Версия для печати 3038 Материалы по теме
Для повышения качества государственных услуг в условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо оптимальное их распределение
Резервы для экономии бюджетных ресурсов

В условиях нарушения равновесия бюджета необходимо совершенствовать управление общественными финансами. При этом речь идет не о сокращении расходов, а о формировании устойчивой бюджетной системы, основанной на использовании таких инструментов, как программно-целевое планирование и бюджетирование, и создающей условия для повышения качества предоставления государственных услуг, эффективности процедур проведения государственных закупок и информационной прозрачности принимаемых решений.

Об этом в статье для журнала Бюджет пишет Александр Дорждеев, заместитель губернатора Волгоградской области — председатель Комитета финансов Волгоградской области. Мы публикуем на сайте часть его статьи, посвященную резервам для экономии ресурсов.

Материал опубликован в апрельском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Для повышения качества государственных услуг в условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо оптимальное их распределение. Эффективное использование ресурсов связано с реализацией комплекса мер в политике расходов, к которым следует отнести:

а) обоснование решений, определяющих обязательства;

б) упорядочение критериев и оснований, обусловливающих выплаты;

в) реализацию организационных мер по принятию и исполнению обязательств в ходе исполнения бюджета.

Резерв повышения эффективности использования бюджетных средств лежит в области подготовки решений, порождающих и изменяющих расходные обязательства. При оценке эффективности расходов на этапе их планирования, в том числе при их обосновании, используются общие подходы к нормированию и принимаются конкретные решения, ограничивающие бюджетные траты. Общий подход выражается в утверждении на региональном уровне:

— требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов;

— правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг.

Кроме того, он предполагает упорядочение сферы деятельности государственных учреждений и закрепление перечней услуг (работ), требований к определению нормативных затрат.

Конкретные решения предполагают также проведение мероприятий по оптимизации сети государственных учреждений субъекта; отмену выплат выходного пособия лицам, замещающим государственные должности Волгоградской области; уменьшение количества депутатов Волгоградской областной думы, осуществляющих свою деятельность на постоянной штатной основе; приостановление индексации заработных плат государственным гражданским служащим.

Упорядочение критериев и оснований, обусловливающих выплаты, связано с реализацией мер социальной поддержки населения. На протяжении последних лет в регионе проводилась планомерная работа по их оптимизации. Решение задачи повышения адресности социальной поддержки закреплено в Социальном кодексе Волгоградской области, который заменил 172 документа, ранее формировавших систему социальной поддержки в регионе. Такое количество нормативных правовых актов в социальной сфере вызывало значительные трудности при поиске нужной информации. Кроме того, проведены мероприятия по улучшению деятельности сети учреждений социальной защиты населения, что позволило повысить эффективность и качество оказываемых ими услуг.

Повышение эффективности процедур государственных закупок обеспечивается выполнением таких мероприятий, как:

— дифференцированный подход к утверждению и доведению лимитов бюджетных обязательств;

— централизация процедур государственных закупок во взаимосвязи с планированием и исполнением бюджета;

— организация полного учета принимаемых обязательств (в том числе в части соглашений о предоставлении субсидий юридическим и физическим лицам) с безусловным контролем и резервированием лимитов бюджетных обязательств;

— формирование системы учета сумм экономии по результатам конкурентных процедур и их перераспределения;

— информирование финансового органа о целесообразности заключения государственных контрактов в конце года;

— централизация ведения бюджетного учета органов исполнительной власти.

Указанные меры позволяют выявить имеющиеся резервы повышения эффективности использования бюджетных средств и обеспечить оптимальное распределение и использование ресурсов. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению расходами связано с развитием системы их обоснования и формированием полноценной информационной базы деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно