№ 4 Апрель 2016 — 01 апреля 2016

Бюджет ответственности и роста

Версия для печати 2034 Материалы по теме
Бюджет ответственности и роста

Бюджет Ростовской области характеризуется ярко выраженной социальной направленностью. Ежегодно более двух третей расходов бюджета приходится на отрасли социальной сферы. Социальная поддержка граждан, их обеспечение услугами образования, здравоохранения, финансирование законодательно установленных выплат и льгот — это, пожалуй, приоритеты нашей бюджетной политики. В целом бюджетная политика, проводимая Правительством Ростовской области, ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами, что является базовым условием для устойчивого развития экономики региона и социальной стабильности.

Лилия Вадимовна ФЕДОТОВА, заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов.

Итоги 2015 года

Новые экономические условия, сложившиеся в целом в Российской Федерации, во многом оказали влияние на реализацию планов Ростовской области в 2015 году. В регионе были приняты дополнительные меры по обес­печению сбалансированности бюджета, утвержден план перво­очередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В рамках его реализации была проведена инвентаризация и переформатирование расходов на сумму 1,6 миллиарда рублей. Это позволило найти необходимые ресурсы для того, чтобы обеспечить выполнение ранее принятых обязательств и не допустить возникновения задолженности по ним.

Приоритетным направлением работы Правительства Ростовской области в сфере налоговой политики в 2015 году стало создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, которая является основным источником собственных доходов регионального бюджета, а также недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Внесены изменения в региональное налоговое законодательство в части установления налоговых каникул, перечень видов деятельности, при осуществлении которой может использоваться патентная система, дополнен 16 новыми видами. В основном это деятельность сельскохозяйственной направленности. Для плательщиков упрощенной системы налогообложения, осуществляющих инвестиционные вложения, ставка налога снижена до 5%.

Итоги исполнения бюджета 2015 года говорят о том, что, несмотря на новые экономические условия, в Ростовской области сохраняется позитивная динамика по налоговым и неналоговым доходам бюджета (рост в сравнении с 2014 годом — 4,9%). Достигнуты положительные результаты в финансово-бюджетной сфере. Просроченная кредиторская задолженность по бюджетным обязательствам отсутствует. Уровень государственного долга остается самым низким среди субъектов Южного федерального округа. Доля федеральной финансовой помощи в доходах консолидированного бюджета Ростовской области продолжает снижаться. Дотации из федерального бюджета в собственных доходах составили по итогам 2015 года 8,1%, что позволяет области оставаться в группе низкодотационных регионов страны.

Приоритеты 2016 года

При формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2016–2018 годы учитывалась необходимость обес­печения инвестиционного роста экономики, условием которого является устойчивая конструкция областного бюджета и долгосрочная стабильность объемов установленных расходных обязательств. Бюджет Ростовской области на 2016 год сформирован на один год с учетом особенностей и требований федерального законодательства. Уровень дефицита при этом не превышает 10%. Для адаптации к новой реальности мы осмотрительно подошли к формированию расходных обязательств. Бюджет 2016 года должен стать одновременно и «бюджетом ответственности» и «бюджетом роста». В соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года планируемые расходы были сокращены на 5% в реальном выражении, за исключением социально и законодательно защищенных статей, в числе которых зарплата, социальная поддержка населения области.

Мы продолжаем реализовывать меры, направленные на стимулирование экономического развития, увеличение налоговой базы и собираемости налогов в бюджеты всех уровней. Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

В регионе ежегодно проводится системная работа по оптимизации и экономному расходованию средств на содержание аппарата управления органов государственной власти Ростовской области. В текущем году в целях оптимизации структуры органов государственной власти и расходов на их содержание по решению губернатора Ростовской области была создана рабочая группа по реализации соответствующих мероприятий. Планируется, что в регионе будет снижена штатная численность органов исполнительной власти и количество главных распорядителей средств областного бюджета. Принято решение и о сокращении предельной штатной численности органов местного самоуправления на 10%, которое должно быть реализовано до 1 июля 2016 года.

В настоящее время в органах исполнительной власти Ростовской области проводятся организационно-штатные мероприятия, связанные с реализацией принятых решений и оптимизацией расходов областного бюджета. Аналогичная работа проводится органами местного самоуправления.

Долговая политика

Одной из важнейших задач региона является сохранение взвешенной долговой политики, направленной на ограничение размера государственного долга Ростовской области и соблюдение предельного уровня, определенного законодательством. Чтобы исполнить все принятые расходные обязательства, в 2015 году Ростовская область привлекала заемные средства на рыночных условиях. Так, объем заимствований в кредитных организациях с учетом исполнения долговых обязательств по банковским кредитам в истекшем году составил более 12 миллиардов рублей. Для обеспечения сбалансированности из федерального бюджета был получен бюджетный кредит в размере 2,3 миллиарда рублей. Кроме того, реструктурирована задолженность по бюджетному кредиту, полученному в 2010 году для строительства автомобильных дорог, — срок возврата заемных средств перенесен с 2015 года на 2025–2034 годы.

