Версия для печати 3303 Материалы по теме
Здание Минфина
13–15 декабря 2007 г. Министерство финансов РФ провело семинар-тренинг «Организация бюджетного процесса и финансового менеджмента в условиях нового бюджетного законодательства». 
Валерий ПЕРЕВАЛОВ 

В работе семинара-тренинга приняли участие заместители министра финансов Татьяна Нестеренко и Антон Силуанов, директор Департамента бюджетной политики Минфина России Алексей Лавров, руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, руководители и сотрудники финансовых подразделений федеральных министерств и ведомств (ФСБ, МЧС, Минобороны, МЭРТ, Мин­образования, Минздравсоцразвития, Счетной палаты), а также сотрудники Центрального банка, Минфина России, ФНС России и ряда других федеральных ведомств экономического и финансового блоков.

В своем выступлении Т. Нестеренко рассказала о новых аспектах нормативно-правового регулирования бюджетного процесса в России. По ее словам, нынешний этап бюджетной реформы стоит на фундаменте, заложенном предыдущими этапами. Так, на первом этапе (2001–2004 гг.) стояла задача наладить работу по Бюджетному кодексу, на втором (2004–2007 гг.) – обеспечить достоверность учета и отчетности, основанных на кассовом исполнении бюджета и усилении роли внешнего контроля в лице Счетной палаты. В результате бюджетная сфера стала управляемой и подотчетной, появилась возможность планировать деятельность на длительный период и создать «подушку безопасности» на случай падения цен на нефть. С введением института бюджетных обязательств вся конструкция бюджетного процесса была существенно изменена.

А. Силуанов остановился на внедрении нового порядка управления инвестициями и субсидиями в соответствии с новым бюджетным законодательством, а также на проблемах, с которыми за последнее время сталкивались федеральные и региональные финансовые органы.

Как известно, последняя редакция Бюджетного кодекса дала новое определение самому понятию бюджетных инвестиций как средств, направляемых на увеличение имущества соответствующего уровня: за счет средств федерального бюджета – федеральное имущество, за счет средств субъектов РФ – субъектовое имущество и т.д. С учетом этой структуры была построена система поправок, вносимых в бюджетное законодательство.

Бюджетный кодекс также дал новый перечень инструментов, посредством которых формируются источники федеральных инвестиций. Этот перечень привел к изменениям в структуре форм и видов инструментов: вместо ФЦП вводятся долгосрочные целевые программы (ДЦП), решения по федеральным инвестициям теперь принимаются Правительством РФ как в виде ДЦП, так и в виде решений по отдельным стройкам-объектам, в которых прописываются сроки и стоимость указанных объектов.

Установлена также градация уровней решений ГРФБ по стоимости объектов: если стоимость объекта превышает 600 млн руб., решения принимаются Правительством РФ, если она составляет от 100 до 600 млн руб. – администрации субъектов РФ, до 100 млн руб. – местные органы власти. Кроме того, в настоящее время эти объекты можно отражать в бюджетной росписи не по отдельности, а в совокупности. Поменялось и понятие ФАИП, приняты решения по принципиальной открытости всех сведений по объектам ФАИП за исключением особых объектов.

По словам А. Силуанова, сейчас имеется очень много «развилок», противоположных вариантов решений задач, поставленных новым Бюджетным кодексом, поэтому Минфин России активно ищет пути преодоления данной проблемы.

А. Лавров в своем выступлении особое внимание уделил новым принципам бюджетного планирования и организации процесса составления проекта федерального бюджета на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.

В свою очередь Р. Артюхин сообщил о новых принципах кассового обслуживания исполнения федерального бюджета в свете изменения полномочий Федерального казначейства и изменения взаимодействия с главным администраторами бюджетных средств.

На пленарных заседаниях семинара-тренинга возникла оживленная дискуссия по практическим вопросам деятельности финансовых органов в изменяющихся условиях.

Источник: © Бюджет, 2008, № 1
Поделиться