25 апреля 2024 года
Регистрация
Государство№ 3 Март 2016 — 02 марта 2016

Государственная служба в трехлетней перспективе

Версия для печати 24576 Материалы по теме

В ближайшее время должен быть утвержден указ Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 годы», а также правительственный план его реализации. О перспективах развития госслужбы на ближайшие три года рассказали представители администрации президента и аппарата Правительства РФ.

До недавнего времени реформирование государственной службы осуществлялось на основе четырехлетних федеральных программ, утверждаемых указами Президента РФ. По мнению начальника Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров А. Ю. Фёдорова, которое он высказал в ходе экспертной дискуссии «Развитие кадрового потенциала системы государственного управления» Гайдаровского форума-2016, ключевые задачи этой реформы были достигнуты. Так, почти полностью была сформирована нормативно-правовая основа государственной службы, были успешно внедрены все новые институты. Теперь пришло время «тонкой настройки» и точечного регулирования созданной системы.

В октябре 2015 года на заседании Комиссии по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров было решено изменить прежний формат реформы и разработать проект указа Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 годы». В проекте указа определены целевые ориентиры, сроки работы по соответствующим направлениям и механизм контроля за достижением обозначенных в нем показателей. Планируется определить федеральный орган исполнительной власти, который будет объединять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы. В развитие указа предусмотрено утверждение Правительством РФ плана мероприятий по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы на соответствующие годы.

Изменения в законодательстве

Параллельно с работой стратегического характера проводится и корректировка действующего законодательства. В 2014–2015 годы в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» был внесен ряд принципиальных изменений. Так, появились дополнительные ограничения для госслужащих, был уточнен механизм прохождения испытательного срока. Также были конкретизированы нормы, регламентирующие ротацию на госслужбе: с 2016 года она начинает действовать как система, и прежде всего в органах, которые осуществляют контрольные и надзорные функции. Был уточнен порядок исчисления стажа на государственной гражданской службе. Кроме того, поправки в закон, принятые в декабре 2015 года, определили минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (28 календарных дней), а также порядок его замены денежной компенсацией.

В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который призван урегулировать продолжительность отпусков на гражданской службе. В частности, предлагается установить одинаковую продолжительность основного отпуска для всех служащих вне зависимости от группы замещаемых ими должностей — 30 календарных дней, а также закрепить соотношение продолжительности стажа гражданской службы и отпуска за выслугу лет (при стаже более одного года — один календарный день, более пяти лет — пять дней, более десяти лет — семь дней и более 15 лет — десять дней).

Другой важный законопроект, касающийся поэтапного повышения пенсионного возраста госслужащих (мужчинам — до 65 лет, женщинам — до 60 лет), был принят Госдумой в первом чтении в декабре 2015 года. Еще одна законодательная инициатива вызвана необходимостью привести квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы в соответствие с законом об образовании. «Все эти предложения вносятся с учетом складывающейся демографической ситуации и предполагают сохранение на гражданской службе прежде всего профессиональных и опытных, а также привлечение наиболее подготовленных молодых специалистов», — отмечает Фёдоров.

Численность госслужащих

По словам Фёдорова, наблюдается постепенное снижение численности гражданских служащих. За последние пять с половиной лет в целом по стране она снизилась на 9,7%. Притом что движение было разнонаправленным: параллельно с сокращениями в этот период принимались решения и об увеличении численности чиновников, и о создании новых государственных органов. Примерно с 2013 года численность госслужащих стабилизировалась на отметке 750 тысяч человек. Порядка 82% от этого числа приходится на органы исполнительной власти (из них 5% — сотрудники центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, 67% — территориальных подразделений, 28% — органов исполнительной власти субъектов РФ).

31 декабря 2015 года Президент РФ В. В. Путин подписал указ, предусматривающий 10-процентное сокращение предельной численности федеральных органов власти, находящихся в прямом подчинении президента. Чуть ранее аналогичный документ был подписан и Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым. Возможно, оптимизация численности госслужащих поможет решить наболевшую проблему разрыва в уровне оплаты уровня труда служащих федеральных органов исполнительной власти, прежде всего их территориальных подразделений, и органов власти субъектов РФ. Впрочем, Фёдоров подчеркнул, что этот процесс не будет быстрым.

