Реформы№11 ноябрь 2007 — 25 ноября 2007

Реформирование муниципальных финансов в условиях реорганизации местного самоуправления на примере Петровского муниципального района Ставропольского края

Ставропольский край

Версия для печати 11080 Материалы по теме
Александр Захарченко
 Александр ЗАХАРЧЕНКО, глава администрации Петровского муниципального района Ставропольского края 

Реорганизация местного само­управления, осуществляемая в рамках положений Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации», была направлена в первую очередь на обеспечение стабильности, сбалансированности местных бюджетов, четкое разграничение прав и обязанностей различных уровней власти. В ходе реформы муниципалитетам пришлось столкнуться с множеством проблем, в числе которых:
  • отсутствие наработанной нормативной правовой базы;
  • заниженная оценка бюджетных затрат на проведение реформы;
  • несовершенство налогового законодательства;
  • несовершенство бюджетного устройства и бюджетного процесса, проявляющееся, в частности, в том, что принятие решений в области бюджетной политики происходило с учетом кратко­срочной перспективы, без анализа последствий, а финансирование многих направлений велось без рассмотрения альтернативных или более эффективных способов предоставления бюджетных услуг;
  • неэффективное использование налоговой базы и муниципального имущества, снижающее доходные поступления в бюджет;
  • не в полной мере соответствующий современным требованиям уровень профессиональной подготовки отдельных работников органов местного самоуправления.
Анализ проблем, с которыми столкнулись муниципалитеты, показал необходимость совершенствования бюджетной политики в среднесрочном периоде, создания эффективной системы управления муниципальными финансами и внедрения новой культуры муниципального управления, ориентированной на предоставление высоко­качественных бюджетных услуг населению.

Для района таким механизмом стала Программа реформирования муниципальных финансов Петровского муниципального района Ставропольского края, которая позволила создать эффективную систему управления бюджетными ресурсами, стабильные условия для развития бизнеса, добиться экономического роста и социального развития территории. Основными направлениями работы по реформированию местного само­управления в Петровском муниципальном районе стали:
  1. Наращивание доходного потенциала муниципалитета, в том числе путем совершенствования межбюджетных отношений.
  2. Повышение эффективности использования бюджетных средств и про­зрачности бюджетного процесса.
  3. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов местного самоуправления.
Ниже мы рассмотрим каждое направление в отдельности.

Наращивание доходного потенциала муниципалитета
Несмотря на наличие собственной финансовой базы, муниципальные образования испытывают серьезные трудности в связи с недостаточностью финансовых ресурсов для полноценного и сбалансированного удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей населения. При этом вследствие реализации реформы доля собственных доходов в структуре местных бюджетов постоянно снижается, соответственно растет их зависимость от регионального бюджета. Стремясь увеличить свой доходный потенциал, Петровский муниципальный район действует в двух направлениях.

Во-первых, принимаются меры, направленные на организацию максимально возможной отдачи от тех доходных источников, которые законодательно закреплены за муниципальным районом, в том числе:
  • инвентаризация муниципального имущества с целью его наиболее эффективного использования;
  • работа с должниками в местный бюджет. Сейчас в районе создана специальная комиссия, в состав которой входят представители правоохранительных органов;
  • взаимодействие с налоговыми органами по выявлению предприятий, организаций и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Петровского муниципального района без регистрации и соответственно без уплаты налогов в бюджет территории;
  • администрирование арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, и арендной платы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Во-вторых, мы стремимся к грамотному выстраиванию межбюджетных отношений с региональным бюджетом. Правительство Ставропольского края идет навстречу муниципалитетам, стремящимся снизить зависимость своих бюджетов от финансовой помощи региона. Эта позиция отражена в законе Ставропольского края № 55-кз «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае». Указанный закон предоставляет местным бюджетам возможность заменить дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов дополнительным (дифференцированным) нормативом отчислений от налогов, поступающих в краевой бюджет. Тем самым снижается доля финансовой помощи в бюджетах муниципальных районов и увеличивается возможность воздействия на уровень собираемости собственных доходов в бюджет путем реализации вышеперечисленных мер. Целесообразность данной замены доказало время и полученный опыт (табл. 1).

Без сомнения, чтобы получить такой результат, потребовалась большая и кропотливая работа финансовой и экономической служб муниципального района. На подготовительном этапе, когда принималось решение о замене дотации налогами, был проведен тщательный анализ налоговой базы муниципального района с целью определения такого доходного источника, собираемость которого могла превысить плановые назначения. Затем, уже в процессе исполнения бюджета, многое зависело от своевременной и четкой работы с налогоплательщиками, особенно с должниками.

Достижения Петровского муниципального района не остались не замеченными другими муниципальными образованиями Ставропольского края. Так, если в 2005 г. всего три муниципальных района края заменили дотацию дополнительными нормативами от налогов, то в 2006 г. практически все районы взяли дополнительный (дифференцированный) норматив по тому или иному налогу, в результате чего в местные бюджеты дополнительно поступило более 80 млн руб.

Повышение эффективности использования бюджетных средств
Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении муниципалитетов, не покрывают все имеющиеся расходные обязательства. Частичное решение данной проблемы на муниципальном уровне возможно лишь при условии обеспечения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами. Суть реформы бюджетного процесса состоит в том, чтобы от управления бюджетными ресурсами (затратами) перейти к управлению результатами. Бюджет Петровского муниципального района формировался в рамках концепции управления ресурсами, то есть в основном путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой по статьям бюджетной классификации РФ. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

В рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат, бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов. Для того чтобы добиться поставленных целей, реформирование бюджетного процесса осуществляется по следующим направлениям:
  • выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
  • совершенствование среднесрочного финансового планирования;
  • совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
  • упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Результатом проводимых реформ является повышение ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств, установление четких среднесрочных ориентиров. В рамках данного направления в районе утверждены и реализуются восемь целевых программ, рассчитанных на среднесрочную перспективу. Утверждена система показателей эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования. Разработана и внедрена методика оценки результативности и эффективности бюджетных расходов. Неотъ­емлемым атрибутом данной модели является проведение мониторинга бюджетного сектора и его оптимизация. Кроме того, в данное время осуществляется реструктуризация бюджетной сети, в рамках которой проводится оценка возможности перевода бюджетных организаций в форму немуниципальных.

Полученные в результате всех проведенных исследований данные будут использованы при подготовке среднесрочного финансового плана и при формировании бюджета муниципального района на 2008 г. Бюджет муниципального района должен стать действительно сбалансированным по доходам и расходам.

Нельзя не уделить внимание и такой серьезной проблеме, как обеспечение прозрачности бюджетного процесса. Органы местного самоуправления муниципального района распоряжаются общественными средствами и обязаны проводить бюджетную политику в интересах жителей данного района, их деятельность должна быть максимально открытой для общественности и подконтрольной ей на всех этапах бюджетного процесса. Одним из важнейших шагов, направленных на обеспечение участия населения в формировании нормативно-правовой базы района, стало создание Общественной палаты Петровского муниципального района, в состав которой вошли представители различных социальных слоев общества, для проведения независимой публичной экспертизы всех решений районного совета. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что бюджетный процесс в районе является прозрачным и это немаловажное достижение в реформировании муниципальных финансов района.

Кадровая политика
В условиях демократического общества и развития рыночных отношений одним из факторов, способствующих повышению эффективности власти, является формирование кадрового потенциала. Решение политических, экономических, социальных и других задач, стоящих перед муниципальным районом, в значительной степени зависит от эффективности власти, важной составляющей деятельности которой выступает продуманная кадровая политика.

Основными целями кадровой политики в системе органов местного самоуправления являются формирование, поддержка и совершенствование системы обеспечения муниципальной службы компетентными, квалифицированными кадрами, способными эффективно действовать в условиях рыночной экономики.

После изучения данных о состоянии трудовых ресурсов и кадрового потенциала в районе в целях создания эффективной кадровой политики была принята Концепция кадровой политики Петровского муниципального района Ставропольского края на 2006–2010 гг. и утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Петровского муниципального района Ставропольского края.

В результате удалось создать кадровый резерв муниципального района.

Большое внимание уделяется повышению квалификации муниципальных служащих. Проводится мониторинг прохождения курсов повышения квалификации и курсовой переподготовки работниками администрации Петровского муниципального района. Составлен план прохождения курсов по структурным подразделениям администрации на 2006–2007 гг. Так, в 2006 г. из 103 муниципальных служащих районной администрации 23 (22%) прошли курсы повышения квалификации и курсовую переподготовку.

Разумеется, перечисленные направления реформирования местного самоуправления не охватывают весь спектр проблем, с которыми сталкиваются муниципалитеты в повседневной жизни. Уже сегодня видны как положительные, так и отрицательные стороны проводимой реформы. Еще не созданы все условия для организации деятельности органов местного самоуправления, не решен вопрос о заинтересованности муниципалитетов при достижении положительных результатов в развитии налогового потенциала территории. Однако время не ждет, и оценку деятельности органов местного самоуправления в первую очередь даст население. Поэтому процесс реформирования нельзя останавливать, для достижения оптимального результата его нужно вести параллельно и на местах, и во властных структурах федерального и регионального уровней.

Таблица 1. Уровень собираемости собственных доходов Петровского муниципального района


Период

Сумма замененной дотации, тыс. руб.

Доходы, фактически поступившие в бюджет района в результате замены дотации нормативом отчислений, тыс. руб.

Дополнительные доходы, поступившие в бюджет района в результате замены дотации нормативом отчислений, тыс. руб.

2005 г.

12 974

21 036

8 052

2006 г.

53 910

66338

12428

Девять месяцев 2007 г.

54 838

70077

15239



Справка «Бюджета»
Александр Александрович ЗАХАРЧЕНКО, глава администрации Петровского муниципального района Ставропольского края


Родился 22 марта 1956 г. в с. Казгулак Туркменского района Ставропольского края.
В 1982 г. окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт, специальность «Агрономия»; в 1985 г. – Высшую школу КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского (Москва).
1982–1983 гг. – первый секретарь РК ВЛКСМ Туркменского района.
В 1985–1994 гг. работал на оперативных и руководящих должностях в органах КГБ СССР.
В 1995–2003 гг. занимал оперативные и руководящие должности в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ставропольскому краю.
В 2003–2004 гг. проходил службу на оперативных и руководящих должностях в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России).
В октябре 2004 г. назначен главой Петровской районной государственной администрации.
С декабря 2004 г. по настоящее время – глава администрации Петровского муниципального района Ставропольского края.
Награжден медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», знаком «Золотой орден Отличник качества Ставрополья», юбилейной медалью ФНПР «100 лет профсоюзам России», почетными грамотами Государственной Думы Ставропольского края, губернатора Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края. Победитель конкурса «Лучший работник дорожной отрасли Ставропольского края», награжден памятным нагрудным знаком Министерства промышленности, транспорта
и связи Ставропольского края.
Имеет звание полковника.


Источник: © Бюджет, 2007, № 11

Поделиться