха, а также представители профсоюзов, объединений работодателей. Заседания совета проходят в режиме видеоконференции с муниципальными образованиями.
Кроме того, решение задачи по снижению неформальной занятости обеспечивают областная правительственная комиссия по укреплению финансовой дисциплины и мобилизации доходов бюджета и отраслевые межведомственные комиссии по вопросам расширения налоговой базы по видам экономической деятельности.
На уровне муниципальных образований функционируют рабочие группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды. К их работе также привлечены представители территориальных подразделений областных и федеральных органов власти.
В рамках работы по снижению неформальной занятости к участию в заседаниях межведомственных рабочих групп приглашаются работодатели, проводятся выездные мероприятия в организациях, где предположительно практикуется неформальная занятость. Организовано анонимное анкетирование граждан, созданы почтовые ящики и телефоны доверия, ведется разъяснительная работа с работниками, предпринимателями, руководителями организаций, размещаются материалы наглядной агитации, в СМИ и на различных ресурсах в сети интернет осуществляется формирование негативного отношения к неформальной занятости.
Наилучших результатов в этой работе добились городские округа Березовский, Верхняя Пышма, Бисертский, Верхнее Дуброво, Верхняя Тура, Верхотурский, Красноуральск, Нижнетуринский, Среднеуральск, Камышловский муниципальный район и поселок Пелым.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА