Здоровье граждан России – одна из главнейших задач нашего государства. На эти цели выделяются огромные средства, поэтому крайне важно обеспечить их эффективное использование.
Николай ЮРГЕЛЬ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
В настоящее время проблема совершенствования системы отечественного здравоохранения, повышения качества и доступности медицинской помощи стала одной из наиболее приоритетных. Важными факторами успеха в этом направлении являются политическая воля, адекватное финансирование, наличие высокопрофессиональных кадров и совершенствование системы оказания медицинской помощи на всех уровнях.
Центральным звеном российской системы здравоохранения становится человек и его право получать своевременную и качественную медицинскую помощь. На интересы пациента ориентируются не только медицинские работники первичного и стационарного звена, организаторы здравоохранения, но и производители лекарств и медицинских изделий. В сложившихся условиях возрастающего государственного финансирования медицины, структурных и организационных преобразований системы здравоохранения необходимо создание и развитие эффективных механизмов государственного контроля и управления деятельностью различных органов и субъектов здравоохранения РФ. На 2008 г. планируется увеличение расходов на здравоохранение до 1 трлн руб. Четкое планирование и жесткий контроль расходования этих средств являются залогом эффективности их использования.
Важную роль в области надзора и контроля за качеством оказываемой населению медицинской помощи играет Росздравнадзор. При этом нашей основной задачей становится работа широчайшего спектра:
Только в 2007 г. выдано 8 309 лицензий, зарегистрировано 182 новых лекарственных средства и 323 новых изделия медицинского назначения. После проведенных экспертиз выдано 197 разрешений на применение новых медицинских технологий.
Особое место в нашей работе занимают контрольные проверки на местах. За текущий год службой проведено 15 183 проверки деятельности различных организаций системы здравоохранения и социальной помощи, 2 588 проверок качества и безопасности лекарственных средств.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2007 г. проведено 1 491 контрольное мероприятие, по результатам которых подготовлено 398 обращений в прокуратуру, 423 обращения в органы управления здравоохранения субъектов РФ, выдано 1 340 предписаний главным врачам лечебно-профилактических учреждений и составлено 526 протоколов об административных правонарушениях. Взыскано штрафов на сумму 9,1 млн руб. За грубые нарушения 40 руководителей освобождены от занимаемых должностей.
Безусловно, при таком напряженном режиме и достаточно ограниченном штате (131 человек в центральном аппарате и 1 050 – в территориальных органах) вести работу на высоком уровне можно только опираясь на поддержку гражданского общества. Для этого мы разработали концепцию повышения роли институтов гражданского общества при осуществлении контроля в сфере здравоохранения и социального развития. Росздравнадзор заключает соглашения о сотрудничестве с федеральными и территориальными экспертными и общественными организациями, те по нашей просьбе проводят необходимые предварительные экспертизы на предмет установления соответствия объекта проверки предъявляемым ему требованиям и сообщают о результатах в Росздравнадзор и его территориальные управления, в общественные и профессиональные объединения. На сегодняшний день уже заключено более 50 таких договоров с некоммерческими негосударственными профессиональными организациями. Отметим, что наша концепция проведения экспертизы с привлечением экспертных организаций различных форм собственности одобрена Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службой. Кроме того, при Росздравнадзоре существует и активно функционирует общественный совет по защите прав пациентов.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет мероприятия административной реформы, цель которых – повышение эффективности и качества исполнения государственных контрольно-надзорных функций в установленной сфере деятельности, а также снижение степени вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов на контролируемых рынках, уменьшение административных барьеров.
В течение 2007 г. в Росздравнадзоре реализовывался ряд проектов административной реформы. В частности, по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, что является значимым инструментом общего и частного планирования деятельности органов власти и ее элементов. В ходе выполнения этого проекта были разработаны инструменты программно-целевого бюджетирования, перспективный финансовый план и система контроля достижения целевых показателей. По результатам оценки внедрения методов бюджетного планирования, проведенной Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ, Росздравнадзор занял второе место среди всех федеральных органов исполнительной власти.
Мы разработали также комплекс мероприятий по предупреждению коррупции и борьбе с ней за счет создания эффективной службы внутреннего контроля и аудита, аналитического учета показателей удовлетворенности потребителей. Уже есть первые результаты деятельности по регламентации и стандартизации исполнения государственных функций, вступили в силу 15 административных регламентов. Отметим, что наша служба занята активным внедрением ИТ-решений в административные процессы, что, безусловно, позволяет решить целый комплекс проблем учета и контроля деятельности лечебно-профилактических и социальных учреждений.
К сожалению, нельзя сказать, что представителям медицинского сообщества однозначно нравятся осуществляемые преобразования. Так, в ходе социологического опроса, проведенного при участии DSM Group и «ЦМИ Фармэксперт» в 2007 г., было выявлено, что только 26,8% врачей первичного звена положительно оценивают введение единых системных контрольных количественных показателей, отражающих структуру, процесс или результат оказания медицинской помощи, а 73,2% врачей отозвались отрицательно или высказали сомнения в целесообразности или возможности введения таких показателей.
Это значит, нам придется упорно работать над совершенствованием системы российского здравоохранения и социальной поддержки населения, отчетливо понимая, что наша основная задача – делать жизнь в России лучше и здоровее.
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Родился 29 ноября 1955 г. в с. Муромцево Омской области.
В 1979 г. окончил Омский мединститут, специальность «Лечебное дело», а также юридический факультет Омского госуниверситета. Доктор медицинских наук, профессор.
1979–1997 гг. – врач-терапевт медсанчасти № 4 в Омске.
1997–2004 гг. – главный терапевт Омска, первый заместитель директора Департамента здравоохранения Омска, начальник главного фармацевтического управления Омска.
2004–2006 гг. – заместитель директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В 2006–2007 гг. возглавлял управление Росздравнадзора по Москве и Московской области.
С 12 марта 2007 г. – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Заслуженный врач РФ.
Источник: © Бюджет, 2008, № 1
Центральным звеном российской системы здравоохранения становится человек и его право получать своевременную и качественную медицинскую помощь. На интересы пациента ориентируются не только медицинские работники первичного и стационарного звена, организаторы здравоохранения, но и производители лекарств и медицинских изделий. В сложившихся условиях возрастающего государственного финансирования медицины, структурных и организационных преобразований системы здравоохранения необходимо создание и развитие эффективных механизмов государственного контроля и управления деятельностью различных органов и субъектов здравоохранения РФ. На 2008 г. планируется увеличение расходов на здравоохранение до 1 трлн руб. Четкое планирование и жесткий контроль расходования этих средств являются залогом эффективности их использования.
Важную роль в области надзора и контроля за качеством оказываемой населению медицинской помощи играет Росздравнадзор. При этом нашей основной задачей становится работа широчайшего спектра:
- лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, деятельности по производству лекарственных средств и медицинской техники, а также по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, лицензирование технического обслуживания медицинской техники;
- контроль за порядком производства медицинской экспертизы и соблюдением стандартов качества медицинской помощи, за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг;
- контроль и надзор за ходом выполнения нацпроекта «Здоровье», за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания;
- выдача разрешений на применение новых медицинских технологий;
- государственная регистрация лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, включая контроль за проведением доклинических и клинических исследований этих средств и выполнением правил лабораторной и клинической практики;
- мониторинг и регистрация предельных отпускных цен на лекарства;
- выдача заключений о возможности лицензирования деятельности по ввозу лекарств на территорию Российской Федерации;
- проведение аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарств;
- проверка деятельности организаций, осуществляющих производство, оборот и использование изделий медицинского назначения.
Только в 2007 г. выдано 8 309 лицензий, зарегистрировано 182 новых лекарственных средства и 323 новых изделия медицинского назначения. После проведенных экспертиз выдано 197 разрешений на применение новых медицинских технологий.
Особое место в нашей работе занимают контрольные проверки на местах. За текущий год службой проведено 15 183 проверки деятельности различных организаций системы здравоохранения и социальной помощи, 2 588 проверок качества и безопасности лекарственных средств.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2007 г. проведено 1 491 контрольное мероприятие, по результатам которых подготовлено 398 обращений в прокуратуру, 423 обращения в органы управления здравоохранения субъектов РФ, выдано 1 340 предписаний главным врачам лечебно-профилактических учреждений и составлено 526 протоколов об административных правонарушениях. Взыскано штрафов на сумму 9,1 млн руб. За грубые нарушения 40 руководителей освобождены от занимаемых должностей.
