Версия для печати 5861 Материалы по теме
В борьбе за «качественного» специалиста

Предгорный муниципальный район (Ставропольский край) — победитель VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления муниципальными финансами», диплом в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами»

После кардинального изменения системы бухгалтерского учета в организациях государственного и муниципального секторов проблема нехватки высококвалифицированных кадров стала особенно острой. Если раньше ее решали путем привлечения специалистов из коммерческой сферы, то в настоящее время адаптировать такого сотрудника к работе в бюджетной сфере уже практически невозможно. О том, какие шаги предпринимает руководство района, чтобы решить эту проблему, мы побеседовали с Казбеком Дзанхотовичем ЦАРИКАЕВЫМ, заместителем главы администрации, начальником финансового управления администрации Предгорного муниципального района.

— Казбек Дзанхотович, Предгорный муниципальный район получил номинацию «За лучшую организацию работы с кадрами» по итогам VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые вопросы кадрового обеспечения на местном уровне?

— Работа финансового органа, осуществляющего организацию исполнения бюджета, невозможна без высококвалифицированных кадров, владеющих знаниями во всех областях бюджетного процесса: учета, планирования, налогообложения, организации отчетности, а также в области доходов, разграничения расходных обязательств и так далее. Помимо перечисленного, специалисты финоргана должны быть способны провести проверочно-контрольные и аналитические мероприятия в отношении любого участника бюджетного процесса по различным направлениям и вопросам.

Как практик я озабочен уровнем подготовки и квалификации работников финансово-экономических служб района, прежде всего главных бухгалтеров учреждений. Возможно, для городов данная проблема столь остро не стоит, но для большинства муниципальных районов, для сельской местности, я думаю, она весьма актуальна.

До кардинального изменения системы бухгалтерского учета в организациях государственного и муниципального сектора, начавшегося в 2004–2005 годах, любому бухгалтеру из «внешней среды» не составляло особого труда адаптироваться к работе в бюджетной сфере. Кадровый дефицит грамотных бухгалтеров, экономистов, конечно, был всегда, но все же прежде данный вопрос довольно результативно решался. Сейчас сформирована совершенно иная, отличная от «коммерческой» система учета, продолжающая обрастать все новыми элементами, освоить которые без понимания и владения всей спецификой бюджета невозможно. В качестве примера можно привести и необходимость знания бюджетной классификации, терминологии Бюджетного кодекса, закона о некоммерческих организациях, определенных норм гражданского законодательства, контрактной системы и так далее. Без этих знаний невозможно себе представить, например, ведение операций по разделам «Санкционирование расходов (бюджета)», «Основные средства», обеспечение взаимодействия с учредителем в соответствии с законодательством.

Конечно, и ранее владение законодательной и нормативной базой приветствовалось, но вполне достаточно было знать инструкции по бюджетному учету и отчетности, а также указания по применению кодов экономической классификации, наладить своевременную сдачу необходимых документов (проект сметы, отчетность), и этого набора компетенций в принципе хватало для работы. Сейчас же, например, для бюджетного учреждения необходимо обеспечить взаимодействие с учредителем по вопросам особо ценного имущества, организовать контроль над сделками, вовремя их согласовывать в случае их попадания под критерии крупной сделки, обеспечить контроль над предельной кредиторской задолженностью, наличие которой влечет санкции в отношении руководителя вплоть до освобождения от должности.

В сложившихся условиях, к тому же постоянно изменяющихся, притока новых кадров, способных обеспечить соблюдение всех требований законодательства, а не только бухгалтерского учета, нет. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда соискатели, в том числе имеющие за плечами опыт работы в коммерции, желая получить стабильную работу с гарантированным и вполне конкурентоспособным заработком, уходят, едва начав знакомиться с системой работы муниципального учреждения, так как оказываются морально не готовы ко всем существующим требованиям. Из десяти вновь пришедших бухгалтеров через год в системе остаются два-три. Да и старые кадры зачастую упрощают себе задачи: к примеру, по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности можно с уверенностью сказать, что в подавляющем большинстве учреждений тот же раздел по санкционированию расходов не ведется или ведется в неполном объеме.

— Каким образом вы решаете эту проблему в своем районе?

— В настоящее время учет и отчетность являются самым ответственным участком деятельности. Эта сфера регулярно совершенствуется и претерпевает кардинальные изменения, вникать в которые специалисты на местах не всегда готовы, по крайней мере на селе. Для повышения качества этой работы администрацией принято решение централизовать учет в районе. Утвержденный план мероприятий рассчитан на два года: в 2016 году запланирована централизация учреждений, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств; по результатам первого этапа в 2017 году намечено принятие решения о создании межведомственной централизованной бухгалтерии, в том числе открытой и для учреждений поселений.

Администрацией района также принято решение о создании на базе финансового управления кадрового резерва экономических и бухгалтерских работников по образцу резерва управленческих кадров. С кадровым резервом специалисты финансового управления будут проводить обучающие и консультативные семинары. Также мы рассматриваем возможность организации целевого обучения перспективных специалистов на курсах повышения квалификации по программе учебного центра Министерства финансов Ставропольского края «Организация бухгалтерского (бюджетного) учета, формирование бухгалтерской отчетности и налогообложения в бюджетных учреждениях».

Все это вынужденные меры, так как уровень молодых специалистов, с которыми мы взаимодействовали, крайне низкий: выпускник вуза со специальностью «Финансы и кредит» или «Государственное и муниципальное управление», не говоря уже о других, порой не осведомлен о наличии Бюджетного кодекса РФ, закона о местном самоуправлении, закона о бухгалтерском учете, не владеет вопросами первичного учета, планирования и анализа. К сожалению, в настоящее время нет профильного обучения финансиста или бухгалтера бюджетной сферы, а существующие программы высшего и среднего образования не предусматривают глубокого изу­чения системы бюджетных правоотношений, бюджетного процесса и совсем не уделяют внимания бюджетному бухгалтерскому учету. Но работу за качественного специалиста финансовое управление вело всегда, а с этого года она будет максимально активной до получения нужного нам результата с учетом требований сегодняшнего дня.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться