Версия для печати 4561 Материалы по теме
Куранты
Каждый год запоминается своими событиями. Прошедший 2007 г. остался на страницах нашего журнала множеством новостей, явлений и отчетов с различных мероприятий. 
Анастасия АНДРЕЕВА 

Главными событиями в сфере экономики и финансов, нашедшими свое отражение в журнале «Бюджет», стали следующие.

Послание Президента России
В Послании Президент РФ Владимир Путин отметил: «Один из главных критериев политической культуры и развития общества – это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня. Только за последний год субъектам Федерации были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения». Со следующего года региональные органы власти приступят к реализации полномочий в области охраны и управления памятниками истории и культуры федерального значения.

Значительно расширены компетенции и возможности местных органов власти. В. Путин считает необходимым продолжить процесс укрепления экономических основ местного самоуправления, в первую очередь за счет формирования достаточной доходной базы.

Процесс перераспределения полномочий, по словам Президента РФ, «не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах». Напротив, благодаря тому, что все больше решений принимается именно на местах, система управления «становится более гибкой и более близкой к людям». При этом ответственность перед обществом несут все без исключения уровни власти.

Трехлетний бюджетный план
Впервые был сформирован трехлетний бюджет на 2008–2010 гг. Этот документ министр финансов Алексей Кудрин назвал «бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетом диверсификации».

Стабфонд будет преобразован в Нефтегазовый фонд, куда помимо нефтяных войдут и газовые доходы, и разделится на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе. Фонд будущих поколений станет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средст­вами, используемыми для финансиро­ва­ния расходов федерального бюд­жета.

Налоговая реформа
В 2007 г. произошло снижение налоговой нагрузки. В частности, изменения коснулись налога на прибыль: налогоплательщики получили возможность в полном объеме погашать убытки прошлых лет за счет прибыли текущего года.

С начала 2007 г. от разрешительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам перешли к заявительному. Теперь налогоплательщики будут представлять не две, а одну налоговую декларацию, сальдируя внутренние экспортные операции.

Что касается налога на доходы физических лиц, то с 1 января 2007 г. увеличены социальные налоговые вычеты, которые граждане могут использовать на образование и медицинские цели.

Также с 1 января 2007 г. вступили в силу многие поправки в ч. 1 Налогового кодекса РФ, посвященную вопросам налогового администрирования. Коренным образом меняются правила проведения налоговых проверок, представления документации налоговым органам, появляются некоторые прежде отсутствовавшие процессуальные нормы.

Поправки в Бюджетный кодекс
Основными новациями закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс» являются:
  1. Переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период.
  2. Четкая увязка ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам с выполнением государственных (муниципальных) заданий, введение механизмов финансового обеспечения деятельности организаций новых организационно-правовых форм и создание условий для проведения реструктуризации бюджетной сети.
  3. Упорядочение в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса, в том числе закрепление единых требований к бюджетному планированию, переход к утверждению федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов.
  4. Планирование расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств.
  5. Системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета.
  6. Усиление стимулов для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами.
  7. Утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ с одновременным расширением полномочий органов власти разных уровней по ее детализации, интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета.
Контрольно-счетные органы
В 2007 г. Счетная палата РФ и кон­трольно-счетные органы заранее смогли подготовиться к реализуемым в рамках бюджетной реформы новациям. Руководство Счетной палаты не стало дожидаться, пока правительство перейдет к среднесрочному бюджетному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, и еще три года назад с помощью канадских коллег начало заниматься внедрением аудита эффективности. Сейчас эта новая форма работы прочно вошла в повседневную практику контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности независимых органов государственного финансового контроля.
Удалось заложить основы единой и достаточно эффективно работающей системы сквозного контроля за реализацией крупных общефедеральных проектов на всех уровнях бюджетной системы.

Однако, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию законодательства, «система организации закупок для государственных нужд на сегодняшний день является, мягко говоря, несовершенной», отметил председатель Счетной палаты Сергей Степашин.

Местное самоуправление
Бюджетная система страны претерпела ряд существенных преобразований: введена двухуровневая система местных бюджетов, перераспределены расходные полномочия, изменен перечень доходных источников и правила расчета и предоставления межбюджетных трансфертов как на субрегиональном, так и на межмуниципальном уровне.

Прошло два года работы по реализации Федерального закона № 131-ФЗ. Сейчас уже можно подвести предварительные итоги, увидеть проблемы. Сделано много, но предстоит еще больше.

Госзаказ
С 1 октября вступил в силу Федеральный закон № 218-ФЗ, который внес порядка 150–200 поправок в Федеральный закон № 94-ФЗ.

В 2007 г. ФАС официально провела более 8 тыс. проверок, при этом более чем в 50% случаев были обнаружены нарушения.

Проблема бедности
Борьба с бедностью объявлена одним из политических приоритетов российского правительства. Наибольшим – 30% – уровень бедности (доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) был в 1999–2000 гг., но сейчас устойчиво снижается.

Финансовая грамотность
Заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков отметил: «Проведенные ОЭСР, Всемирным банком и другими международными организациями исследования свидетельствуют о том, что значительная часть населения не имеет базового финансового образования. Это ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Они легко становятся жертвами различных злоупотреблений. Кроме того, доступ к финансовым услугам для значительных групп населения: малоимущих, жителей отдаленных районов и представителей маргинальных слоев – зачастую весьма ограничен. Все названные факторы тормозят экономическое развитие страны».

В целях повышения финансовой грамотности граждан Минфин России предлагает создать фонд финансирования инициатив региональных администраций, компаний и вузов.

Минфину 205 лет
Свой праздник Минфин России отметил 27 сентября торжественной встречей в Москве. Открыл ее министр финансов РФ Алексей Кудрин, предоставив слово для приветствия премьер-министру Правительства РФ Виктору Зубкову, который поздравил участников встречи с праздником, пожелал им дальнейших успехов в ра­боте.

В. Зубков подчеркнул, что за последнее пятилетие Министерство финансов РФ достигло определенных успехов, в частности было продолжено сокращение государственного внешнего долга, ведется политика аккумулирования сверхплановых нефтегазовых доходов в Стабилизационном фонде. Реформируется бюджетный процесс, сформирован перспективный финансовый план, составлен проект трехлетнего федерального бюджета на 2008–2010 гг.
Премьер-министр отметил, что в Минфине России работают высококвалифицированные специалисты, и обратился к молодым сотрудникам с призывом серьезно работать над собой, повышать квалификацию, добиваться карьерного роста.

Федеральному казначейству 15 лет
В интервью журналу «Бюджет» член Совета Федерации Федерального Собрания РФ (руководитель Главного управления федерального казначейства в 1992–1998 гг.) Александр Смирнов вспоминал: «Идея создания казначейства как системы, обеспечивающей исполнение бюджета, витала в воздухе с конца 1980-х гг. В. В. Барчук, начальник Бюджетного управления Минфина СССР, был ее страстным сторонником. В то время кассовое исполнение государственного бюджета СССР осуществлял Госбанк СССР. После того как в феврале 1992 г. Госбанк СССР и Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР прекратили существование и система развалилась, стало понятно, что планировать и исполнять бюджет надо по-новому. Само время заставляло переходить на казначейскую модель исполнения бюджета».

Журналу «Бюджет» 5 лет
Журнал «Бюджет» изначально задумывался как информационный мостик между федеральным центром и территориями, как площадка для выступления специалистов, экономистов и руководителей финансовых и кредитных структур.

Минувшие пять лет были очень удачными для нашей страны. Хотелось бы надеяться, что следующее пятилетие даст новые возможности для народов России. В ближайшие годы начатые реформы необходимо совершенствовать. Журнал хотел бы публиковать материалы об успехах региональных властей, повышающих эффективность своей работы. Редакция будет внимательно следить за ходом реализации административной реформы и освещать идущие преобразования. Пять лет назад журнал писал о том, что у российских студентов нет современного учебника по теории общественных финансов. Эта проблема также ждет своего решения.

Почти в каждом номере журнала «Бюджет» публиковались материалы из разных регионов России, посвященные социально-экономическим преобразованиям, достижениям в области экономики, культуры и образования.

Ярославская область
В рамках программы социально-экономического развития «От выживания – к благополучию» реализуются 22 социальных проекта, среди которых «Телефонизация сельской местности», «Школьный автобус», «Приемная семья». В течение многих лет осуществляется опережающее повышение заработной платы работников бюджетной сферы: уровень оплаты их труда неизменно превышает общероссийский на 25–30%.

В развитии промышленности существуют четкие приоритеты – это модернизация производств, создание и выпуск новых продуктов, которые по качеству, новизне и цене должны конкурировать с мировыми аналогами. И задача руководства региона заключается в том, чтобы максимально способствовать развитию передовых предприятий, привлекать инвесторов в промышленный сектор, оказывать предприятиям помощь в решении социальных и экономических проблем.

Тульская область
В 2007 г. средства бюджета были максимально сконцентрированы на пяти основных направлениях:
  • развитие здравоохранения. Продолжается реализация программы «Развитие здравоохранения Тульской области на 2006–2010 гг.» с общим объемом финансирования 1,6 млрд руб.;
  • осуществление программы «Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области». Увеличение финансирования по данной программе в 2007 г. составило 67% против уровня 2006 г.;
  • развитие дорожного и коммунального хозяйства;
  • развитие образования. В 2007 г. впервые за последние 20 лет были построены две общеобразовательные школы. Затраты на строительство оцениваются в 100 млн руб.;
  • выполнение новой программы газификации населенных пунктов. С ОАО «Газпром» заключено соответствующее соглашение.
В 2007 г. заметно возросла инвестиционная составляющая бюджета области. Общий объем капитальных вложений составил 1,4 млрд руб., что на 40% больше, чем в 2006 г.

Выделение средств бюджета области на капитальные вложения должно помочь решению задач, поставленных губернатором в ежегодном послании. Чтобы высвободить ресурсы и обеспечить финансирование приоритетных задач, властям пришлось не один раз обсудить каждую статью бюджета.

Томская область
Несколько лет назад в области была принята стратегия развития до 2020 г., согласно которой ставка была сделана на интеллект.

Сфера образования всегда, даже в тяжелые и кризисные годы, имела для региона принципиальное значение. Сейчас, учитывая победу области в конкурсе на создание технико-внедренческой зоны и получение двумя томскими университетами статуса инновационных, эта сфера вышла на первый план. Механизмом дополнительной поддержки региональной образовательной политики в Томской области стал нацпроект «Образование».

Москва
В настоящее время столица способна привлекать в экономику деньги на срок до 10 лет под ставку меньше 7% годовых, что значительно ниже существующих темпов инфляции. Таким образом, город имеет возможность вкладывать в реальный сектор экономики средства, привлеченные под отрицательную реальную процентную ставку, и реализовывать социально-значимые проекты с высокими сроками окупаемости. Сейчас в городской экономике работает порядка 90 млрд руб. дешевых заемных средств.

За счет средств бюджета-2007 построено свыше 1,9 млн кв. м жилья, в том числе 370 тыс. – для молодых семей, более 200 тыс. – для предоставления по программе социальной ипотеки. В итоге к концу года столица с учетом жилой площади, поступившей от инвесторов, получит на социальные нужды 2,23 млн кв. м. Помимо этого предполагается построить 20 общеобразовательных школ более чем на 10 тыс. мест, четыре пристройки к школам на 1 150 мест, два профтех­училища на 1 050 мест, два школьных стадиона и 100 детских дошкольных учреждений на 15 750 мест. Таким образом, проблема очередей в детские сады будет практически решена.

Республика Карелия
Приоритетным направлением деятельности не только главы Республики Карелия, но и всех структур власти является социальная политика. Социальная направленность определяется долей расходов бюджета на образование, здравоохранение, культуру, спорт, социальную политику. Эта доля сегодня составляет 60%.

Стабильно повышается инвестиционная привлекательность Карелии, что способствует росту инвестиций в основной капитал. Введен в эксплуатацию ряд новых и реконструированных предприятий, построены десятки километров автомобильных дорог. Увеличились темпы строительства. Вырос объем внешней торговли.

Пензенская область
В 2007 г. в регионе продолжилась работа по финансовому оздоровлению деятельности сельхозтоваропроизводителей. Среднемесячная заработная плата в сфере АПК на 1 января 2007 г. равнялась 3 490 руб. – это в 1,7 раза больше, чем в соответствующий период 2006 г. На сегодняшний день среднемесячная зарплата одного работающего в 1,2 раза превышает прожиточный минимум.

Поддержка АПК Пензенской области осуществляется из двух уровней бюджета: федерального и субъекта РФ. В 2007 г. было предусмотрено произвести не менее 1 300 тыс. тонн зерна, 1 200 тонн сахарной свеклы, 75 тыс. тонн маслосемян подсолнечника, 10 тыс. тонн рапса и заготовить не менее 26 центнеров кормовых единиц на условную голову скота.
Активное развитие получил и нацпроект «Здоровье» В 2007 г. на дополнительные денежные выплаты врачам первичного звена и среднему медперсоналу, медработникам фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи из федерального бюджета выделено порядка 234 млн руб. Квалификацию повысили 60 терапевтов и 10 педиатров первичного звена здравоохранения области, 140 специалистов прошли профессиональную переподготовку по специальности «Врач общей (семейной) практики».

В 2007 г. в лечебные учреждения области поставлено 217 единиц современного медоборудования и 90 автомобилей скорой медицинской помощи, завершилось строительство федерального центра высоких медицинских технологий (Центр сердечно-сосудистой хирургии).

Алтайский край
Главным событием 2007 г. можно назвать 70-летие края. Чрезвычайно важно, что в контексте подготовки к празднику была поставлена задача завершить строительство ряда социально значимых объектов, многие из которых являлись долгостроем. В год юбилея в новые школы пошли дети в трех сельских районах и двух городах, открыт детский дом в селе Топчиха. Всего к памятной дате в эксплуатацию сдано 18 объектов социально-культурного назначения. В одном из райцентров – роддом с детским отделением и детской консультацией, в другом – акушерский корпус. Введен хирургический блок краевого кардиологического диспансера, который позволяет увеличить число операций с использованием искусственного кровообращения в три раза – до 1 тыс. в год. На эти цели из бюджетов всех уровней выделено более 600 млн руб.

В 2007 г. консолидированный бюджет края превысил 41 млрд руб.

Вологодская область
Регион занимает заметное место в экономике страны, причем с 2000 г. является донором. В соответствии с рейтингом Минфина России по уровню бюджетной обеспеченности область находится на шестом месте среди субъектов РФ. Международные агентства оценивают регион как надежного заемщика (рейтинг кредитоспособности – «очень высокий»), что делает область инвестиционно привлекательной.

Финансовая система Вологодской области, которая в 2007 г. отметила свое 70-летие, несомненно, важнейший инструмент реализации экономической политики, и работа этой системы приносит впечатляющие результаты. Главными целями бюджетной политики стали безусловное выполнение органами власти взятых на себя бюджетных обязательств, обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и ориентация бюджетных расходов на достижение конечного результата.

Омская область
Омская область – это про­мыш­ленно-аграрный регион, где развивается товарное сельскохозяйственное производство и сосредоточены крупные промышленные предприятия, обладающие уникальным производственным потенциалом, в частности предприятия нефтепереработки, химии и нефтехимии, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности.

По основным показателям развития малого предпринимательства область занимает третье место среди регионов Сибирского федерального округа. Всего в 2006–2007 гг. на гос­поддержку малого предпринимательства из бюджета Омской области направлено 69 млн руб. На следующем этапе развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса планируется организация дистанционного режима работы бизнес-инкубатора. Для этого в муниципальных районах предполагается создание информационно-консультационных центров поддержки предпринимательства. Скоростной доступ к информационной базе головного бизнес-инкубатора позволит предпринимателям в оперативном режиме получать широкий спектр услуг.

В области продолжена работа по автоматизации бюджетного процесса, которая основана на паспортизации госучреждений. Целью такой работы является повышение уровня государственного регулирования развития хозяйственного комплекса региона на основе создания единой базы данных о госучреждениях, а также оптимизация расходов на их содержание. В настоящее время в регионе заведены паспорта более чем на 500 областных учреждений.

Ивановская область
Главной задачей, вставшей перед новой командой, возглавляемой губернатором Михаилом Менем, стало создание инвестиционно привлекательного имиджа региона. Изначально бы­ло понятно, что области необходимо привлекать инвестиции во все сферы экономики, увеличивать объем собственных доходов бюджета и максимально использовать федеральные ресурсы. Сегодня деятельность региональных властей направлена на решение таких важных задач, как повышение благосостояния населения и снижение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности ивановского бизнеса – формирование условий для роста существующих и привлечение на территорию области новых компаний из России и из-за рубежа. Уже подготовлен проект Концепции социально-экономического развития Ивановской области, а на 2008 г. намечена разработка проекта стратегии долгосрочного развития региона.

Основной задачей реформы местного самоуправления, проводимой на территории области, является укрепление и развитие муниципальных образований. Условием ее реализации должны стать финансовая стабильность муниципалитетов, соответствие их расходных полномочий и доходных источников местных бюджетов. Федеральный закон № 131-ФЗ в Ивановской области в полном объеме вступил в силу с 1 января 2007 г., и в этом же году органы местного самоуправления составляли и исполняли свои бюджеты самостоятельно. Принят закон «О межбюджетных отношениях в Ивановской области».

Проведение реформы системы местного самоуправления подразумевает активное участие населения.

Кировская область
Кировская область – динамично развивающийся регион. В 2007 г. здесь создана нормативно-правовая база по оптимизации системы межбюджетных отношений и упорядочиванию финансовых потоков. Регион одним из первых в России разработал закон «О межбюджетных отно­шениях», в котором установлен порядок регулирования межбюджетных отношений между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, закреплены основные принципы построения межбюджетных отношений, названы их участники. И это в значительной степени определило стратегию бюджетного планирования региона на перспективу.

Объем инвестиций в Вятский край по сравнению с 2001 г. увеличился в пять раз. Подобных результатов удалось достичь прежде всего благодаря развитию промышленного комплекса. Сегодня на предприятиях области реализуются десятки крупных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, возводятся новые предприятия.

Область известна далеко за пределами России как надежный, перспективный партнер. У региона сложились деловые отношения с 80 странами, в том числе с Китаем, Голландией, Италией, Бразилией, США, Германией.

Источник: © Бюджет, 2008, № 1


Поделиться