Версия для печати 3593 Материалы по теме
Максимова и Домбровский
14 декабря в Москве на базе Фонда «Институт экономики города» прошло очередное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России». Несмотря на то что заседание впервые было назначено на середину декабря, когда нагрузка на финансистов многократно возрастает в связи с принятием бюджетов муниципальных образований, в мероприятии приняли участие представители финансовых органов 15 городов. Также на заседании присутствовали председатель НП «Центр инноваций» Конгресса муниципальных образований РФ Валерий Кирпичников и представители компаний «Бюджетные финансовые технологии», «Бюджетные технологии», НОУ CIFT. 

Работу заседания возглавил председатель секции, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов А. Н. Домбровский. Он поблагодарил членов Сообщества финансистов за солидарность и плодотворную работу в секции в течение года, активную поддержку новых проектов и долгосрочных планов, выразил надежду на развитие дальнейшего успешного сотрудничества.

С приветственным словом перед собравшимися выступила председатель совета НП «Сообщество финансистов России», заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Н. С. Максимова. Подняв тему поправок в Бюджетный кодекс РФ, она рассказала о планах работы комитета на следующий год. «К сожалению, нам не удалось найти понимания в федеральных органах в отношении, например, перераспределения доходов налоговых поступлений в пользу муниципальных образований, – отметила Н. С. Максимова. – В Бюджетном кодексе сохранились нормативы, которые действовали и в 2007 г. Произошло это во многом потому, что не определена доходная база по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, не закончена оценка земли, не закреплены права на имущество, находящееся в ведении муниципальных образований, федеральных и региональных органов власти. Мы надеемся, что 2008 г. станет прорывным: все объекты должны быть оценены и, может быть, нам удастся перейти на налог на недвижимость. С точки зрения законодателей, взимать такой налог будет проще, а значит, проще станет проводить оценку имущества и земли: это будет единый комплекс, что в итоге облегчит муниципалитетам получение доходов. И конечно, необходимо решить вопрос по администрированию. Ни для кого не секрет, что налоговые органы ориентированы на сбор поступлений прежде всего в федеральный бюджет, потом в региональный и лишь в последнюю очередь – в муниципальный. При таком подходе наполнить бюджеты муниципальных образований невозможно».

Н. С. Максимова подчеркнула, что при Президенте РФ планируется организовать Совет по местному самоуправлению (в Госдуме такой совет уже создан), «таким образом, решению проблем муниципальных образований будет уделено внимание на самом высоком уровне».

С докладами о проблемах реализации Федерального закона № 63-ФЗ выступили ведущий советник аппарата Комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления Л. И. Пронина и заместитель мэра города Ярославля, директор Департамента финансов А. А. Данц.

Свой доклад Л. И. Пронина построила с учетом вопросов из муниципальных образований, поступающих в комитет. В частности, Красноярское финансовое управление предлагает передавать налоговые полномочия по установлению местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц) от поселений муниципальным районам. По мнению комитета, это не только неправомерно, но и неэффективно. Проблемы, возникающие при использовании представительными органами поселений своих налоговых полномочий по местным налогам, нужно и можно решать имеющимися правовыми средствами. Тем более что Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 205-ФЗ установлено право субъектов РФ при передаче полномочий по решению вопросов местного значения от поселений муниципальным районам в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ не передавать налоговые полномочия – они остаются у поселения.

Горячую дискуссию вызвали поднятые Л. И. Прониной темы кассового обслуживания исполнения местных бюджетов казначейской системой и предоставления налоговыми органами финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований информации о начисленных и уплаченных суммах налогов и сборов, а также суммах задолженностей по ним в разрезе конкретных налогоплательщиков. Было уделено внимание и теме определения расходных обязательств: в комитет нескончаемым потоком идут вопросы муниципальных образований, на основании каких нормативов нужно выполнять расчет, кто это должен делать и нельзя ли разработать государственные минимальные социальные стандарты. Ответ следующий: при существующем федеративном бюджетном устройстве государственных минимальных стандартов быть не может, поскольку бюджеты высшего уровня не могут предоставлять финансовые гарантии для бюджетов низшего уровня, у каждого свои полномочия, свои доходные источники и расходные обязательства.

Не менее серьезная проблема связана с оплатой труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих в случае превышения 10%-ного ограничения по доле межбюджетных трансфертов в доходах местного бюджета (ст. 136 Бюджетного кодекса). Комитет полагает, что предельные нормативы должны устанавливаться субъектом РФ на содержание органа местного самоуправления в целом, в том числе на зарплату. А далее орган местного самоуправления должен самостоятельно устанавливать размер оплаты труда указанных лиц.

А. А. Данц, в свою очередь, рассказал об особенностях начатой в Ярославле работы по реализации Федерального закона № 63-ФЗ. Население города составляет 604 тыс. жителей, утвержденный на 2008 г. бюджет – 12 млрд руб. Только что принято новое положение о бюджетном процессе в городе Ярославле, где описан механизм процесса и учтены все требования измененного Бюджетного кодекса.

Сейчас ярославские финансисты столкнулись с проблемой разработки городских целевых программ (ГЦП). Согласно Кодексу главы городов с 2009 г. получают право самостоятельно принимать долгосрочные ГЦП при условии, что депутаты утвердят их финансирование.

Город в свое время отказался от централизованной бухгалтерии, и финорган взаимодействовал со всеми бюджетополучателями напрямую, оставив главным распорядителям только вопросы планирования и методическую работу. С 2008 г. Департамент финансов Ярославля отдаст главным распорядителям все финансовые вопросы, сохранив за собой лишь предварительный контроль.

Опыт формирования, рассмотрения и утверждения местных бюджетов на 2008 г. и среднесрочную перспективу был показан на примере таких городов, как Липецк, Ярославль, Ростов-на-Дону и Волгоград.

С докладом на тему «Реструктуризация бюджетных учреждений с внедрением новых организационно-правовых форм в виде автономной некоммерческой организации в свете положений Федерального закона № 238-ФЗ» выступила консультант направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» М. В. Маслова. Специалисты Фонда «Институт экономики города» провели сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения. В числе преимуществ автономного некоммерческого учреждения (АНУ) то, что АНУ вправе самостоятельно распоряжаться своими доходами, брать банковские кредиты и муниципалитет не несет ответственности за такие учреждения. Кроме того, при переводе бюджетного учреждения в форму АНУ его платные услуги уже не будут входить в бюджет муниципального образования.

Руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» В. Э. Григоров рассказал о структуре отчета «Анализ влияния реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений на состояние муниципальных финансов». В рамках данного проекта предполагается проанализировать концепцию реформы местного самоуправления, рассмотреть международный опыт, изменение структуры местного уровня власти в Российской Федерации и его обеспеченность ресурсами, оказание бюджетных услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммунальной инфраструктуры и т.д. Докладчик обратился к присутствующим финансистам с просьбой поучаствовать в этой работе, оказать содействие в сборе информации.

Участники заседания проявили большой интерес к выступлению руководителя методологического отдела компании CIFT (Екатеринбург) А. Ю. Тульской, посвященному муниципальным услугам. Причину такой заинтересованности прокомментировал генеральный директор CIFT Р. Г. Серазиденов: «Поправки в Бюджетный кодекс РФ повлекли за собой глубокие изменения во многих аспектах бюджетного процесса. Выделение муниципальных услуг в общей структуре бюджетных ассигнований, с одной стороны, позволяет обеспечить правовое обоснование их предоставления, а с другой – точно оценить результат их оказания потребителям, а значит, эффект от расходования бюджетных средств.

Услуга – новая единица, которая увязывает многие позиции бюджетного процесса. В то же время в каждом муниципальном образовании создается своя нормативно-правовая база, разрабатывается порядок составления и ведения реестра муниципальных услуг, стандарт их оказания, система показателей качества и количества оказанных услуг. Необходимость создания информационной базы для принятия решений об объемах и структуре муниципальных услуг, которые предоставляются на территории МО и финансируются за счет средств бюджета, влечет за собой кардинальное увеличение документооборота. Очевидно, быстро и качественно провести работы такого объема вручную нереально.

Уникальная разработка компании CIFT – программный комплекс САПФИР – легко справляется с этой задачей. САПФИР позволяет построить на базе конкретных нормативных документов уникальную для каждого финансового органа информационно-методическую модель планирования бюджета с учетом муниципального задания в разрезе муниципальных услуг. Комплекс автоматизирует сбор и хранение данных для оценки потребности в предоставлении услуг в натуральном и стоимостном выражении. Это позволяет принимать обоснованные решения по поиску альтернативных методов удовлетворения потребности населения в какой-либо услуге и оперативно учитывать необходимые затраты в бюджете муниципального образования».

В завершение мероприятия председатель секции А. Н. Домбровский сообщил собравшимся о том, что на следующем заседании, которое состоится в середине февраля 2008 г., предполагается рассмотреть три актуальных для муниципальных финансистов вопроса:
  • практика применения положений Федерального закона № 94-ФЗ с точки зрения проведения конкурсных процедур, то есть исполнения муниципального заказа;
  • увеличение доходной базы бюджета за счет повышения собираемости налога на доходы физических лиц, в том числе методами борьбы с серыми схемами выплаты заработной платы, а также проблемы социальной защиты населения;
  • капитальный ремонт жилищного фонда.
А. Н. Домбровский отметил: «В начале 2007 г. при внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ муниципальные образования высказали множество пожеланий и замечаний, и благодаря Комитету Госдумы по бюджету и налогам многие из них были приняты федеральным законодателем. Мы признательны Надежде Сергеевне Максимовой за конструктивную работу, направленную на совершенствование финансовой системы муниципальных образований и России в целом».

Источник: © Бюджет, 2008, № 1





Поделиться