По итогам 2015 года государственный долг Ростовской области составил 41,2 миллиарда рублей, или 42,6% от максимального норматива, установленного бюджетным законодательством. При этом доля расходов на обслуживание государственного долга составляет менее 2% всех расходов областного бюджета и не влияет на исполнение социальных и иных бюджетных обязательств.

В 2016 году запланировано получение бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств по банковским кредитам в сумме 4,7 миллиарда рублей. Привлекая федеральные заемные средства, Ростовская область одновременно берет на себя дополнительные бюджетные обязательства на ближайшие три года — ограничить дефицит бюджета уровнем 10% (установленный бюджетным законодательством предельный норматив — 15%). Кроме того, по условиям соглашения уровень долговой нагрузки не только не превысит 50% собственных доходов, но и должен быть снижен к концу 2019 года до 43%. Выполнение данных обязательств возможно только при экономном исполнении расходных обязательств и увеличении собственной налоговой базы.

Совершенствование законодательства

В 2016 году будет продолжена работа по совершенствованию законодательства Ростовской области, направленная на внедрение в регионе новых механизмов долгосрочного планирования. Нормативная база, необходимая для составления долгосрочного бюджетного прогноза, сформирована в 2015 году, закреплены также правила его разработки и утверждения.

Для проведения финансовым органом контроля за исполнением Федерального закона № 44‑ФЗ, в частности контроля за достоверностью информации об объеме финансового обеспечения, включенной в различные документы (в планы закупок, планы-графики закупок, протоколы определения поставщиков, проекты контрактов, реестры контрактов), будет разработан порядок взаимодействия Министерства финансов Ростовской области с субъектами контроля — главными распорядителями средств областного бюджета, государственными учреждениями.

В целях совершенствования государственного финансового контроля и расширения возможностей по управлению ликвидностью счета областного бюджета с 1 января 2015 года открыты лицевые счета главным распорядителям и государственным казенным учреждениям. Ведение лицевых счетов осуществляется областным Министерством финансов с использованием единой автоматизированной системы управления общественными финансами, что позволяет ускорить совершение платежей, обеспечить прозрачность процесса санкционирования. Реализация данной задачи потребовала апробирования программного обеспечения, наработки соответствующего опыта. В результате проведенной работы создан задел для дальнейшего поэтапного открытия лицевых счетов бюджетным и автономным учреждениям. Нормативная правовая база, необходимая для открытия лицевых счетов с 1 января 2017 года, будет разработана в течение этого года.

Межбюджетные отношения

Пристальное внимание мы уделяем методологическому сопровождению планирования и исполнения местных бюджетов. Разработан и проводится мониторинг финансового состояния бюджетов муниципальных образований, включающий в себя еженедельную и ежемесячную отчетность об их исполнении, состоянии просроченной кредиторской задолженности. Чтобы на местном уровне не принимались необеспеченные реальными доходами расходные обязательства, проекты местных бюджетов проходят бюджетную экспертизу и согласование в региональном Минфине до их внесения на рассмотрение представительных органов.

По уровню удельного веса финансовой помощи местным бюджетам на текущие расходы в общем объеме расходов Ростовская область сохраняет лидирующие позиции в России и ЮФО — 3,9% при среднероссийском показателе 3% и среднем по субъектам Южного федерального округа — 2,5%. Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ежегодно составляет около половины расходов областного бюджета. В 2015 году это 81,1 миллиарда рублей с приростом к уровню 2014 года на 7 миллиардов рублей, или на 9,5%. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства местным бюджетам предоставлены в запланированном объеме межбюджетные трансферты нецелевого характера — 5,8 миллиарда рублей.

Мы активно используем и такой действенный инструмент повышения финансовой устойчивости местных бюджетов в течение года, как бюджетное кредитование. Помимо бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов в 2015 году местным бюджетам впервые были выделены кредиты для частичного покрытия дефицитов на срок до трех лет под льготную ставку 0,1% годовых в общей сумме 786,7 миллиона рублей. Заранее была подготовлена нормативная база, определены условия предоставления этих средств: обязательное согласование параметров проектов местных бюджетов, отсутствие просроченной кредиторской задолженности по состоянию на первое число первого месяца очередного финансового года, недопущение принятия и исполнения несвойственных расходных обязательств. Все эти меры направлены на устойчивое исполнение местных бюджетов, снижение рисков их разбалансированности, недопущение возникновения просроченной задолженности.

Открытый бюджет

Для обеспечения открытости бюджетного процесса и в рамках развития Единой автоматизированной системы управления общественными финансами в 2015 году в Ростовской области внедрен интернет-портал «Открытый бюджет». На нем в наглядной и доступной форме представлен бюджет для граждан, соответствующий рекомендациям Министерства финансов РФ. Развитие данного портала существенно повысит прозрачность бюджетного процесса за счет создания единой областной базы данных, содержащей всю информацию по планированию и исполнению общественных финансов Ростовской области.

Поделиться