Версия для печати 3541 Материалы по теме
Ленинградская область стала первым регионом России, где данный стандарт стал внедряться при государственных закупках в качестве критерия оценки деловой репутации участников торгов.
Особенности применения нестоимостных критериев

Ленинградская область — один из субъектов РФ, активно применяющих нестоимостные критерии оценки конкурсных заявок при проведении закупок по Закону № 44‑ФЗ.

Денис Игоревич ТОЛСТЫХ, заместитель председателя Комитета государственного заказа Ленинградской области

Федеральный закон № 44‑ФЗ предоставляет государственному и муниципальному заказчику достаточно большую широту полномочий по применению нестоимостных критериев оценки заявок участников закупки. Один из них, наиболее активно используемый сегодня — «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных активов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». В частности, данный критерий включает в себя показатель «деловая репутация участника закупки», который до недавних пор достаточно редко применялся в конкурсных процедурах. Это объясняется тем, что технически не представлялось возможным установить критерий таким образом, чтобы, с одной стороны, он обеспечивал высокий уровень квалификации участников закупки, а с другой — был объективным, счетным и формализованным, нивелирующим риски недобросовестного поведения самого организатора торгов.

Решение этой задачи пришло из области технического регулирования. В 2014 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ввело в действие первый стандарт оценки деловой репутации — ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». Первоначально идея его разработки заключалась в удовлетворении потребности сегмента B2B в качественном инструменте оценки деловой репутации предполагаемых контрагентов. Несмотря на изначальную ориентацию разработчиков на добровольное применение стандарта в частном секторе экономики, с 2015 года он стал активно использоваться в конкурсной документации государственными и муниципальными заказчиками.

Секрет популярности стандарта

Ленинградская область стала первым регионом России, где данный стандарт стал внедряться при государственных закупках в качестве критерия оценки деловой репутации участников торгов. Именно здесь государственные заказчики первыми проработали методическую базу применения показателя при конкурсном отборе поставщиков. После этого успешная практика распространилась и на другие субъекты РФ.

Методика стандарта построена на четырехфакторной модели оценки, включающей следующие факторы:

  • «история»;
  • «средства»;
  • «кадры»;
  • «имидж».

Каждый из них включает в себя ряд субфакторов, непосредственно раскрывающих их содержание. Так, к примеру, фактор «средства», призванный оценить состояние дел компании в части обеспеченности финансовыми и иными материальными ресурсами, необходимыми для выполнения строительных работ, включает такие субфакторы, как:

  • «материально-техническая база»;
  • «финансовая автономия»;
  • «незавершенное строительство».

В итоге каждая компания получает оценку в числовом выражении от 0 до 1 с разбивкой до сотой дроби. Практика показывает, что наиболее высоким индексом деловой репутации компаний является уровень от 0,8 и выше.

Оценка соответствия требованиям стандарта проводится в обязательном очном порядке независимым лицом — органом по сертификации, который организует выездную проверку документов и реального состояния дел в компании. Полученную информацию сверяют с материалами, предоставленными участником закупки ранее. Данная процедура существенно упрощает задачу организатора торгов, поскольку при рассмотрении заявок конкурсная комиссия не располагает достаточным количеством времени и не наделена полномочиями, чтобы осуществить проверку с выездом на место.

Технический комитет по стандартизации продолжает разработку и внедрение новых стандартов, регламентирующих оценку деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности для различных отраслей экономики. Так, в 2015 году были утверждены стандарты в области оценки опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания, производящих и реализующих пожарно-техническую продукцию, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обес­печения пожарной безопасности объектов защиты.

Определяем квалификацию участников

Еще одним показателем нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» согласно постановлению Правительства РФ № 1085[1] является «опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема». На стадии формирования конкурсной документации заказчик вправе самостоятельно определить, какой опыт будет являться сопоставимым по характеру и по объему. Данный показатель широко применяется заказчиками Ленинградской области при проведении открытых конкурсов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Например, при проведении конкурса на строительство детского сада с начальной (максимальной) ценой контракта 200 миллионов рублей заказчик установил, что максимальное количество баллов по показателю «опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема» получит тот участник, который предоставит информацию об успешно исполненных контрактах на строительство других объектов жилищно-гражданского строительства за пять лет (до даты окончания срока подачи заявок) и общей стоимостью не менее одного миллиарда рублей. В данном случае заказчик определил, что сопоставимый характер — это опыт строительства объектов жилищно-гражданского строительства. Сопоставимый объем — один миллиард рублей за пять лет (то есть в среднем 200 миллионов рублей в один год, что к тому же соответствует начальной (максимальной) цене контракта).

Умение заказчика грамотно сформулировать порядок оценки конкурсных заявок по показателю «опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема» позволяет привлечь к исполнению контракта наиболее квалифицированных подрядчиков. Заказчики Ленинградской области разрабатывают индивидуальный порядок оценки конкурсных заявок по данному показателю для каждого конкурса, учитывая при этом размер начальной (максимальной) цены контракта и специфику предполагаемых к закупке работ. Например, в описываемом выше конкурсе на строительство детского сада в зачет будут приниматься только успешно исполненные контракты по строительству объектов жилищно-гражданского строительства. При этом исключена возможность получения баллов за наличие опыта в строительстве линейных объектов: водопроводов, газопроводов.

Кроме того, при формировании порядка оценки по описанному показателю заказчики Ленинградской области в конкурсной документации зачастую определяют нижнюю границу стоимости успешно исполненных контрактов, которые будут засчитываться при оценке заявок. Так, если начальная цена на строительство нового объекта — 100 миллионов рублей, они указывают, что засчитываться будут договоры стоимостью не менее 20% от начальной цены контракта.

Участники конкурсов, проводимых заказчиками Ленинградской области, могут определить, какие именно контракты нужно представить в составе заявки в качестве подтверждения своего опыта и какой должна быть стоимость этих контрактов. Кроме того, в конкурсной документации всегда определен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в составе заявки. Все это в совокупности с ответственностью исполнителей при подготовке конкурсных заявок позволяет участникам закупок получить максимальное количество баллов и претендовать на заключение контракта.

Применение заказчиками Ленинградской области указанных показателей обеспечивает соблюдение принципов прозрачности и открытости при проведении торгов, а также значительно сокращает количество жалоб участников закупок в орган, уполномоченный по контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок. Как следствие, внедрение этого инновационного подхода гарантирует своевременное обеспечение необходимых нужд заказчиков Ленинградской области.

[1] Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поделиться