№ 4 Апрель 2016 — 01 апреля 2016

Цена перезапуска экономики

Версия для печати 1302 Материалы по теме
Цена перезапуска экономики

На прошедшей в Государственной думе «Открытой трибуне» депутаты и приглашенные эксперты обсудили новые тенденции в отечественной и мировой экономике, а также возможные пути выхода из кризиса.

Открывая дискуссию, председатель Государственной думы С. Е. Нарышкин подчеркнул, что сегодня Дума стала возвращать себе статус главного места для дискуссий. А обсуждать есть что. В частности, спикер отметил проблемы, возникающие на международном уровне. «Неужели нынешний, очень острый и очень жесткий кризис способен разрушить сами основы свободного рынка, честной конкуренции? На наших глазах буквально продавливаются интеграционные проекты, способные оставить за бортом Международный валютный фонд, Всемирную торговую организацию и другие привычные форматы экономического взаимодействия», — заявил он. По словам Нарышкина, в Европе нарастает общественный протест против Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства, которое отражает интересы исключительно транснациональных компаний.

«Открытая трибуна» была создана депутатами четыре с половиной года назад для поиска оптимальных вариантов решения острых проблем государства и общества

Новые международные условия, весьма сложное положение нашей экономики — все это веские доводы в пользу кардинальных изменений в налоговой, бюджетной, промышленной и денежно-кредитной политике. Что именно нужно предпринять? На этот вопрос и попытались ответить участники «Открытой трибуны».

Стране нужны глобальные проекты

Включаясь в дискуссию, главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования В. А. Фадеев указал на «драматический разрыв» между тем, как обсуждается экономическая ситуация на уровне исполнительной власти, и тем, что происходит «на земле». По прогнозам Минэкономразвития России и Минфина России, в 2016 году рост экономики может составить 1–1,5%. По мнению же эксперта, это далеко не предел. «Мы видим, что происходит в некоторых регионах, например экономика Тюменской области растет очень быстро. И на мой вопрос о том, с какой скоростью может расти российская экономика, губернатор Владимир Якушев ответил: пять-шесть процентов», — отметил Фадеев. По словам эксперта, губернатор Белгородской области Е. С. Савченко тоже считает, что экономика может расти активнее. «Мои собеседники — это не мечтатели, а люди, которые занимаются организацией хозяйственной деятельности на своих территориях», — подчеркнул Фадеев. По его мнению, разрыв между обсуждением проблем экономики и ее насущными потребностями становится опасным. В связи с этим необходимо расширять дискуссию, вовлекать в нее успешных губернаторов, инженеров-организаторов, предпринимателей, демократические институты. Нужны трезвые, конкретные решения. Следует расширять и повестку дня, уходить от примитивного обсуждения того, как цена на нефть влияет на государственный бюджет и курс рубля.

По-настоящему актуальной, по словам Фадеева, является тема размещения производительных сил. Между тем компетентного органа, который бы занимался таким анализом, в России не существует. Также следует более радикально подходить к теме развития сельского хозяйства. По мнению эксперта, именно Россия, обладающая огромным запасом земель, в состоянии обеспечить большие объемы производства здоровой еды. Однако для этого нужен колоссальный проект по «переделке» АПК и всей сферы, сопряженной с сельским хозяйством. «Одним словом, пришло время говорить о крупных и действительно важных для страны проектах. И тогда те темы, которые нам сегодня кажутся актуальными, станут второстепенными и побочными», — подытожил Фадеев.

Ключевой проблемой сегодня является кризис доверия: не только бизнеса к власти, но и власти к бизнесу



Кто виноват и что делать? Мнения экспертов

Участники дискуссии сошлись во мнении, что назрела необходимость пересмотра экономической политики, поиска новых системных решений. Однако относительно того, что именно нужно сделать для перезапуска российской экономики, позиции участников «Открытой трибуны» разошлись.

