Версия для печати 4716 Материалы по теме
Расширенное заседание коллегии Федерального Казначейства
Новые полномочия — новые задачи

В феврале 2016 года состоялось расширенное заседание коллегии Федерального казначейства, на котором были подведены итоги деятельности ведомства за 2015 год и определены основные задачи на текущий год. На коллегии с основными докладами выступили министр финансов РФ А. Г. Силуанов, первый заместитель министра Т. Г. Нестеренко и руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин.

Казначейское сопровождение

В своем выступлении министр финансов РФ отметил усиление роли Федерального казначейства в вопросах повышения эффективности бюджетных расходов и контроля за их осуществлением.

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная казначескому сопровождению.

Он подчеркнул, что Федеральным казначейством в 2015 году был проведен успешный эксперимент по казначейскому сопровождению отдельных государственных контрактов, в рамках которого расходы юридических лиц за счет авансов осуществлялись через казначейские счета после проверки всех подтверждающих документов.

Как высказался министр, этот механизм имеет массу плюсов. Его применение позволило усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств и обеспечить их использование в соответствии с целями предоставления. Практически в два раза сократилась цепочка соисполнителей по контрактам, поскольку у поставщиков отсутствует экономическая мотивация хранить деньги на казначейских счетах, так как Казначейство России не начисляет проценты на остаток средств. За счет этого увеличилась скорость доведения средств в экономику.

Министр отметил: «К внедрению механизма казначейского сопровождения мы приступили в прошлом году, и в этом году нам необходимо повсеместно внедрить такую систему».

Он также обратил внимание ведомства на необходимость применения клиентоориентированного подхода, проведения разъяснительной работы и оказания помощи при открытии лицевых счетов и оформлении платежных документов.

Кроме того, в рамках казначейского сопровождения государственных контрактов Силуанов поручил Федеральному казначейству проработать механизм казначейского аккредитива, суть которого заключается в предоставлении аванса только при возникновении реальной потребности в средствах на момент оплаты, в целях его применения с 2017 года.

Не только размещать, но и привлекать

Также министр обратил внимание казначейства на необходимость более активного размещения остатков средств федерального бюджета с использованием сделок РЕПО.

Опыт проведения таких операций у Казначейства России уже есть: в 2015 году ведомство приступило к их проведению на регулярной основе. Остатки средств в размещении по сделкам РЕПО достигали 300 миллиардов рублей, доходы от проведения указанных операций составили 6,5 миллиарда рублей.

Вместе с тем, как отметил министр, казначейству необходимо использовать и другие инструменты управления ликвидностью: не только размещать средства, но и при необходимости привлекать краткосрочные займы у кредитных организаций в случае предполагаемых кассовых разрывов. «Конечно, привлечения кредитов коммерческих банков на казначейский счет должны быть разовыми, только в период массовых выплат, когда требуется дополнительная ликвидность», — отметил он.

В свою очередь, руководитель Федерального казначейства Артюхин, говоря о развитии механизмов управления ликвидностью единого казначейского счета, предложил размещать остатки средств федерального бюджета на пополняемые банковские депозиты с правом их досрочного отзыва. Он отметил, что такой подход позволит обеспечить безусловное исполнение расходов федерального бюджета, увеличив объем размещения средств.

Поддержка субъектов РФ и муниципалитетов

Кроме того, в рамках коллегии была отмечена важность финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований в текущей экономической ситуации.

Начиная с 2014 года Казначейством России уже реализован и активно используется механизм кредитования региональных бюджетов. В прошлом году казначейские кредиты привлекали 58 субъектов РФ, всего было предоставлено 349 бюджетных кредитов.

Также Силуанов отметил успешный эксперимент по предоставлению бюджетных кредитов муниципальным образованиям, проведенный казначейством в 2015 году с участием 128 муниципалитетов.

Он поручил Федеральному казначейству продолжить кредитование региональных и местных бюджетов, поскольку указанный механизм позволяет обеспечить их устойчивость и сбалансированность, а также существенно экономить бюджетные средства на оплату привлекаемых ресурсов.

Повышение эффективности бюджетных расходов

Вопросы повышения эффективности бюджетных расходов прозвучали также и в докладе первого заместителя министра финансов РФ Нестеренко. В своем выступ­лении она обозначила перечень тактических мер по сокращению дефицита федерального бюджета, одобренных Правительством РФ, подчеркнув, что задача казначейства — обеспечить их неукоснительное исполнение. В их числе такие действенные инструменты, как казначейское сопровождение бюджетных расходов, механизм бюджетного аккредитива, предельные объемы финансирования, контроль за возвратом остатков целевых средств. Целью указанных мер является повышение эффективности бюджетных расходов и создание дополнительных резервов для их оптимизации.

