Политика№1 Январь 2008 — 07 февраля 2008

Здоровье и его комитет в Госдуме четвертого созыва

Версия для печати 3511 Материалы по теме
Младенец
Четыре года работы депутатов Госдумы четвертого созыва принесли много нового как самому здравоохранению, так и системе правовых отношений, связанных с охраной здоровья граждан. Прошла административная реформа и реформа межбюджетных отношений, приняты в новой редакции Трудовой и Бюджетный кодексы, идет реализация национального проекта «Здоровье». Деятельность депутатов этого созыва началась с отработки Федерального закона № 122-ФЗ. Документ затронул жизненные интересы очень широких слоев населения.

Результатами деятельности Комитета Госдумы по охране здоровья, по словам его председателя Татьяны Яковлевой, стали:
  • разработка механизма предоставления набора социальных услуг для лекарственного обеспечения, санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда льготных категорий граждан, в том числе детей-инвалидов;
  • сохранение обязательности обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет. В законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дана новая редакция статьи о том, что детям оказывается бесплатная медицинская помощь, которая включает, в числе прочего, диспансерное наблюдение и санаторно-курортное лечение детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • мониторинг реализации закона № 122-ФЗ на протяжении ряда лет;
  • создание рабочей группы по стабилизации ситуации с дополнительным лекарственным обеспечением. В набор социальных услуг включены изделия медицинского назначения;
  • выделение средств на погашение задолженности за фактически отпущенные лекарственные средства;
  • дополнительное выделение почти 47 млрд руб. на закупку лекарств для лечения группы заболеваний, требующих дорогостоящей лекарственной терапии;
  • решение проблем, возникших в отрасли после разграничения полномочий. Так, частично восстановлено право муниципальных учреждений здравоохранения оказывать населению специализированную медицинскую помощь; получила законодательное закрепление деятельность отделений переливания крови муниципальных организаций здравоохранения; восстановлено право муниципальных учреждений осуществлять забор, заготовку и транспортировку органов и тканей, что помогло наладить работу по органному донорству в стране.
Однако остались и нерешенные проблемы, важнейшая из которых – сверхсмертность. Каждую минуту в стране рождаются три человека, а умирают четыре. Почти треть от общего числа умерших составляют граждане трудоспособного возраста, около 80% из них – мужчины. Средний возраст умирающих мужчин – чуть больше 50 лет. При сохранении такой тенденции из российских мужчин, которым в 2005 г. исполнилось 16 лет, до 60 лет доживет менее половины. Основными факторами повышенной смертности населения являются болезни системы кровообращения, а также несчастные случаи, травмы и отравления.

Свой вклад в показатель смертности вносит и высокий уровень заболеваемости населения. Только 19% граждан, прошедших диспансеризацию в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», признаны практически здоровыми. 22% граждан вошли в группу риска развития различных заболеваний. У 58% людей, считавших себя здоровыми, в процессе дополнительной диспансеризации диагностировано в среднем по два заболевания, причем у более чем 50 тыс. граждан заболевания выявлены на поздних стадиях. В результате периодических обследований школьников только треть детей признаны здоровыми, а 16% имеют хронические заболевания.

В XXI в. масса тела школьников в подростковом возрасте стала ниже нормы. И это неудивительно, поскольку мальчики сейчас приобщаются к алкоголю в среднем в 12,5 лет, девочки – в 12,9. Курить современный подросток начинает в 14 лет. Суициды среди подростков в значительной степени обусловлены алкоголизмом и бытовым пьянством как их самих, так и их родителей. Важно понимать, что будущее России во многом зависит от решения проблемы алкоголизации населения.

В России очень высоки показатели детской смертности: в год умирает более 36 тыс. детей всех возрастов, не считая не вошедших в официальную демографическую статистику 10–12 тыс. детей, которые родились с весом менее 1 кг и не дожили до семи дней. Получается 48 тыс. детей в год, почти 60% из которых умирают от предотвратимых причин. В результате потерь в детском возрасте конечные результаты воспроизводства населения сокращаются приблизительно на 2–2,5%.

За последние 10 лет доля абсолютно здоровых девочек уменьшилась с 28,6 до 6,3%. Т. Яковлева предлагает принять федеральный закон об охране репродуктивного здоровья, в том числе детей и подростков, потому что решить демографическую проблему сможет только то поколение, которое сегодня ходит в детский сад. Комитет выступил с инициативой разработки целевой программы «Мужчинам – здоровье и долголетие» (сейчас эта программа уже принята в Ульяновской, Московской и Ивановской областях, в Самарской области проект находится в стадии согласования). Совершенствуется деятельность медико-генетической службы, проводятся скрининговые обследования новорожденных, дополнительная иммунизация от гриппа, краснухи, гепатита В, прежде всего среди детей.

Кроме того, в настоящее время в России происходит резкая феминизация эпидемии СПИДа. Доля женщин фертильного возраста составляет от 30 до 50% от общего числа ВИЧ-инфицированных. Поэтому средства направляются в первую очередь на профилактику вертикальной (от матери к ребенку) передачи ВИЧ. За два года объем высокотехнологичной медицинской помощи увеличился почти в три раза.

Комитет по охране здоровья возражает против принятия внесенного в Госдуму законопроекта, согласно которому средства материнского капитала предлагается направить на высокотехнологичную медицинскую помощь, поскольку право на бесплатную медицинскую помощь гарантировано Конституцией. Расходы на дорогостоящие операции для детей нужно увеличивать вплоть до полного удовлетворения потребности. Еще одна проблема – низкая оплата труда. Комитет добился включения дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена в расчет средней заработной платы для оплаты отпусков, больничных и других выплат, предусмотренных Трудовым кодексом. Необходимые изменения в законодательство были внесены в ноябре, однако участковые врачи и медсестры до конца года должны получить то, что им недоплатили.

Реализация программы «Родовый сертификат» привела к увеличению оплаты труда в учреждениях родовспоможения, сокращению числа платных услуг, возможности выбирать роддом по своему желанию, развитию конкуренции на рынке медицинских услуг, возможности приобретения дорогостоящих препаратов для реанимации новорожденных, борьбы с акушерскими кровотечениями, лечения инфекционных осложнений и т.д. Но главным результатом стало снижение материнской и младенческой смертности. С 1 января 2007 г. стоимость родового сертификата возросла до 10 тыс. руб.

На сегодняшний день в программу «Родовый сертификат» включены детские поликлиники. Внесены изменения в существующий стандарт диспансерного наблюдения за ребенком первого года жизни. Введены дополнительные осмотры врача-невролога, врача ЛФК, врача-хирурга (ортопеда). Впервые в стандарте предусмотрено проведение УЗИ-скрининга всех органов и систем ребенка, в том числе тазобедренных суставов, – это позволит выявлять патологию на ранних стадиях, своевременно проводить реабилитационные мероприятия. На каждого ребенка будет заведена «карта здоровья» и определена соответствующая программа оздоровления.

Госдумой приняты федеральные законы, направленные на повышение рождаемости. По инициативе партии «Единая Россия» размер единовременного пособия при рождении ребенка увеличился с 4,5 до 8 тыс. руб. С 1 января 2007 г. значительно выросло пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: работающие матери стали получать вместо 700 руб. в месяц 40% среднего заработка (но не менее 1,5 тыс. на первого ребенка и 3 тыс. – на второго и последующих).

С 1 января 2008 г. вводятся единовременное пособие по беременности для жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в размере 14 тыс. руб. и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в размере 6 тыс. на каждого ребенка до достижения им трехлетнего возраста. Пособие выплачивается матери ребенка, а при ее отсутствии – другим родственникам или опекуну.

Т. Яковлева намерена добиваться доведения размера единовременного пособия при рождении ребенка до стоимости минимально необходимого набора товаров для новорожденного – на сегодняшний день эта сумма составляет 20 тыс. руб. Учитывая проблему нехватки детских дошкольных учреждений, депутаты внесли предложение об увеличении продолжительности выплаты пособия по уходу за ребенком для работающих матерей с полутора до трех лет.

Комитет по охране здоровья стремится изменить правовое регулирование и механизм финансирования социальной рекламы: она должна быть направлена на пропаганду здорового образа жизни и формирование идеала крепкой благополучной семьи.

9 октября 2007 г. утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. В соответствии с ней к 2015 г. предусматривается достичь нулевого, а к 2025 г. – положительного баланса между смертностью и рождаемостью.

Лев МОСКОВКИН, парламентский корреспондент «Московской правды»
Источник: © Бюджет, 2008, № 1

Поделиться