№ 4 Апрель 2016 — 01 апреля 2016

Синергия полномочий антимонопольного регулятора

Версия для печати 3907 Материалы по теме

Идея о том, что Федеральная антимонопольная служба России должна иметь рычаги влияния на макроэкономическую политику государства, обсуждалась на протяжении десятка лет. Однако воплотилась в жизнь она лишь в 2015 году. Передача полномочий Федеральной службы по тарифам ФАС России дала возможность последней стать полноценным макрорегулятором. В начале марта на расширенной коллегии ФАС России ее руководитель И. Ю. Артемьев рассказал о планах и задачах ведомства в его новом амплуа, а также об итогах минувшего года.

Новые подходы — новые тарифы

Выступая на коллегии, Артемьев отметил, что синергия полномочий антимонопольного ведомства заложила основы для эффективной конкурентной политики. Концентрация полномочий по антимонопольному регулированию, контролю за госзаказом и гособоронзаказом, тарифному регулированию позволяет ФАС осуществлять проконкурентное регулирование, оптимизировать расходы в регулируемых секторах, ориентироваться на интересы потребителей, а также обеспечивать единство подходов к регулированию и доступность инфраструктуры на недискриминационных условиях.

Говоря о новых полномочиях в сфере тарифного регулирования, руководитель ФАС отметил, что тарифы должны быть экономически обоснованными и комфортными для потребителей — российского бизнеса и граждан. Основным принципом тарифообразования для госмонополий должен стать метод бенчмаркинга, или сопоставимых рынков. «Мы должны добиваться программ экономии ресурсов, нужно отказаться от принципов формирования тарифов по методу „затраты плюс“», — считает Артемьев. При этом принцип «инфляция минус», заключающийся в ограничении роста тарифов госмонополий уровнем инфляции, в условиях сжимающегося рынка должен стать одним из обязательных методов тарифного регулирования. По словам главы ФАС, это позволит обеспечить единство экономического пространства для бизнеса и граждан.

По мнению Артемьева, госкомпаниям и естественным монополиям необходимо разработать программы по снижению издержек в области эксплуатационных и инвестиционных затрат (на единицу продукции), финансово-хозяйственной деятельности, а также заняться продажей непрофильных активов. «Все эти направления, особенно в отношении больших монополий, находятся под пристальным контролем центрального аппарата ФАС», — подчеркнул он. Для того чтобы контроль за компаниями осуществлялся и на региональном уровне, территориальные управления ФАС должны наладить работу с региональными комитетами по тарифам. В противном случае из поля зрения службы выпадет одно из важнейших звеньев — тарифное регулирование. Также территориальные управления ФАС должны будут либо проверять, либо утверждать, либо согласовывать региональные программы развития конкуренции.

Непрофильные активы — на продажу

Значительное внимание в своем выступлении Артемьев уделил теме непрофильных активов госкомпаний и естественных монополий. Он напомнил, что Президент РФ издал ряд поручений, связанных с продажей непрофильных активов. Однако хозяйствующие субъекты затягивают сроки и не предоставляют необходимую информацию. Так, по данным ФАС, ОАО «Россети» пока реализовало лишь 16 из 36 непрофильных активов, ПАО «ФСК ЕЭС» — 20 из 209, ОАО «Ростелеком» — менее 1,8 тысячи из 6,7 тысячи, ОАО «Зарубежнефть» — 7 из 38.

«От нас во многом зависит, насколько эффективно произойдет приватизация, продажа непрофильных активов», — считает руководитель ФАС. Он также подчеркнул, что речь идет о сложных вопросах отчуждения в социальной сфере. Например, у ОАО «РЖД» несколько сотен больниц, многие из которых имеют большое значение для целых районов. Однако рестораны, спортивные команды и тому подобные активы однозначно подлежат продаже.

Итоги работы

Говоря об итогах работы 2015 года, Артемьев отметил, что количество возбужденных дел в целом уменьшилось. В 2014 году было возбуждено 9755 дел, в минувшем году — 9092 дела. Особый акцент был сделан на тенденции к неуклонному снижению количества правонарушений, допускаемых органами власти, которая наблюдается в последние годы. «Еще пять лет назад наша статистика показывала, что более половины всех правонарушений в стране совершал не бизнес и не компании, а сама государственная власть. Данный факт свидетельствует о том, что мы жили в государстве, где нормы Конституции РФ о конкуренции либо применялись избирательно, либо не применялись совсем», — констатировал руководитель ФАС России. Благодаря жесткой и принципиальной работе ФАС России по защите конкуренции, по контролю госзаказа, а также по другим направлениям антимонопольной деятельности ситуация изменилась.

Что касается судебной практики, то, по словам Артемьева, ФАС удается удерживать высокий показатель результативности. Сегодня, как правило, обжалуются крупные оборотные штрафы. В 2015 году было обжаловано порядка 38% крупных дел, из них доля отмененных решений ФАС составила 10,4% (рисунки 1, 2). Докладчик посетовал на то, что в это число вошло несколько крупных, знаковых для антимонопольной службы дел, но в целом результат признал отличным. Учитывая, что обжаловались не все решения антимонопольщиков, доля проигранных дел составляет всего 4%. «Основная масса дел приходится на территориальные органы ФАС, это говорит о высоком уровне профессионализма», — подчеркнул глава службы.

ФАС предупреждает

Вместе с тем сегодня ФАС отказывается от подавляющего большинства репрессивных принципов и все больше превращается в орган предупредительного контроля. Ведомство активно использует новый механизм воздействия на игроков рынка — систему предостережений и предупреждений (рисунок 3). По словам Артемьева, порядка 80% таких предупреждений исполняются. Подобные меры позволяют пресекать правонарушения, избегая длительных процедур и высоких государственных издержек.

«Многие компании оспаривают предупреждения в судах, однако данный факт не мешает ФАС возбудить при любом судебном решении соответствующее антимонопольное расследование», — отметил руководитель антимонопольной службы. Он призвал собравшихся жестко преследовать злостных нарушителей закона, но с компаниями, признавшими свою вину, идти на мировые соглашения. «Наш центральный аппарат в последнее время довольно активно заключает мировые соглашения с компаниями. Если компания признает, что нарушала ту или иную норму российского антимонопольного или иного законодательства, соответствующий закон позволяет минимизировать их штраф. Такая политика есть и в Европе», — пояснил Артемьев.

Пятый антимонопольный пакет

Завершая свое выступление, Артемьев остановился на вопросах дальнейшей модернизации антимонопольного законодательства. Он признал, что в настоящее время здесь существует ряд нерешенных вопросов. Так, необходимо определить приемлемое соотношение прав на интеллектуальную собственность и антимонопольного регулирования. Особенно важно это в сфере лекарственного обеспечения, где компании иногда категорически отказываются поставлять на российский рынок то или иное лекарство. «С одной стороны, мы не должны посягать на права интеллектуальной собственности, с другой — если кто-то по экономическим, политическим причинам отказывается поставлять лекарства в РФ, мы должны иметь возможность защитить своих граждан, — считает глава ФАС. — И для этого нам нужны совершенно новые нормы в антимонопольном законодательстве». Еще одна старая проблема, которая должна быть решена, — легализация ввоза товаров, на которые право интеллектуальной собственности было исчерпано, через каналы, не связанные напрямую с правообладателем (так называемого параллельного импорта). Также, по словам Артемьева, ФАС будет добиваться определения понятия антимонопольного комплаенса и закрепления преимуществ его добросовестного применения на законодательном уровне, упразднения закона «О естественных монополиях», внедрения системы коллективных исков. И, конечно же, служба намеревается работать над изменением стратегии тарифного регулирования.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться