Версия для печати 29594 Материалы по теме
Профстандарты в сфере закупок: вопросы применения

В минувшем году Минтруд России утвердил профессиональные стандарты специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок. Надо сказать, что документы получились довольно неоднозначными. О проблемных вопросах их применения пойдет речь в статье.

Ольга Михайловна ВОРОБЬЁВА, заместитель директора Института госзакупок

Нормативно-правовая основа

В сентябре 2015 года Минтруд России утвердил профессиональные стандарты специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок (далее — профессиональные стандарты, профстандарты)[1]. Указанные стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, провозглашенный в статье 9 Федерального закона № 44‑ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 года № 122‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“» с 1 июля 2016 года профессиональные стандарты станут обязательными для работодателей. При этом согласно статье 195.3 ТК РФ, которая вступит в силу с 1 июля 2016 года, обязательными такие стандарты будут только в части требований к наличию образования в сфере закупок, которые помимо профессиональных стандартов установлены в части 6 статьи 38 Закона № 44‑ФЗ. Напомним, что согласно данной норме закона работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок[2]. Во всем остальном (например, требование к опыту работы, трудовым функциям, навыкам, знаниям) профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Помимо работодателей профессиональные стандарты после вступления их в силу с 1 июля 2016 года должны учитываться образовательными учреждениями при разработке дополнительных профессиональных программ (пункт 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499).

Следовать ли букве стандарта?

Для наглядности основные квалификационные требования профессиональных стандартов к специалистам в сфере закупок и экспертам в сфере закупок мы свели в таблицы. При этом важно обратить внимание на то, каким образом трудовые функции распределены между специалистами различных уровней квалификации и какие последствия это за собой влечет при строгом соблюдении стандартов.

Несмотря на то что обеспечение закупок — самая низкая из возможных квалификаций в сфере закупок, для нее достаточно среднего профессионального образования по любой профессии и дополнительного профессионального образования в сфере закупок, опыт работы не требуется — предполагает осуществление несложных, в основном технических функций, стандартом установлено, что, например, в рамках обеспечения закупок специалист должен разработать документацию о закупке (сформировав для этого обоснование начальной цены, техническое задание и проект контракта), проанализировать заявки участников закупки и так далее.

Следует обратить внимание на то, что некоторые трудовые действия специалистов разного уровня дублируют друг друга (например, начальная цена должна обосновываться специалистом, как обеспечивающим закупку, так и осуществляющим ее). Требования стандарта не позволяют одному специалисту выполнить все функции для осуществления закупки. Так, например, специалист, осуществляющий закупку, реально не может провести эту закупку, так как функциями по разработке документации о закупке, анализу заявок и по прочим действиям, необходимым для определения победителя, наделен специалист, обеспечивающий закупку.

Исходя из стандартов, даже самой небольшой организации (все закупки — только договоры до 100 тысяч рублей согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ) для составления и размещения фактически нулевого плана-графика и такого же отчета о закупках у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций требуется контрактный управляющий с квалификацией не ниже уровня 6: специалист, осуществляющий закупку (высшее образование по любой специальности не ниже бакалавриата и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, стаж практической работы в сфере закупок не менее трех лет).

Незавидна судьба молодых специалистов: выпускник вуза по любой специальности без опыта работы в сфере закупок может претендовать только на должность с самым низким уровнем квалификации (уровень 5, «обеспечение закупок», достаточно среднего профессионального образования), на которой ему придется отработать не менее трех лет, чтобы получить право на повышение до квалификации уровня 6 («осуществление закупок»). Таким образом, можно предположить, что если у такого выпускника будет альтернатива — начать карьеру в другой сфере с должности, предполагающей наличие высшего образования (и соответствующую оплату), — то он не станет начинать карьеру в сфере закупок с должности «среднего образования». Соответственно, карьера в сфере закупок будет интересовать главным образом тех специалистов, которые имеют среднее профессиональное образование и хотят продолжить учебу в системе высшего образования в заочной форме одновременно с началом работы в сфере закупок.

Может стать серьезным камнем преткновения формально-юридический вопрос: что есть стаж практической работы в сфере закупок? Если главный бухгалтер совмещает свою основную работу с осуществлением функций контрактного управляющего, однако для размещения на сайте использует электронную подпись руководителя учреждения, а учреждение при этом не вносит изменения в трудовой договор и должностную инструкцию такого бухгалтера, то сможет ли он в будущем подтвердить наличие стажа в сфере закупок? Единственным документом в этом случае будет являться приказ о возложении на него функции контрактного управляющего. Следовательно, всем закупщикам остается посоветовать сохранять для себя лично копии всех документов, свидетельствующих, что на них были возложены трудовые функции в сфере закупок (приказы о включении в состав контрактной службы и (или) комиссии по осуществлению закупок, об оформлении электронной подписи для работы на официальном сайте и так далее). Причем целесообразно делать это за пять лет работы в сфере закупок, поскольку согласно стандартам для назначения на самые высокие должности необходимо подтвердить именно такую продолжительность стажа практической работы в сфере закупок.

Как закупщик может подтвердить свое соответствие профстандартам и обязан ли он это делать? Ответ прост: не обязан, но если у него есть такое желание, то сертификат специалиста или эксперта в сфере закупок можно получить в рамках Системы добровольной сертификации (регистрация Росстандарта № РОСС RU.И1281.04 ЖРЭ2 от 09.10.2015, подробнее — на сайте www.росзакупки.рф).

Стандарт есть, а профессии нет

Следует отметить, что исследованиями, проведенными во втором полугодии 2015 года Институтом госзакупок, установлены некоторые особенности труда закупщиков в бюджетном секторе.

Большинство респондентов жалуются на то, что функции члена комиссии по осуществлению закупок, члена приемочной комиссии, специалиста, отвечающего за экспертизу при приемке продукции, как правило, сами по себе работодателями не ценятся, дополнительно не оплачиваются и фактически становятся для работника обязательной общественной нагрузкой к его основной должности. Кроме того, функции контрактного управляющего практически всегда являются для работника дополнительными к основной работе и совмещаются с массой других, не менее сложных и зачастую более объемных трудовых функций (чаще всего главный бухгалтер, юрист). Исключительно закупками специалист занимается, как правило, только в случае, если он работает в региональном или муниципальном уполномоченном органе или в контрактной службе крупного заказчика, созданной как самостоятельное структурное подразделение. Получается, что рассмотренные стандарты пока несколько далеки от реального положения вещей, поскольку специалистов и экспертов с тем набором функций, которые описаны в стандартах, не существует либо они встречаются редко.

В завершение отметим, что после вступления в силу профессиональных стандартов специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок ситуация на рынке оплаты труда может измениться: применение стандартов должно формализовать связь между имеющейся у специалиста квалификацией и уровнем занимаемой им должности. Полагаем, что со временем это позволит упорядочить рынок труда в сфере закупок, а также будет способствовать появлению самостоятельной профессии «специалист в сфере закупок».

Таблица 1. Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

Требования

Обобщенная трудовая функция

Обеспечение закупок

Осуществление закупок

Экспертиза результатов закупки, приемка контракта

Контроль в сфере закупок

1

Уровень квалификации

5 (самый низкий)

6

7

8 (самый высокий)

2

Квалификационные требования:

2.1

Образование

2.1.1

Среднее профессиональное образование

+

-

2.1.2

Высшее образование

-

Бакалавр

Специалист, магистр

2.1.3

Доп. профессиональное образование в сфере закупок

+

2.2

Опыт практической* работы в сфере закупок (не менее лет)

-

3

4

5

2.2.1

В том числе на руководящих должностях (не менее лет)

-

2

3

Возможные наименования должностей, профессий

3.1

Специалист по закупкам

+

3.2

Старший специалист по закупкам

+

3.3

Ведущий специалист

+

3.4

Консультант по закупкам

+

3.5

Работник контрактной службы

+

3.6

Контрактный управляющий

+

3.7

Заместитель руководителя подразделения

+

3.8

Руководитель подразделения

+

3.9

Руководитель контрактной службы

+

3.10

Советник

+

3.11

Заместитель руководителя

+

3.12

Руководитель

+

4

Трудовые функции

• Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги

• Подготовка закупочной документации, в том числе формирование:

— начальной цены

— описания объекта закупки

— проекта контракта

• Обработка результатов закупки и заключение контракта, в том числе:

— анализ заявок участников закупки

— подготовка и размещение протоколов

— осуществление процедуры подписания контракта

• Составление планов и обоснование закупок

• Осуществление процедур закупок, в том числе:

— выбор способа закупки

— организация и контроль разработки типовых контрактов

• Проверка соблюдения условий контракта, в том числе:

— взаимодействие с поставщиком при изменении (расторжении) контракта

— применение мер ответственности к поставщику

• Проверка качества поставленной продукции, в том числе:

— организация приемки

— привлечение экспертов

• Мониторинг

• Аудит

и контроль

5

Необходимые умения

• Общее для всех — использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций

• Остальные — предусмотрены в отношении специалиста соответствующего уровня квалификации исходя из конкретных трудовых действий, например:

— разрабатывать закупочную документацию

— анализировать заявки

— работать с закупочной документацией

— выбирать способ закупки

— вести переговоры в ходе исполнения контракта

— применять меры ответственности к поставщику

— осуществлять анализ и оценку результатов закупок

— проводить плановые и внеплановые проверки

6

Необходимые знания

• Общие для всех:

— требования законодательства в сфере закупок

— основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам

— основы антимонопольного законодательства

— основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам

— особенности ценообразования на рынке

— особенности составления закупочной документации

— этика делового общения и правила ведения переговоров

— дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок

— требования охраны труда

• Остальные — предусмотрены в отношении специалиста соответствующего уровня квалификации исходя из конкретных трудовых действий, например:

— методы обоснования начальной цены

— основы информатики в части применения к закупкам

— регламенты
работы электронных площадок

— основы статистики в части применения
к закупкам

— правоприменительная практика в сфере логистики и закупок

— особенности подготовки документов для претензионной работы

— порядок и методики оценки эффективности обеспечения государственных, муниципальных нужд

— правоприменительная практика в сфере закупочной деятельности

* Ни ТК РФ, ни профессиональный стандарт не расшифровывают, что означает опыт практической работы.

Таблица 2. Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

Требования

Обобщенная трудовая функция

Консультирование

Экспертиза

Организация работ по экспертизе и консультированию

1

Уровень квалификации

6 (самый низкий)

7

8 (самый высокий)

2

Квалификационные требования:

2.1

Образование

2.1.1

Высшее образование

Бакалавр

Специалист, магистр

2.1.2

Доп. профессиональное образование в сфере закупок

+

2.2

Опыт практической работы в сфере закупок (не менее лет )

3

4

5

2.2.1

В том числе на руководящих должностях (не менее лет)

-

-

3

3

Возможные наименования должностей, профессий

3.1

Консультант по закупкам

+

-

-

3.2

Старший специалист по закупкам

+

-

-

3.3

Контрактный управляющий

+

3.4

Эксперт по закупкам

-

+

-

3.5

Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации)

-

-

+

3.6

Руководитель/директор (управления, департамента)

-

-

+

3.7

Руководитель контрактной службы

-

-

+

4

Трудовые функции

• Мониторинг рынка предмета закупки, в том числе:

— мониторинг цен

— составление заключения

• Консультирование по закупочным процедурам, в том числе:

— составление документации

— проверка документации

• Экспертиза закупочной процедуры, в том числе:

— экспертиза документации

— экспертиза заявки

экспертиза итогов процедуры

• Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта, в том числе:

— экспертиза выполнения контракта

— экспертиза соответствия результатов контракта его условиям

• Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу, в том числе:

— распределение заданий

— контроль за выполнением обязанностей

• Проведение аттестации и контроль повышения профессионального уровня работников, в том числе:

— содействие развитию трудовой мотивации

— разработка предложений по повышению профессионального уровня работников

• Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности, в том числе:

— выявление проблем

— написание публикаций

5

Необходимые умения

• Общее для всех — использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций

• Остальные — предусмотрены в отношении эксперта соответствующего уровня квалификации исходя из конкретных трудовых действий, например:

— консультировать о диапазоне цен

— консолидировать сведения в рамках закупочной деятельности

— выявлять нарушения и несоответствия при проведении экспертной оценки

— составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения

— подготавливать и принимать распоряжения на уровне организации, подразделения

— осуществлять контроль повышения профессионального уровня работников

6

Необходимые знания

• Общие для всех:

— требования законодательства в сфере закупок

— основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам

— экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям

— основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам

— основы статистики в части применения к закупкам

— особенности составления закупочной документации

— порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям)

— этика делового общения и правила ведения переговоров

— требования охраны труда

• Остальные — предусмотрены в отношении эксперта соответствующего уровня квалификации* исходя из конкретных трудовых действий, например:

-

— методология проведения проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации

— особенности претензионной работы

— правила административного документооборота

— нормативные акты и порядок проведения аттестации (сертификации) или оценки квалификации работников

* Кроме эксперта, осуществляющего консультирование в сфере закупок.





[1] Приказы Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н и № 626н.

[2] До 2017 года допускается иметь дополнительное профессиональное образование по Закону № 94‑ФЗ вместо обучения в сфере контрактной системы (ч. 23 ст. 112 Закона № 44‑ФЗ).

Поделиться