Версия для печати 6301 Материалы по теме
Владимир Иванович Попков, начальник управления по вопросам государственной службы и кадров аппарата губернатора Волгоградской области
Конфликт интересов: предупредить и урегулировать

Актуальность проблем, связанных с конфликтами интересов в системе государственной гражданской службы России, постоянно возрастает. В связи с этим тема выявления и эффективного урегулирования таких конфликтов приобретает особое звучание.

Кадровая практика «Организация работы по выявлению конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе Волгоградской области» вошла в перечень 55 лучших кадровых практик — номинантов конкурса «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе». Ее внедрение позволяет нам выявлять конфликты интересов на стадии риска их возникновения, а также своевременно принимать меры по их предотвращению.

В соответствии с Федераль­ным законом от 25 декабря 2008 года № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. Личная заинтересованность — это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.

Под это определение попадает множество конкретных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Наша кадровая практика рассматривает коррупционно опасные сферы, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • выполнение отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего;
  • выполнение иной оплачиваемой работы;
  • владение ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций);
  • взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной гражданской (муниципальной) службы.

Алгоритм действий

Работа по выявлению конфликтов интересов включает в себя в том числе мониторинг сведений в отношении служащего и его родственников, содержащихся в его личном деле, в представляемых им справках о доходах, а также в базах данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Кроме того, анализу повергается документация в сфере государст­венных (муниципальных) закупок, а также документация аттестационных и конкурсных комиссий, если в силу должностных обязанностей на служащего возложено выполнение функций в указанных областях.

В сфере выполнения отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего, анализируются сами эти функции, а также определяется перечень организаций, в отношении которых сотрудник их осуществляет. Проводится анализ данных о близких родственниках и членах семьи, указанных в анкете, заполняемой гражданином при поступлении на службу, и указанных им в справках о доходах. Также проводится мониторинг баз данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП на предмет участия родственников сотрудника в качестве руководителя, учредителя или участника в организациях, в отношении которых служащий выполняет функции государственного, муниципального (административного) управления. В случае установления таких совпадений ситуация анализируется на предмет наличия или вероятности возникновения конфликта интересов.

Меры по предотвращению

В зависимости от обстоятельств руководитель соответствующего органа принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, преду­смотренные законодательством, а именно законом о противодействии коррупции.

Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. В свою очередь, сам работодатель обязан принять меры по предотвращению или урегулированию возможного конфликта интересов. Эти меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения обязанностей.

Конфликт интересов

Под конфликтом интересов следует понимать сложившуюся ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей в результате возникновения противоречия между личной заинтересован­ностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества.

Поделиться