Рецепт от С. Ю. Глазьева

Советник президента С. Ю. Глазь­ев считает, что все годы после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов ведущие страны занимаются денежной накачкой своих экономик. С 2007 года объем денежной массы мировых резервных валют увеличился почти втрое. «Можно спорить о том, что КПД такой политики низкий, что деньги зависают в финансовом секторе, стимулируют создание финансовых пузырей, но факт остается фактом: для инженеров, предпринимателей, ученых, как на Западе, так и на Востоке, проблемы, где достать денег, не существует. Были бы идеи и прорывные технологии, а ссуды и кредиты предоставляются практически под нулевые ставки», — сказал экономист.

В России картина прямо противоположная. Центральный банк поднял ставки, чем поверг экономику в кризисное состояние. В условиях недомонетизированной экономики денежная масса сжимается, соответственно, сокращается кредитование и ухудшаются его условия. Все это негативно сказывается на динамике производства, инвестиций.

После отправления рубля в свободное плавание денежные потоки переключились с производственного сектора на сектор финансовых спекуляций. По словам экономиста, на фоне падающих производства и инвестиций мы наблюдаем «экономическое чудо» на Московской бирже, где отмечается пятикратный рост. Сегодня объем операций на Московской бирже составляет 100 триллионов рублей в квартал. По мнению Глазьева, здесь проявляются явные признаки манипуляции курсом рубля. «В экономике сложилась группа, которая является бенефициаром такой политики и получает с этого огромные деньги», — заключил советник президента.

По словам экономиста, для вывода страны из кризиса необходимо стабилизировать курс рубля, снизить процентные ставки. Причем не просто снизить, а перейти к целевой кредитной политике, при которой для развития производственной сферы, для подъема инвестиционной и инновационной активности будет сформирован канал целевой кредитной эмиссии. Таким образом, деньги возвратятся в реальный сектор экономики. Однако ключевым вопросом здесь будет являться контроль за целевым использованием средств. Без такого контроля слишком высок риск, что деньги уйдут на все те же финансовые спекуляции.

Вместе с тем, по мнению Глазь­ева, целеориентированная кредитная эмиссия может быть эффективна только в увязке со стратегическим и индикативным планированием. Оно должно предполагать не государственные директивные задания, а государственно-частное партнерство. Бизнес и государство должны договориться: государство гарантирует макроэкономическую стабильность и дешевые долгосрочные кредиты, а бизнес берет на себя обязательства по росту и модернизации производства, по освоению новых технологий. «С учетом того, что загрузка имеющихся мощностей составляет в среднем 60 процентов, мы оцениваем потенциал роста экономики в 30 процентов в ближайшие три-четыре года», — заявил Глазьев.

Кроме того, экономист полагает, что Россия находится на глубокой периферии «американоцентричной» финансовой системы. Вся наша банковская система по активам весит меньше одного крупного американского или европейского банка. И пока мы держим наши границы открытыми для спекулятивного движения капитала, у нас нет рычагов влияния на макроэкономическую ситуацию. Следовательно, считает Глазьев, нужно добиваться контроля над движением капитала через границу, тем самым отсекая попытки с помощью спекулятивных атак дестабилизировать макроэкономическую ситуацию.

Рецепт от А. Б. Чубайса

Председатель правления ООО «УК „РОСНАНО“» А. Б. Чубайс согласен с тем, что экономика страны испытывает большие трудности, вместе с тем, по его мнению, ситуацию не следует воспринимать истерически. Напротив, она требует спокойного и системного анализа.

Эксперт полагает, что для перезапуска экономического роста в России и выхода на общемировые темпы увеличения ВВП в 2,5–3% нужно активно развивать российский рынок ценных бумаг, наращивая IPO. По его мнению, в данный момент это самый рабочий инструмент привлечения капитала.

В отличие от Глазьева Чубайс считает, что в последние два года Центробанк проводил уникальную политику, которая позволила демпфировать острейшие кризисные явления. Поддерживая политику ЦБ по таргетированию инфляции, он в то же время призвал не ограничивать себя идеологическими рамками и «заново посмотреть на основополагающие принципы либеральной макроэкономической политики». Это в первую очередь касается денежной эмиссии и снижения кредитных ставок. Еще 15 лет назад такие решения даже не рассматривались, но теперь по этому пути идут Европа, Япония. «Отрицательные процентные ставки — это же пересмотр фундаментальных основ макроэкономической политики, то, что считалось вообще невозможным», — напомнил спикер.

Рецепт от А. Н. Клепача

Заместитель председателя Внеш­экономбанка А. Н. Клепач также уверен, что без переосмысления и смягчения денежно-кредитной политики не обойтись. «Если мы сегодня не предпримем меры, то к 2018 году ВВП страны будет находиться на уровне 2008 года. После двух кризисных шоков у нас десять лет стагнации, что недопустимо. Нужны системные решения», — отметил Клепач.

Представитель Внешэкономбанка отметил ухудшение инвестиционного климата в стране. «По прошлому году спад инвестиций составил 8,4 процента, но на самом деле больше, потому что инвестиционную картину спасла нефтянка, которая выросла процентов на 12–13. Если нефтянку не рассматривать, то мы имеем спад в районе 2009 года, а это 19 процентов», — отметил Клепач. По мнению эксперта, в текущем году вложения в нефтяную отрасль расти не будут, а это значит, что к 2018 году инвестиционная картина станет даже хуже, чем в кризисном 2008 году.

Также ключевой проблемой сегодня является кризис доверия: не только бизнеса к власти, но и власти к бизнесу. «У нас много интересных и удачных проектов, имеется огромный портфель серьезных инициатив, но нет механизма, позволяющего превратить их в масштабные системные сдвиги — и в инвестиционной, и в научно-технологической сферах. При этом расходы на НИОКР как на государственном, так и на частном уровнях продолжают сокращаться. В этой сфере необходим серьезный перелом», — констатировал Клепач. По расходам на НИОКР стагнация наблюдается практически с 2008 года, из-за чего Россия проигрывает в научно-технологической конкуренции.

Еще одна проблема — падение реальных доходов населения и заработной платы, не наблюдавшееся с 90-х годов. По оценке Клепача, в 2015 году реальная зарплата россиян снизилась на 10%. «Если не изменить ситуацию, получится, что мы теряем важный источник роста и, по сути, проводим ревизию майских указов президента. А это вопрос социальной устойчивости: мы не можем быть благополучным государством, если у нас учителя, ученые, врачи получают существенно ниже, чем в среднем в экономике. Люди готовы терпеть, если понимают, что их жертвы ведут к большей справедливости. Но если не удастся выработать общих ответов, мы вступим в полосу серьезных рисков и возмущений», — полагает он. Эксперт признал, что в 2013–2014 годах власти действительно перегнули палку с наращиванием социальных обязательств. Но, по его мнению, это не значит, что теперь нужно снижать благосостояние граждан — наоборот, доходы населения должны расти, пусть и ценой увеличения бюджетного дефицита.

Рецепт от А. Н. Макарова

Председатель комитета по бюджету и налогам А. Н. Макаров считает, что альтернативой насыщению экономики деньгами может стать перераспределение уже имеющих­ся денежных средств и контроль за их использованием. Он, в частности, напомнил, что 50 миллиардов бюджетных рублей, выделенных по просьбе «РусГидро» на срочное строительство новых электростанций, почти пять лет пролежали на депозитах компании, и в итоге так ничего и не было построено. «То же можно сказать про большинство компаний», — считает Макаров. Чиновникам Минэкономразвития России стоит «перестать подгонять цифры предполагаемых доходов под расходы, которые не удается отстоять перед лоббистами», а вместо этого начать отслеживать эффективность каждого рубля.

Также, согласно рецепту депутата, при формировании бюджета Мин­экономразвития России должно перестать пытаться угадывать цены на нефть и заняться наконец тем, чему посвящено его название, — экономическим развитием. «А то как-то неудобно: министерство есть — экономического развития нет», — пошутил Макаров.

М. И. Кулькова

Поделиться