Версия для печати 2873 Материалы по теме

Основной темой для обсуждения на Всероссийской практической конференции-семинаре «Корпоративные закупки-2016» стало практическое применение Федерального закона № 223‑ФЗ. Мероприятие было организовано Институтом госзакупок.

Из рамочного закона в несостоятельный

Федеральный закон № 223‑ФЗ окончательно доказал свою неработоспособность. Такой неутешительный приговор вынес статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России А. Ю. Цариковский. По его словам, Закон № 223‑ФЗ сегодня превратился во вспомогательный инструмент для ухода от закупок по нормам Закона № 44‑ФЗ. «Не раскрою военной тайны, если скажу, что самый простой способ обойти Закон № 44‑ФЗ — это предоставление субсидий МУПам, ГУПам, — обозначил проблему статс-секретарь. — Напомню, эти хозяйствующие субъекты работают в законодательном поле Закона № 223‑ФЗ».

По словам выступающего, около 90% закупок, осуществляющихся по Закону № 223‑ФЗ, являются неконкурентными процедурами. Так, закупки у единственного поставщика по всем компаниям, работающим в правовом поле Закона № 223‑ФЗ, составляют 48%, еще 41% приходится на иные процедуры, которые по сути своей являются теми же закупками у единственного поставщика. И лишь чуть больше 10% составляют конкурентные закупки. Хотя, по словам Цариковского, назвать их таковыми можно с большой натяжкой, поскольку количество участников таких закупок «стремится к одному», а условия участия в конкурсе, технические задания «затачиваются под своих».

Вторая проблема, на которую обратил внимание представитель ФАС, — это электронные торговые площадки. Особую тревогу вызывает ситуация с реализацией государственного имущества. «Зачастую торговые площадки создаются для осуществления одной операции, — отметил Цариковский. — Соответственно, о конкурентных и прозрачных торгах в этой ситуации говорить не приходится».

Малый бизнес отодвинут от закупок как в рамках Закона № 44‑ФЗ, так и в рамках Закона № 223‑ФЗ. «Есть ложь, наглая ложь, и статистика. Сегодня у нас существует хитрая статистика: считая вовлеченность малого и среднего бизнеса в закупки, мы стали добавлять к прямым закупкам субподряды. В итоге, по данным отчетов, компании малого и среднего бизнеса ежегодно получают около 3 триллионов рублей в рамках госзаказа. На самом же деле эта цифра приблизилась к 400–500 миллиардам», — заявил Цариковский. Остальные суммы приходятся либо на компании, аффилированные с головным заказчиком, получившим госзаказ, либо на фирмы, созданные для отмывания денег. Необходимо начать считать квоты без учета субподряда и аффилированности, полагают в ФАС России.

Ограничить и утвердить

Об изменениях в Закон № 223‑ФЗ, на которых настаивает антимонопольная служба, рассказал заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России А. Ю. Лобов. Он отметил, что, несмотря на все проблемы, о переводе субъектов, подпадающих под действие Закона № 223‑ФЗ, на Закон № 44‑ФЗ речи не идет. «Возможно, в перспективе такая дискуссия возникнет. Но, на мой взгляд, далеко не все субъекты Закона № 223‑ФЗ смогут работать по закону о контрактной системе», — считает Лобов. Специфика заключается в том, что компании, работающие в правовом поле Закона № 223‑ФЗ, не только закупают товары, работы и услуги, но и сами производят товары, оказывают услуги и выполняют работы. И если закупочную деятельность этих субъектов связывать регулированием Закона № 44‑ФЗ, они лишатся той мобильности, которую им дает Закон № 223‑ФЗ.

Во-первых, ФАС предлагае­т ограничить количество способов закупок в рамках Закона № 223‑ФЗ. «Гражданский кодекс РФ предусматривает только два вида закупок: конкурс и аукцион, все остальное — от лукавого. Указанные виды закупок охватывают абсолютно весь спектр необходимых элементов проведения закупочных процедур», — отметил Лобов. Кроме того, ФАС России предлагает описать дополнительные элементы способа закупок. Сегодня заказчики часто устраивают предварительные переговоры с потенциальным поставщиком. По мнению Лобова, такая возможность, если этого требует рынок, может быть предусмотрена, но проводить переговоры нужно цивилизованно: до размещения извещения, а не во время проведения закупки, как это часто происходит сейчас. Нельзя ставить один хозяйствующий субъект в преимущественное положение по отношению к другому, к тому же все требования к процедуре, к документации должны быть публичными, четко описанными и применяться в равной степени ко всем участникам закупки.

Во-вторых, нужно регламентировать сроки подачи заявок и сам порядок проведения закупки. ФАС предлагает мягкий подход: определить только минимальные сроки подачи заявок, а все остальное будет регламентировать сам заказчик. «Все наслышаны об истории с „Газпромом“, когда компания объявила закупку труб на 155 миллиардов рублей, а срок подачи заявок составлял семь дней. Чтобы не было таких ситуаций, нужно установить вменяемые минимальные сроки подачи заявок», — пояснил Лобов. В-третьих, по мнению представителя антимонопольной службы, необходимо установить требования к описанию закупки.

Пора сосчитать компании

На то, что злоупотреблений, связанных с Законом № 223‑ФЗ, стало слишком много, указывает и Минэкономразвития России. Выступая на конференции-семинаре, заместитель директора Департамента развития контрактной системы А. А. Галкин обратил внимание на то, что по итогам 2015 года по данному закону было опубликовано извещений на 23 триллиона рублей (рисунок). Для сравнения, по Закону № 44‑ФЗ опубликовано извещений всего на 6 триллионов, плюс 2 триллиона приходится на закрытые закупки. При этом более 90% закупок по Закону № 223‑ФЗ осуществляется на неконкурентной основе. Комментарии, как говорится, излишни.

Кроме того, ведомство озабочено проблемой наведения порядка в вопросе об организационно-правовой форме заказчиков. Так, на сегодняшний день в ЕИС зарегистрировано несколько государственных компаний — притом что в действительности существует всего одна госкомпания «Российские автомобильные дороги». Чтобы узнать, сколько же хозяйствующих субъектов подпадает под действие норм Закона № 223‑ФЗ, Минэкономразвития России преду­смотрело норму (соответствующий законопроект подготовлен) о том, что Казначейство России будет вести реестр заказчиков. К слову, на текущий момент в ЕИС зарегистрировано более 80,8 тысячи организаций. Причем каждый год эта цифра увеличивается — например, в 2015 году прибавилось 5,2 тысячи компаний.

Предложение от ОНФ

Свои предложения по корректировке Закона № 223‑ФЗ внесли и представители ОНФ. В частности, ими предлагается ввести нормирование в госкорпорациях и в компаниях с государственным участием. Практика, которая сегодня отслеживается в рамках проекта «ЗА честные закупки», показывает, что названные хозяйствующие субъекты балуют себя расточительными закупками, причем речь идет не только о дорогих автомобилях, но и об экзотических сувенирах. К примеру, одна из компаний с госучастием закупала в качестве сувенира зуб мамонта. Эксперты ОНФ подсчитали, что введение механизма нормирования только на первых порах позволит экономить до 270 миллиардов рублей в год. Кроме того, представители проекта предлагают на законодательном уровне определить, что же является предметом роскоши. Основная масса сигналов от активистов ОНФ связана именно с закупками таких предметов. При этом, совершая подобные закупки, госкомпании ссылаются на то, что их действия полностью соответствуют закону.

В итоге...

В настоящее время обсуждается большой пакет поправок к Закону № 223‑ФЗ, подготовленный Минэкономразвития и ФАС России. Представители данных ведомств признаются, что обсуждение проекта идет очень тяжело. В том числе благодаря активному сопротивлению лоббистов, представляющих интересы госкорпораций. Остается надеяться, что внимание к проблеме со стороны правительства и президента поможет преодолеть эти препятствия и закон все-таки увидит свет.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться