Министр финансов Чувашской Республики Светлана Александровна ЕНИЛИНА не придает большого значения гендерным различиям между профессионалами финансистами и считает, что внимание следует обращать в первую очередь на квалификацию специалиста. То же самое касается и бюджета: важны характеристики самого документа, а не то, кто его представляет депутатам.
— Светлана Александровна, как вы думаете, мужчины-финансисты отличаются от финансистов-женщин по своим профессиональным качествам?
— Я думаю, что нельзя делить специалистов, вне зависимости от профессии, по гендерному признаку. По-настоящему имеет значение лишь то, какой ты специалист: плохой или хороший. Высококвалифицированного финансиста, будь то мужчина или женщина, отличает четкость и последовательность в принятии решений и готовность при любых обстоятельствах брать на себя груз ответственности за эти решения. Кроме того, настоящий финансист умеет мыслить стратегически, просчитывать все на долгосрочную перспективу.
— Но все же тот факт, что вы женщина, помогает вам в работе, карьере? Быть может, женщине-министру легче найти общий язык с депутатами, которые в большинстве своем мужчины, при защите бюджета?
— Я бы не сказала, что мне сильно помогает в карьере тот факт, что я женщина. Знаете, я абсолютно согласна с высказыванием бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс, которая говорила о том, что женщине, чтобы достичь таких же успехов в карьере, что и мужчине, нужно будет работать в два раза больше и лучше. То же касается и женщины-финансиста.
А по поводу защиты бюджета перед депутатами отмечу только то, что бюджет — это такой документ, который не может нравиться абсолютно всем. Главное, чтобы его сбалансированность и прозрачность не вызывали вопросов у депутатов. При соблюдении этого условия обсуждение главного финансового документа законодательными органами будет проходить всегда конструктивно, независимо от того, кто его представляет: мужчина или женщина.
— Расскажите, пожалуйста, о людях, которые поддерживают вас на вашем профессиональном пути?
— Конечно, в первую очередь это мои близкие, моя семья. Ну и, бесспорно, наша команда — очень профессиональный и сплоченный коллектив Министерства финансов Чувашии. Эти люди своим каждодневным трудом выстраивают финансовую систему нашей республики, поддерживают ее устойчивость и способствуют ее развитию. Средний стаж работы в министерстве у большинства служащих — порядка 17 лет. Кто лучше них может поддержать меня на профессиональном поприще?
— А ваши близкие когда-нибудь выражали желание, чтобы вы поменяли работу?
— Решения о переходе на ту или иную должность кого-либо из членов семьи у нас всегда принимаются коллегиально. То есть мои близкие всегда имеют представление о том грузе ответственности и объеме обязанностей, которые на меня будут возложены в случае, если я займу ту или иную должность. И ситуаций, когда бы мои близкие настаивали на том, чтобы я поменяла место работы, у нас не было и, надеюсь, не будет.
— Давайте перейдем к делам государственным. Каким образом оказывается поддержка семье в Чувашской Республике?
— В Чувашской Республике очень любят детей, именно поэтому в нашем регионе создана обширная и эффективно работающая система поддержки материнства. Помимо федеральной программы «Материнский капитал» в Чувашии действует и аналогичная региональная программа. Хочу отметить, что за последние четыре года расходы на это направление увеличились в 9,3 раза! Также в республике действуют различные системы поддержки матерей, родивших или усыновивших третьего ребенка, практикуется выделение пособий по уходу за ребенком.
У нас в регионе очень хорошо развита система медицинского сопровождения беременных женщин. По сравнению с 2010 годом финансирование данного направления увечилось в три раза! И мы уже имеем конкретные результаты. По показателю снижения младенческой смертности на протяжении последних пяти лет Чувашская Республика сохраняет лидирующие позиции среди субъектов РФ, сегодня он сравним с показателями развитых европейских стран.
— Светлана Александровна, прошлый год был достаточно сложным с экономической точки зрения, и текущий год не обещает нам особенных улучшений. С какими трудностями вы столкнулись в процессе исполнения бюджета, какие решения принимаете для их преодоления?
— Практически в течение всего первого полугодия 2015 года исполнение бюджета происходило по неблагоприятному сценарию (мы определили три сценария развития: базовый, неблагоприятный и стресс-сценарий). В так называемой красной зоне у нас оказалось поступление по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций. Тем не менее во втором полугодии за счет жесткой системы администрирования доходов, постоянной работы в связке с налоговыми органами с юридическими лицами нам удалось переломить ситуацию и к концу года подойти к базовому сценарию. В результате мы сумели обеспечить в полном объеме финансирование всех приоритетных расходных обязательств республики. Кроме того, с использованием исключительно собственных средств мы увеличили инвестиционные расходы более чем на миллиард рублей.
— Какие дополнительные ресурсы вы находите для пополнения доходной базы бюджета?
— Очень актуальной во время кризисных явлений становится проблема роста «серой» занятости и заработной платы «в конверте». Именно здесь бюджеты регионов теряют огромные средства из-за недопоступления налога на доходы физических лиц.
Итак, в 2015 году у нас в республике было порядка 162 тысяч человек неработающего трудоспособного населения, не зарегистрированных в службах занятости. Если предположить, что каждый человек из этого числа получает хотя бы минимальный размер оплаты труда, равный 5965 рублям, то общий совокупный месячный доход этих людей составляет 967 миллионов рублей. Следовательно, в год в бюджет недопоступает налога на доходы физических лиц на сумму более чем 1,5 миллиарда рублей. А если учесть расходы бюджета на обязательное медицинское страхование данной категории лиц, общие потери бюджета составляют порядка 2,5 миллиарда рублей. Это те самые резервы, над которыми должны работать все регионы. Мы очень тесно сотрудничаем с муниципалитетами, пенсионным фондом, налоговой службой. Стоит отметить, что на начало года порядка 13 процентов от общего числа неработающих граждан трудоспособного возраста оформили официальные трудовые отношения. В результате потери бюджета по данному направлению сокращены как минимум на 195 миллионов рублей.
Еще одним перспективным направлением, развивая которое мы не просто можем расширить доходную базу регионального бюджета, но и заложить основы успешного развития всей экономики субъекта на долгие годы, является импортозамещение. Так, к примеру, наши промышленные предприятия поэтапно заменяют импортное сырье и комплектующие российскими аналогами. Чувашские электротехники активно замещают своей высокотехнологичной продукцией импортные аналоги таких известных мировых брендов, как «Сименс», «Тошиба», АББ, «Шнайдер Электрик». К настоящему моменту нашими предприятиями было замещено около 15 процентов зарубежных поставок электротехнического оборудования (реле). Предприятия химической отрасли замещают продукцию, ранее поставлявшуюся из Китая, Украины и Словакии. Результаты внедрения программы импортозамещения в Чувашской Республике позволили нам увеличить в 2015 году поступление налога на прибыль организаций на 9,6 процента.