Безусловно, при таком напряженном режиме и достаточно ограниченном штате (131 человек в центральном аппарате и 1 050 – в территориальных органах) вести работу на высоком уровне можно только опираясь на поддержку гражданского общества. Для этого мы разработали концепцию повышения роли институтов гражданского общества при осуществлении контроля в сфере здравоохранения и социального развития. Росздравнадзор заключает соглашения о сотрудничестве с федеральными и территориальными экспертными и общественными организациями, те по нашей просьбе проводят необходимые предварительные экспертизы на предмет установления соответствия объекта проверки предъявляемым ему требованиям и сообщают о результатах в Росздравнадзор и его территориальные управления, в общественные и профессиональные объединения. На сегодняшний день уже заключено более 50 таких договоров с некоммерческими негосударственными профессиональными организациями. Отметим, что наша концепция проведения экспертизы с привлечением экспертных организаций различных форм собственности одобрена Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службой. Кроме того, при Росздравнадзоре существует и активно функционирует общественный совет по защите прав пациентов.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет мероприятия административной реформы, цель которых – повышение эффективности и качества исполнения государственных контрольно-надзорных функций в установленной сфере деятельности, а также снижение степени вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов на контролируемых рынках, уменьшение административных барьеров.
В течение 2007 г. в Росздравнадзоре реализовывался ряд проектов административной реформы. В частности, по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, что является значимым инструментом общего и частного планирования деятельности органов власти и ее элементов. В ходе выполнения этого проекта были разработаны инструменты программно-целевого бюджетирования, перспективный финансовый план и система контроля достижения целевых показателей. По результатам оценки внедрения методов бюджетного планирования, проведенной Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ, Росздравнадзор занял второе место среди всех федеральных органов исполнительной власти.
Мы разработали также комплекс мероприятий по предупреждению коррупции и борьбе с ней за счет создания эффективной службы внутреннего контроля и аудита, аналитического учета показателей удовлетворенности потребителей. Уже есть первые результаты деятельности по регламентации и стандартизации исполнения государственных функций, вступили в силу 15 административных регламентов. Отметим, что наша служба занята активным внедрением ИТ-решений в административные процессы, что, безусловно, позволяет решить целый комплекс проблем учета и контроля деятельности лечебно-профилактических и социальных учреждений.
К сожалению, нельзя сказать, что представителям медицинского сообщества однозначно нравятся осуществляемые преобразования. Так, в ходе социологического опроса, проведенного при участии DSM Group и «ЦМИ Фармэксперт» в 2007 г., было выявлено, что только 26,8% врачей первичного звена положительно оценивают введение единых системных контрольных количественных показателей, отражающих структуру, процесс или результат оказания медицинской помощи, а 73,2% врачей отозвались отрицательно или высказали сомнения в целесообразности или возможности введения таких показателей.
Это значит, нам придется упорно работать над совершенствованием системы российского здравоохранения и социальной поддержки населения, отчетливо понимая, что наша основная задача – делать жизнь в России лучше и здоровее.
Справка «Бюджета»
Николай Викторович ЮРГЕЛЬ,руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Родился 29 ноября 1955 г. в с. Муромцево Омской области.
В 1979 г. окончил Омский мединститут, специальность «Лечебное дело», а также юридический факультет Омского госуниверситета. Доктор медицинских наук, профессор.
1979–1997 гг. – врач-терапевт медсанчасти № 4 в Омске.
1997–2004 гг. – главный терапевт Омска, первый заместитель директора Департамента здравоохранения Омска, начальник главного фармацевтического управления Омска.
2004–2006 гг. – заместитель директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В 2006–2007 гг. возглавлял управление Росздравнадзора по Москве и Московской области.
С 12 марта 2007 г. – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Заслуженный врач РФ.
Источник: © Бюджет, 2008, № 1