Нестеренко также отметила, что по поручению руководства страны казначейство назначено ответственным органом за координацию работы всех главных распорядителей по инвентаризации и сокращению дебиторской задолженности по расходам. В этой связи задача ведомства — сделать анализ, помогающий главным распорядителям оценить качество своих действий и принять правильные управленческие решения для достижения оптимального результата в работе с дебиторской задолженностью.

Помимо этого, Нестеренко поставила перед казначейством задачи по развитию государственных информационных систем, в отношении которых ведомство выполняет функцию оператора, в числе которых ГИИС «Электронный бюджет», портал государственных и муниципальных учреждений, государственная информационная система государственных и муниципальных платежей, единая информационная система в сфере закупок и т. д.

Еще один блок вопросов, который выделила Нестеренко, был связан с централизацией информационных ресурсов казначейства в центрах обработки данных Минфина России.

Централизация сервисов позволит создать условия для единых бизнес-процессов, обеспечит сокращение расходов на содержание инженерной инфраструктуры коммуникационных каналов, поддержку аппаратного комплекса и прикладного программного обеспечения, подчеркнула она, отметив, что казначейству в этом году необходимо начать миграцию данных в центры обработки данных.

Казначейство России: от кассира к бухгалтеру

Об итогах работы Федерального казначейства за 2015 год и задачах на текущий год доложил руководитель казначейства Артюхин.

Он обозначил ключевые результаты деятельности ведомства, в числе которых итоги управления ликвидностью единого счета федерального бюджета, казначейское сопровождение авансов по отдельным государственным контрактам, запуск в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок, ведение реестра юридических лиц и неучастников бюджетного процесса и многие другие.

В своем выступлении он отметил, что новые функции и задачи Федерального казначейства, такие как казначейское сопровождение бюджетных расходов, выполнение функций оператора государственных информационных систем, реформирование системы казначейских платежей, осуществление контроля в сфере закупок, влекут за собой необходимость изменения организационно-штатной структуры ведомства.

Уже сейчас казначейство приступило к построению центров компетенции из отдельных Управлений ФК, отвечающих за функционирование соответствующих подсистем электронного бюджета.

Следующий шаг в этом направлении — передать весь функционал по ведению бюджетного учета по главе 100 «Федеральное казначейство», начислению заработной платы, осуществлению закупок, сопровождению информационно-технической инфраструктуры казначейства Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». Такой подход позволит высвободить ресурсы для выполнения поставленных задач без дополнительного увеличения численности и создать условия для выполнения казначейством задач по ведению бюджетного учета и начислению заработной платы сотрудникам всех федеральных органов власти.

Руководитель казначейства отметил, что в будущем в рамках электронного бюджета Федеральное казначейство сможет выполнять функции главного бухгалтера для всех федеральных органов власти, а те, в свою очередь, высвободить дополнительные ресурсы для выполнения своих функциональных обязанностей.

Новые полномочия казначейства

Большое внимание на коллегии было уделено вопросам осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, переданных от Росфиннадзора.

Говоря о реализации контрольных функций, участники коллегии подчеркнули необходимость изменения основных подходов к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля. Нестеренко отметила: «Нужно взять все лучшее, что было создано специалистами Росфиннадзора, и, дополнив это возможностями и технологиями казначейства, создать современную и эффективную систему бюджетного контроля».

Участники коллегии сошлись во мнении, что основная задача контролера не в том, чтобы наказать и начислить штраф, а в том, чтобы предупредить объект проверки и разъяснить ему все необходимые вопросы.

Для этого, подчеркнул министр финансов РФ, требуется обеспечить предупреждение всех участников бюджетного процесса по наиболее рискоемким направлениям деятельности. Кроме того, Силуанов отметил необходимость осуществления непрерывного финансового контроля. «При оплате бюджетных расходов требуется обеспечить не только документальный контроль, но и контроль фактического исполнения условий государственных контрактов, договоров и соглашений». Руководитель Федерального казначейства отметил практику Федеральной налоговой службы по досудебному урегулированию налоговых споров: «Этот принцип показал свою эффективность в отношении юридических лиц, следовательно, может быть применим и к участникам бюджетного процесса».

Также в числе предложений по оптимизации контроля была отмечена возможность автоматической фиксации бюджетных правонарушений в информационных системах казначейства по аналогии с опытом ГИБДД, при котором фиксация нарушений и направление штрафов происходит автоматически, без участия инспектора.

При этом, подчеркнула Нестеренко, все эти новации должны найти отражение в нормативных правовых актах, регулирующих финансовый контроль. Для этого необходимо сформировать предложения по внесению соответствующих изменений в Бюджетный кодекс, разработать в соответствии с ними порядки, регламенты и стандарты осуществления Федеральным казначейством контроля в финансово-бюджетной сфере.

С. В. Мартыненко

Поделиться