Подходы к образованию

Примечательно, что почти 10% госслужащих федерального уровня не имеют высшего образования. В субъектах РФ этот показатель ниже — всего 3%. Тем не менее, как отметил Фёдоров, задачи, стоящие перед государственной службой, требуют все более высокого образовательного уровня чиновников. Об этом свидетельствуют в том числе и упомянутые выше законодательные инициативы, призванные привести требования к образовательному уровню госслужащих в соответствие с должностными регламентами.

Новые подходы к профессиональному образованию и переподготовке чиновников также обсуждались на октябрьском заседании президентской комиссии по госслужбе. Как пояснил Фёдоров, в ближайшей перспективе произойдет переход от системы дополнительного профессионального образования к системе «профессионального развития» госслужащих. В первую очередь это означает изменение принципа организации обучения, в том числе отказ от нормы, предписывающей проводить обучение гражданских служащих в форме повышения квалификации не реже одного раза в три года. «Уже все согласились с тем, что эта норма закона не может быть исполнена в том виде, в каком она существует. Вряд ли она приводит к каким-то значительным достижениям», — отметил чиновник.

Победители конкурса «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе» Министерства труда и социальной защиты РФ:

  • административный департамент Министерства промышленности и торговли РФ;
  • департамент государственной гражданской службы администрации Томской области;
  • департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан;
  • управление главы Республики Башкортостан по вопросам государственной службы и кадровой политики;
  • управление государственной службы и кадров Правительства Воронежской области;
  • управление государственной службы и кадров Правительства Москвы;
  • управление государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области;
  • управление государственной службы Федеральной антимонопольной службы;
  • управление кадров и государственной службы губернатора Красноярского края;
  • управление кадровой политики и государственных наград администрации губернатора Самарской области;
  • управление кадровой политики и муниципальной службы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Альтернативой должно стать создание механизмов материальной и нематериальной мотивации служащих к непрерывному профессиональному развитию, том числе путем самообразования. Отсюда следует важность повышения качества образовательных услуг и стимулирования конкуренции между образовательными организациями, которые реализуют соответствующие образовательные программы. Само профессиональное развитие должно оказывать более активное влияние на карьерную траекторию гражданского служащего. Наконец, речь может идти о внедрении иных, помимо госзаказа, способов финансирования мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, а также о расширении практики использования дистанционных форм обучения. Планируется, что в первом полугодии 2017 года соответствующие вузы завершат переход к организации обучения гражданских служащих в дистанционном и очно-дистанционном формате, а также создадут на своей учебно-методической базе условия, необходимые для их самообразования.

Новые кадровые технологии

С точки зрения главного приоритета кадровой политики — формирования профессионально подготовленного кадрового состава — все большую актуальность приобретают аттестационные и адаптационные программы для лиц, впервые поступающих на госслужбу, стажерские программы для молодых специалистов, наставнические формы обучения. В субъектах РФ на постоянной основе проводятся конкурсы на звание «Лучший государственный гражданский служащий», а в 2015 году на федеральном уровне впервые был проведен конкурс «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе».

Одним из инструментов кадровой политики является резерв управленческих кадров. Обновленный состав президентского резерва был утвержден 18 декабря 2015 года: сейчас он насчитывает 140 человек. Ключевым механизмом отбора в резерв является личностно-профессиональная диагностика, которую проводит РАНХиГС. На уже упоминавшемся октябрьском заседании комиссии по госслужбе было решено продлить на 2016–2018 годы действие федеральной программы подготовки и переподготовки резерва управленческих кадров. Соответствующее постановление Правительство РФ издало в конце декабря 2015 года.

В заключение Фёдоров отметил, что в ближайшие три года в рамках дальнейшего развития госслужбы «будет учтена наметившаяся в последнее время тенденция смены объекта прилагаемых усилий: не государственная служба сама по себе как институт системы госуправления, а служащий как ключевой элемент системы государственной службы, ее основной потенциал». А это, опять же, означает внедрение современных кадровых технологий, переход от привычных форм дополнительного профессионального образования к более гибким и современным, увязку ключевых условий прохождения госслужбы с задачами, которые стоят перед государственными органами.

Нормативное обеспечение госслужбы

Директор Департамента государственной службы и кадров Правительства РФ А. В. Сороко подробнее остановился на положениях проектов указа президента «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 годы» и постановления Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий дорожной карты по реализации основных направлений развития гражданской службы», которые в настоящее время проходят согласование в администрации президента РФ. По его словам, к концу 2016 года планируется завершить разработку нормативных правовых основ, которые обеспечат формирование новых принципов кадровой политики и технологий кадровой работы на гражданской службе. Практическое использование этих принципов начнется в 2017 году.

Так, в начале 2017 года планируется приступить к практическому внедрению стандартов нормирования численности структурных и функциональных подразделений государственных органов, а также их кадровых служб и подразделений, ответственных за противодействие коррупции. В течение 2016–2017 годов должно быть сформировано единое информационное пространство управления государственной гражданской службы, что предполагает активный обмен информацией между кадровыми службами государственных органов.

До конца текущего года планируется создать систему мониторинга, анализа и оценки реализации положений законодательства, устанавливающих квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы. Для этого в каждом государственном органе должны быть изданы нормативно-правовые акты, регулирующие применение квалификационных требований в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, а также областью и видом профессиональной служебной деятельности госслужащих. В 2016 году будут разработаны и утверждены стандарты оценки знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, а также в соответствии с категориями и группами должностей государственной гражданской службы. При этом к началу 2017 года на базе вузов будут созданы специальные центры оценки соответствия госслужащих и кандидатов квалификационным требованиям.

Также предлагается разработать и нормативно закрепить положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе. «Как нам кажется, выработка единых подходов к формированию кадрового резерва позволит к 2018 году в системе государственной гражданской службы сформировать федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федеральных госорганов, кадровые резервы субъектов и кадровые резервы госорганов субъектов РФ», — отметил Сороко.

Портал управленческих кадров

С 2009 года в сети интернет действует портал федеральной государственной службы и управленческих кадров, на котором федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, государственными корпорациями и организациями, а с 1 июля 2015 года и органами местного самоуправления размещаются сведения о вакантных должностях. Всего с 2009 года из базы портала назначено около 5000 человек. В настоящее время аппарат Правительства РФ и федеральные органы власти рассматривают вопрос о том, чтобы принимать юридически значимые документы для участия в конкурсах на замещение вакансий в электронном виде с использованием сервисов портала.

На базе федерального портала запущена пилотная версия единой информационной системы управления кадровым составом государственной службы РФ. Всего в ее опытной эксплуатации принимают участие 40 федеральных органов исполнительной власти. В 2017 году использование автоматизированных информационных систем в кадровой работе госорганов будет закреплено нормативно, а все кадровые службы на безвозмездной основе получат доступ к соответствующему инструментарию. К концу 2017 года в деятельность кадровых служб должна быть внедрена процедура первичного отбора кандидатов с помощью информационно-коммуникационных технологий, вне зависимости от порядка замещения должности (как по конкурсу, так и без конкурса).

Вопрос престижа

Отдельный раздел в проекте плана посвящен вопросам повышения престижа государственной гражданской службы. Ожидается, что к 2018 году будет завершено формирование законодательства, устанавливающего единые основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, а также единую систему их материальной мотивации. Именно это позволит довести оплату труда до конкурентоспособного уровня и сгладить различия в зарплате федеральных и региональных чиновников.

К 2018 году в госорганах должны заработать единые основы современной организационной культуры, включающие в себя правила внутренних и внешних взаимодействий органов власти. Предполагается, что это обеспечит не только открытость гражданской службы, но и успешную реализацию задач ее кадрового обеспечения. Формирование современной организационной культуры предполагает в том числе внедрение в деятельность государственных органов механизмов, стимулирующих эффективную профессиональную служебную деятельность гражданских служащих и соблюдение ими единых правил служебного поведения.

К началу следующего года планируется утвердить методологический инструментарий по оценке эффективности деятельности кадровых служб государственных органов, связанной с профилактикой коррупционных правонарушений. Как подчеркнул Сороко, кадровые службы будут обеспечиваться необходимыми учебно-методическими материалами, тестовыми заданиями, а также получат доступ к реестру лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно