Версия для печати 1483 Материалы по теме
Конкуренции становится  все меньше?

23 марта в Москве стартовал одиннадцатый форум-выставка «Госзаказ — ЗА честные закупки». В течение трех дней эксперты, представители федеральных органов власти, участники системы госзакупок и предприниматели обсуждали меры, направленные на борьбу с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств, а также на дальнейшее совершенствование государственной политики в области госзаказа.

Министр открытого правительства М. А. Абызов отметил нынешнюю роль государства в экономике как чрезвычайную, а вызовы в сфере государственных закупок — как фундаментальные. В частности, он раскритиковал систему государственных закупок за отсутствие конкуренции. Министр считает, что в последние годы число конкурентных процедур уменьшается. «В 2015 году в тендерах стоимостью более 500 миллионов рублей на торгах в среднем присутствовало по 1,3 участника, а снижение максимальной стоимости госконтракта составило всего 1,5–3,5 процента», — отметил министр. По его мнению, такое положение дел свидетельствует о том, что рынки закреплены за устоявшимися поставщиками и новых поставщиков в России не появляется. Абызов также отметил, что стоимость входа в систему государственных закупок по-прежнему крайне высока, и это является помехой для развития конкуренции.

По словам министра, сегодня нужно работать не только над повышением эффективности работы системы госзакупок, но и решать вопрос о ее централизации в отдельном ведомстве. Абызов напомнил, что этот вопрос находится в стадии обсуждения еще с 2012 года.

О снижении конкуренции в сфере госзаказа говорил и руководитель ФАС России И. Ю. Артемьев. В 2015 году количество закупок у единственного поставщика выросло на 69% и достигло отметки в 816 тысяч. Закупки у единственного поставщика преобладают даже в таких конкурентных сферах, как легкая промышленность и топливный рынок. Участники дискуссии сошлись во мнении, что пора провести ревизию всех решений по единственным поставщикам, то есть перепроверить все соответствующие госконтракты. Кроме того, необходимо разработать регламент, поясняющий условия заключения контракта с единственным поставщиком. При этом вся документация закупочной сферы должна быть переведена в машиночитаемый вид, что обеспечит возможность ее анализа и формирование базы данных об объемах закупок товаров, работ и услуг госучреждениями.

Еще один способ обхода конкурентных процедур, который используют госзаказчики в системе закупок, — перевод заказов на аффилированные или дочерние бюджетные организации, которые вправе проводить торги по Федеральному закону № 223-ФЗ. По мнению Артемьева, необходимо законодательно исключить возможности обхода конкурентных процедур чиновниками. Сферу строительства нужно вновь перевести на электронные аукционы, а МУПы и ГУПы — подвести под действие Федерального закона № 44-ФЗ, что лишит их нынешней свободы действий.

Ситуация с унитарными предприятиями беспокоит и Минэкономразвития России. «Рынок госзаказа оценивается в 30 триллионов рублей. Государство все больше входит в те сферы, в которых присутствие госпредприятий совсем необязательно, например сферы озеленения, оказания бытовых услуг. За последний год было создано порядка 800 новых МУПов, ГУПов и других государственных структур, при этом многие из них были созданы в конкурентных сферах», — отметил заместитель министра экономического развития Е. И. Елин.

Заместитель председателя Счетной палаты РФ М. С. Рохмистров считает, что многие вопросы удастся снять, если объединить все госзакупки в единую систему, открытую и понятную всем участникам. Вместе с тем, по словам Елина, окончательное создание правовой базы Закона № 44-ФЗ завершится к концу первого полугода 2016 года. «В середине года от повестки создания системы мы перейдем к повестке повышения ее качества», — пообещал представитель ведомства. По его словам, чтобы облегчить жизнь участникам рынка, в дальнейшем изменения в закон будут объединяться и вноситься «крупными пакетами».

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться