25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 7242 Материалы по теме

Одной из самых значимых новаций последних лет стал переход к программному бюджету, повлекший за собой изменения в порядке составления и утверждения бюджетов всех уровней. Применение программно-целевого принципа позволило планировать бюджетные ассигнования на выполнение конкретных целей и задач для достижения результатов, предусмотренных программами. В городском округе город Уфа Республики Башкортостан была проведена большая работа для обеспечения реализации выполнения требований бюджетного законодательства и перехода на программно-целевой принцип управления бюджетом.

Ольга Валерьевна КИРТЬЯНОВА, главный экономист бюджетного отдела финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Анна Александровна ЗМЕЕВА, начальник отдела по методологии управления внедрения и развития информационных систем НПО «САПФИР»

В Уфе в 2014 году был разработан и утвержден ряд документов, непосредственно регулирующих порядок формирования муниципальных программ и управление ими. Это постановления администрации города от 22 августа 2014 года № 3872 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Уфа Республики Башкортостан» и от 27 июня 2014 года № 2862 «О методике проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ городского округа город Уфа Рес­публики Башкортостан».

В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами в Уфе было разработано и утверждено 16 муниципальных программ. Бюджет был сформирован в программной структуре, с долей программных расходов около 85%. Учитывая специфику структурной организации органов местного самоуправления, при которой администрации районов городского округа являются главными распорядителями бюджетных средств, расходы на их центральный аппарат были выведены в непрограммную часть бюджета.

В первоначальном варианте ряд муниципальных программ были перегружены за счет включения в них функционально различных целей, задач и целевых индикаторов. С целью обеспечения минимизации непрограммной части расходов бюджета городского округа и оптимизации структуры муниципальных программ специалистами Финансового управления администрации города совместно с сотрудниками компании НПО «САПФИР» была проведена методическая работа по анализу действующих муниципальных программ и нормативно-правовой базы. Были внесены изменения в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, изменен подход к формированию муниципальных программ, а также изменена их структура.

В результате проведенной работы по оптимизации управления городскими программами и совершенствованию применения принципа программного бюджетирования в настоящее время количество муниципальных программ возросло до 22 за счет новых муниципальных программ администраций районов города и финансового управления администрации муниципалитета. Таким образом, расходы на содержание администраций районов и финансового управления вошли в программную часть бюджета как мероприятия обеспечивающих подпрограмм. Действующие муниципальные программы были структурно переработаны, в результате чего произошла четкая и однозначная взаимо­увязка целей, задач и показателей подпрограмм муниципальных программ. Также определено соответствие объемов расходов на реализацию мероприятий муниципальных программ с планируемыми результатами достижения значений целевых индикаторов.

В рамках применения нового подхода к формированию и реализации муниципальных программ удалось достичь следующих результатов:

  • прозрачной и четкой структуры муниципальных программ;
  • однозначной взаимосвязи между целями, задачами и целевыми показателями муниципальной программы (подпрограммы);
  • взаимосвязи между мероприятиями подпрограмм муниципальных программ и целевыми показателями;
  • возможности определения, на достижение каких целевых показателей направлена реализация тех или иных мероприятий, и, как следствие, возможности оценить эффективность финансирования данных мероприятий;
  • эффективности и качества управления и мониторинга реализации муниципальных программ.

В целях обеспечения реализации программно-целевого принципа формирования бюджета большое внимание уделяется использованию современных информационных систем, позволяющих повысить качество и эффективность управления муниципальными финансами. Так, в Уфе с 2015 года для формирования и управления муниципальными программами применяется разработанная компанией НПО «САПФИР» информационная система «ИСУФ». В настоящее время все ответственные исполнители муниципальных программ используют ПК «ИСУФ» в своей работе.

Применение программно-целевого метода планирования совместно с другими бюджетными инструментами вносит вклад в повышение эффективности бюджетных расходов. Достижение результатов целей и задач, поставленных в муниципальных программах, способствует в целом социально-экономическому развитию муниципального образования.

В Уфе задачи планирования бюджета, формирования муниципальных заданий и муниципальных программ взаимосвязаны между собой не только в теории, но и на практике. Так, в муниципальные программы включены сводные показатели муниципальных заданий, которые отражаются в качестве информации в разрезе мероприятий муниципальных программ с указанием значений натуральных показателей муниципальных услуг (работ) и объемов расходов на очередной год и плановый период. За счет применения информационной системы в автоматизации формирования муниципальных заданий и муниципальных программ любое изменений муниципальной услуги (работы) находит свое отражение в мероприятиях муниципальных программ.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно