Предгорный муниципальный район (Ставропольский край) — победитель VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления муниципальными финансами», диплом в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами»
После кардинального изменения системы бухгалтерского учета в организациях государственного и муниципального секторов проблема нехватки высококвалифицированных кадров стала особенно острой. Если раньше ее решали путем привлечения специалистов из коммерческой сферы, то в настоящее время адаптировать такого сотрудника к работе в бюджетной сфере уже практически невозможно. О том, какие шаги предпринимает руководство района, чтобы решить эту проблему, мы побеседовали с Казбеком Дзанхотовичем ЦАРИКАЕВЫМ, заместителем главы администрации, начальником финансового управления администрации Предгорного муниципального района.
— Казбек Дзанхотович, Предгорный муниципальный район получил номинацию «За лучшую организацию работы с кадрами» по итогам VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые вопросы кадрового обеспечения на местном уровне?
— Работа финансового органа, осуществляющего организацию исполнения бюджета, невозможна без высококвалифицированных кадров, владеющих знаниями во всех областях бюджетного процесса: учета, планирования, налогообложения, организации отчетности, а также в области доходов, разграничения расходных обязательств и так далее. Помимо перечисленного, специалисты финоргана должны быть способны провести проверочно-контрольные и аналитические мероприятия в отношении любого участника бюджетного процесса по различным направлениям и вопросам.
Как практик я озабочен уровнем подготовки и квалификации работников финансово-экономических служб района, прежде всего главных бухгалтеров учреждений. Возможно, для городов данная проблема столь остро не стоит, но для большинства муниципальных районов, для сельской местности, я думаю, она весьма актуальна.
До кардинального изменения системы бухгалтерского учета в организациях государственного и муниципального сектора, начавшегося в
Конечно, и ранее владение законодательной и нормативной базой приветствовалось, но вполне достаточно было знать инструкции по бюджетному учету и отчетности, а также указания по применению кодов экономической классификации, наладить своевременную сдачу необходимых документов (проект сметы, отчетность), и этого набора компетенций в принципе хватало для работы. Сейчас же, например, для бюджетного учреждения необходимо обеспечить взаимодействие с учредителем по вопросам особо ценного имущества, организовать контроль над сделками, вовремя их согласовывать в случае их попадания под критерии крупной сделки, обеспечить контроль над предельной кредиторской задолженностью, наличие которой влечет санкции в отношении руководителя вплоть до освобождения от должности.
В сложившихся условиях, к тому же постоянно изменяющихся, притока новых кадров, способных обеспечить соблюдение всех требований законодательства, а не только бухгалтерского учета, нет. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда соискатели, в том числе имеющие за плечами опыт работы в коммерции, желая получить стабильную работу с гарантированным и вполне конкурентоспособным заработком, уходят, едва начав знакомиться с системой работы муниципального учреждения, так как оказываются морально не готовы ко всем существующим требованиям. Из десяти вновь пришедших бухгалтеров через год в системе остаются два-три. Да и старые кадры зачастую упрощают себе задачи: к примеру, по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности можно с уверенностью сказать, что в подавляющем большинстве учреждений тот же раздел по санкционированию расходов не ведется или ведется в неполном объеме.
— Каким образом вы решаете эту проблему в своем районе?
— В настоящее время учет и отчетность являются самым ответственным участком деятельности. Эта сфера регулярно совершенствуется и претерпевает кардинальные изменения, вникать в которые специалисты на местах не всегда готовы, по крайней мере на селе. Для повышения качества этой работы администрацией принято решение централизовать учет в районе. Утвержденный план мероприятий рассчитан на два года: в 2016 году запланирована централизация учреждений, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств; по результатам первого этапа в 2017 году намечено принятие решения о создании межведомственной централизованной бухгалтерии, в том числе открытой и для учреждений поселений.
Администрацией района также принято решение о создании на базе финансового управления кадрового резерва экономических и бухгалтерских работников по образцу резерва управленческих кадров. С кадровым резервом специалисты финансового управления будут проводить обучающие и консультативные семинары. Также мы рассматриваем возможность организации целевого обучения перспективных специалистов на курсах повышения квалификации по программе учебного центра Министерства финансов Ставропольского края «Организация бухгалтерского (бюджетного) учета, формирование бухгалтерской отчетности и налогообложения в бюджетных учреждениях».
Все это вынужденные меры, так как уровень молодых специалистов, с которыми мы взаимодействовали, крайне низкий: выпускник вуза со специальностью «Финансы и кредит» или «Государственное и муниципальное управление», не говоря уже о других, порой не осведомлен о наличии Бюджетного кодекса РФ, закона о местном самоуправлении, закона о бухгалтерском учете, не владеет вопросами первичного учета, планирования и анализа. К сожалению, в настоящее время нет профильного обучения финансиста или бухгалтера бюджетной сферы, а существующие программы высшего и среднего образования не предусматривают глубокого изучения системы бюджетных правоотношений, бюджетного процесса и совсем не уделяют внимания бюджетному бухгалтерскому учету. Но работу за качественного специалиста финансовое управление вело всегда, а с этого года она будет максимально активной до получения нужного нам результата с учетом требований сегодняшнего дня.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА