Версия для печати 6705 Материалы по теме
Франкфурт-на-Майне
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Вот и столицы мира стремятся примерить на себя корону и звание мирового финансового центра.
О том, хватит ли Москве сил встать в один ряд с уже признанными финансовыми лидерами, речь шла на круглом столе «Франкфурт-на-Майне – опыт становления финансового центра Европы в регионе Франкфурт-Рейн-Майн». Организаторами  мероприятия выступили Комитет государственных заимствований города Москвы и Агентство экономического развития города Франкфурта-на-Майне. 
Анастасия АНДРЕЕВА

Посматривая на Запад

Приветствовал собравшихся г-н Хартмут Швезингер, генеральный директор агентства FrankfurtRheinMain GmbH – International Marketing of the Region, стоявший у истоков превращения Франкфурта в мировой финансовый центр. Г-н Х. Швезингер отметил, что 20 лет назад немцы и предположить не могли, какого успеха добьются. А мысль о том, что расположенная во Франкфурте биржа по объему операций сможет соперничать с лондонской, вызывала улыбку.

Тему становления города затронул и г-н Хельмут Г. Керн, руководитель Департамента развития и продвижения Франкфурта как финансового центра, министерства экономики, транспорта, регионального и городского развития федеральной земли Гессен. По численности населения Франкфурт-на-Майне является крупнейшим городом в федеральной земле Гессен и пятым в стране после Берлина, Гамбурга, Мюнхена и Кельна. Вместе с ближними пригородами население большого Франкфурта составляет порядка 1,5 млн человек.

Современный Франкфурт входит в число крупнейших транспортных и финансовых центров Европы. Франкфуртский аэропорт – второй по величине в континентальной Европе. Банки Франкфурта включают в себя более 300 тыс. иностранных финансовых компаний, из которых более 100 – фирмы с мировыми именами. В городе расположены головные офисы таких банков, как Deutsche Bank, Dresdner Bank, Commerzbank, а также значительное количество филиалов других кредитных организаций. В банковском квартале находится больше небоскребов, чем во всей остальной Германии. На развитие центра благотворно влияет постепенное снижение налогового бремени. Параллельно с банковским делом активно растет страховой бизнес. В нем работают 24 страховые компании со штатом сотрудников, превышающим 20 тыс. человек.

Огромное внимание во Франкфурте уделяется образованию. Например, открыт Финансовый дом – институт, который выпускает специалистов по уникальным для Германии экономическим дисциплинам. 130 преподавателей и студентов Финансового дома ведут научную работу, направленную на развитие финансового рынка, формируют критерии оценки, которые позволяют просчитывать политические последствия для бизнеса.

В стратегии значится

О российской действительности и реальных шагах, которые предпринимают московские власти для осуществления этой цели, говорил первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Юрий Росляк. На данный момент столица ставит перед собой задачу разработать Стратегию развития до 2025 г., одним из направлений которой станет выход города на уровень международного финансового центра.

Существует достаточно четко выстроенная линейка мировых финансовых центров, и встать в один ряд с ними будет достаточно сложно, признал чиновник. Ситуация, казалось бы, сбалансирована, но если посмотреть в динамике, то, например, Нью-Йорк, который еще пять-семь лет назад был центром мировой экономической системы, сегодня утрачивает лидирующие позиции. Таким образом, изменения в современном мире дают крупным конгломерациям, таким как Женева, Париж и Москва, шанс стать мировыми финансовыми лидерами.

Факторы, дающие столице России право претендовать на этот статус, таковы:
  • быстрое развитие города, бурный рост экономики;
  • стабильность национальной валюты: при всех колебаниях международного финансового рынка в 2007 г. рубль сохранил устойчивость;
  • владение акционерным капиталом. Основные предприятия и владельцы активов продолжают реформирование, в том числе приватизацию бывших государственных активов. Развиваются акционерные общества. Они обращаются к различным финансовым инструментам для обеспечения потока инвестиций как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Еще одним фактором может стать либерализация финансового регулирования. Планируется доработка законодательства в области финансов, которая будет полностью отвечать требованиям мировых стандартов.

«Мы бы хотели видеть Москву финансовым центром мира», – заявил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Для достижения этой цели есть два сценария: активный и форсированный. При первом темпы развития банковской системы России с нынешних 16 трлн руб. могут увеличиться до 28–30 трлн в 2010 г. и до 90–100 трлн в 2020 г.

А собственный капитал – с 2,5 трлн руб. до 3–4 трлн в 2010 г. и 13–14 трлн в 2020 г. Второй сценарий предполагает создание кредитной базы не только за счет средств населения и предприятий, но и за счет размещения денег государственных фондов, а также пенсионных сбережений населения.

Осуществить столь амбициозные планы непросто. Москва имеет в целом высокий уровень банковского и финансового капитала, на ее долю приходится более 80% средств банков – порядка 500 млрд долл. Идет активный рост инвестиционных и страховых компаний, бирж. Рецепт достижения желанной цели, по мнению Г. Тосуняна, подразумевает развитие именно национальной банковской системы. Необходимо научиться аккумулировать в стране финансовые ресурсы и наращивать капитал банковской системы.

Может ли Москва вступить в клуб?

Итак, есть ли у российской столицы шанс претендовать на звание международного финансового центра? По утверждению председателя Комитета государственных заимствований города Москвы Сергея Пахомова, есть. Однако на рынке мировых финансовых услуг существует очень жесткая конкуренция, и было бы наивным думать, что Москву там ждут.

Что же представляет собой клуб мировых финансовых рынков? В нем выделяются два основных лидера: Нью-Йорк и Лондон, уровень развития которых очень высок. Нью-Йорк – ворота на американский рынок, который сам по себе огромен. Лондон, без сомнения, не имеет соперников с точки зрения доступа к мировому рынку капитала.

За этими двумя столицами следуют международные финансовые центры: Франкфурт, Токио, Гонконг, Сингапур. Есть и ряд «нишевых» финансовых центров, например Цюрих и Женева, сила которых заключается в контроле над активами и фондовыми биржами. Развиваются ближневосточные центры, «исламские финансы», в частности Бахрейн. Существует определенная связь между национальными и региональными центрами, в числе которых можно назвать Торонто, Чикаго, Сидней, Шанхай. Аналогичным статусом на данный момент обладает и Москва как экономический и финансовый центр России.

Для оценки всех этих мегаполисов используется индекс конкурентоспособности мировых финансовых центров. Среди 46 финансовых центров, входящих в классификацию, Москва занимает 45-е место. Однако С. Пахомов уверен: то, что российская столица включена в названный список, уже хорошая новость (рис. 1).
Рис. 1. Индекс конкурентоспособности мировых финансовых центров

Таким образом, выделяется группа мегаполисов, достаточно близких по уровню конкурентоспособности, хотя основные показатели силы финансовых центров – доля финансовых услуг в валовом региональном и национальном продуктах – у них значительно различаются. Так, в Нью-Йорке данный показатель достигает 15,5%, в Лондоне – 13%, а в Цюрихе – 29%. Россия в данном рейтинге занимает весьма скромное место: в сфере финансовых услуг формируется всего 3,3% отечественного ВВП (рис. 2).
Рис. 2. Конкуренция обостряется...

Зато в области налогообложения позиции Москвы выглядят неплохо. Подоходный налог в России один из самых низких в мире (13%). Частные лица облагаются и налогом на прирост капитала, теми же 13%. Для институциональных инвесторов налог на прирост капитала значительно выше. В Китае налоги как на доходы, так и на основной капитал очень высоки. В Германии налоговое бремя также значительно. В Японии и Франции скромный подоходный налог, но большой налог на прирост капитала. В Великобритании, США и целом ряде финансовых центров имеется только подоходный налог и отсутствует налог на прирост капитала. А вот Гонконг, Сингапур и ОАЭ имеют нулевое налогообложение. Фактически финансовый центр в Дубае объявлен федеральной свободной зоной с нулевым налого­обложением и с полной свободой расчетов в американской валюте, что автоматически дает ему фору перед другими развивающимися финансовыми центрами.

Составляющие успеха

Ключевыми индикаторами конкурентоспособности являются человеческий фактор, регулирование и бизнес-среда, доступ к рынкам, состояние инфраструктуры. Под человеческим фактором понимается наличие квалифицированных специалистов и высокопрофессиональных кадров. Например, в Гонконге количество финансовых аналитиков за 10 лет выросло с 200 до 3 тыс. человек.

Языком мирового финансового рынка считается английский. К сожалению, в нашей стране уровень преподавания иностранных языков очень низкий. Многим молодым финансистам, окончившим российские вузы, для его изучения приходится отправляться в Англию или США. И, увы, большинство там и остаются.

Важный аспект – регулирование. В Соединенном королевстве модель регулирования базируется на управлении рисками, а в Нью-Йорке устанавливаются жесткие правила, которым обязаны следовать все участники фондовой биржи. В Нью-Йорке существует несколько регуляторов, каждый из которых отвечает за свой сектор рынка. Есть обязательные жесткие требования к участникам рынка, поэтому сейчас ряд иностранных компаний ведет политику делистинга, ухода с биржи. Кстати, одной из причин, по которой Лондон обошел Нью-Йорк, стала более гибкая модель регулирования. В Соединенном королевстве имеется единый регулятор рынка, который разрабатывает, утверждает и согласовывает с участниками основные принципы функционирования рынка и правила поведения. Акцент делается на диалог с участниками рынка и на профилактическую ра­боту.

Индекс доступности к рынку капитала (Capital Access Index, Milken Institute) является одним из индикаторов, характеризующих разновидность банковской системы, диверсифицированность и эффективность финансовых рынков страны (табл. 1). К сожалению, в нашей стране по данному показателю наблюдается отчетливая негативная тенденция, являюща­яся следствием слабой правовой струк­туры, недостаточной прозрачности российской банковской системы, а также высоко концентрирован­ной ресурсной и клиентской базы бан­ков.

Таблица 1. Индекс доступности к рынку капитала


Страна

2006 г.

2005 г.

2004 г.

Великобритания

3

1

3

США

5

4

6

ОАЭ

28

39

42

Китай

47

38

43

Россия

53

51

49


Инфраструктура мирового финансового центра предполагает:
  • наличие и уровень развития современных технологий телекоммуникаций;
  • интеграцию в глобальное информационное пространство;
  • доступность и качество офисного пространства;
  • низкий уровень затрат на аренду офиса;
  • развитие транспортной инфраструктуры, в том числе обеспечение авиапутешествий.
Сейчас московские власти всеми силами пытаются решить проблемы в этой области. Создаваемая инфраструктура (строительство делового центра «Москва-Сити», аэропорта «Внуково» и других объектов) повышает конкурентоспособность российской столицы. В то же время негативным фактором являются значительные проблемы с городской транспортной инфраструктурой.

Таким образом, чтобы в будущем Москва могла стать мировым финансовым центром, необходимы:
  • государственная поддержка идеи становления города в качестве финансового центра (опыт Дубая);
  • глубокая интеграция России в систему международной торговли (например, транзит из Азии в Европу);
  • укрепление доверия к отечественной банковской системе;
  • обеспечение возврата капитала из оффшоров в российскую экономику;
  • внедрение регулирования на принципах «лучшей практики» не только в банковской и биржевой сферах, но и в области налого­обложения, избегание «юридической инфляции»;
  • фактическое становление Москвы в качестве международного финансового центра для стран СНГ (промежуточный финиш).
Стать признанным мировым финансовым центром сложно. Однако опыт франкфуртских властей говорит о том, что это задача вполне решаема.

Таблица 2. Рейтинг мировых финансовых центров


Город

Место

Описание

Лондон

1

Лидерство более чем по 80% показателей. Преимущества: высококвалифицированные сотрудники, доступ к рынкам (Евросоюз, Восточная Европа, Россия, Ближний Восток), финансовое регулирование. Проблемы: высокие ставки налога на прибыль, транспортная инфраструктура, операционные затраты

Нью-Йорк

2

Лидерство более чем по 80% показателей. Преимущества: высококвалифицированные сотрудники и рынок США. Проблемы: финансовое регулирование, в частности закон Сарбейнса–Оксли

Гонконг

3

Успешный региональный центр. Отличные результаты по большинству показателей, в том числе в регулировании. Высокие издержки не снижают конкурентоспособности. Реальный кандидат на превращение в глобальный финансовый центр

Сингапур

4

Сильный центр по большинству показателей, в частности по регулированию банковского сектора. Второй крупнейший финансовый центр Азии. Проблемы: невысокая общая конкурентоспособность

Цюрих

5

Сильный специализированный центр. Ниша – обслуживание богатых клиентов, управление активами. Проблемы: небольшой пул профессионалов и невысокая общая конкурентоспособность




Мировые финансовые центры

Нью-Йорк
Финансовый центр США и до недавнего времени всего мира. В нем находятся такие биржи, как New York Stock Exchange, NASDAQ, American Stock Exchange, New York Mercantile Exchange и New York Board of Trade. Нью-Йоркская финансовая жизнь сосредоточена на Уолл-стрит в нижнем Манхэттене.
Позиции Нью-Йорка как мирового финансового центра ослабли после теракта 11 сентября 2001 г. Согласно данным компании Euromonitor, в 2006 г. число бизнесменов, направляющихся в США, по сравнению с 2001 г. сократилось почти на 20% (хотя мировая экономика и торговля продолжали быстро расти). Увеличение числа террористических актов в США и Европе привело и к снижению числа поездок американских предпринимателей за рубеж. Рост недоверия к иностранцам в США отмечается не только на пограничном досмотре, но и на финансовых рынках и среди политиков.
Лондон
Экономический и финансовый центр Великобритании и Европы, один из мировых финансовых центров. ВРП города на протяжении последних лет составляет 17–18% ВВП Великобритании. Один из крупнейших мировых центров валютной и фондовой торговли – Лондонская фондовая биржа.
Важнейшая отрасль экономики города – финансы, в том числе банковский сервис, страхование, управление активами. В Лондоне расположены штаб-квартиры крупнейших банков и финансовых компаний, включая HSBC, Reuters, Barclays, а также множества английских и транснациональных компаний, среди которых BP, Royal Dutch Shell, Unilever, Corus Group, SABMiller, Cadbury Schweppes и др.
Почти каждое шестое рабочее место в Лондоне прямо или косвенно связано с финансовым сектором. В 2007 г. в нем было занято около 450 тыс. человек, а к 2010 г. данный показатель достигнет 600 тыс. Это означает, что британская столица будет претендовать на все большую роль в мировой финансовой системе.
В схватке за звание мирового финансового центра Лондон побеждает в первую очередь за счет либерального законодательства в сфере финансов. Так, в апреле 2007 г. рыночная капитализация европейских фондовых рынков (включая развивающиеся Россию
и Турцию) достигла 15,8 трлн долл. и впервые с 1940-х гг. обошла капитализацию рынка США (15,7 трлн долл.). А в начале июня стало известно, что доходы инвестиционных банков в Европе от первичных размещений (IPO) впервые со Второй мировой войны догнали доходы американских банков.
Люксембург
Государство в Западной Европе, граничит с Бельгией, Германией и Францией. Развитая финансовая инфраструктура, в том числе банковское дело и финансовые услуги, стали основным видом экономической деятельности, который концентрирует в среднем 31,9% ВВП. В Люксембурге находятся представительства 220 иностранных банков, которых привлекли принятые в конце 1970-х гг. законы о банковской деятельности, гарантирующие сохранение тайны вкладов. С момента входа в еврозону основной валютой герцогства является евро. Центральный банк – Национальный банк Бельгии.



Источник: © Бюджет, 2008, № 1

Поделиться