На пленарном заседании третьей национальной научно-практической конференции «Внутренний контроль и аудит в России: новые перспективы и возможности» были рассмотрены вопросы совершенствования государственного контроля, его взаимодействия с внутренним контролем компаний. Кроме того, участники озвучили проблему нехватки профессиональных кадров и попытались наметить пути ее решения.
Казначейское сопровождение
О контрольных функциях Федерального казначейства в сфере контрактных отношений и при предоставлении целевых средств рассказал заместитель руководителя ведомства А. Ю. Демидов. Он отметил, что парадигма программно-целевого метода управления, которая внедряется в последнее время, серьезным образом изменила отношение общества и власти к тем деньгам, которыми распоряжается государство. Фактически до прошлого года существовало положение дел, при котором бюджетные средства, ушедшие со счетов государственного заказчика к исполнителю — юридическому лицу, теряли статус государственных и, естественно, переставали быть подконтрольными. Регулирование отношений, возникающих в гражданско-правовой области, осуществлялось исключительно рынком, что оказалось несостоятельным. Подтверждение тому — огромный объем дебиторской задолженности федерального бюджета, который по состоянию на 1 января составляет около трех триллионов рублей. Это средства, которые были выделены государством на определенные цели, достижение которых исполнитель по определенным причинам обеспечить не смог.
Проблема требовала решения. «Сейчас Государственной думой РФ поддержано наше предложение, в соответствии с которым в рамках программно-целевого метода государственного управления денежные средства, независимо от того, на чьих счетах они находятся, должны подлежать государственному контролю. До тех пор, пока не достигнуты цели, на которые они были направлены. Статус этих денег изменится — они перестанут быть бюджетными, но государство имеет право обеспечить их целевое использование», — отметил Демидов. Идея казначейского сопровождения как раз и родилась из программно-целевого метода государственного управления. Смысл его состоит в том, что сегодня счета в ФК открываются не только госзаказчикам, но и всем исполнителям цепочки поставщиков. Существует пять видов казначейского сопровождения:
- сопровождение государственных контрактов и договоров, которые заключаются в рамках этих контрактов;
- сопровождение договоров о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам:
- сопровождение соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам;
- сопровождение договоров о взносах в уставные капиталы юридических лиц;
- сопровождение соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.
Схемы движения денежных средств при всех видах сопровождения схожи. Однако с реализацией сопровождения договоров о взносах в уставные капиталы юридических лиц пока есть сложности. Когда государство перечисляет средства на эти цели — к примеру, направляет их акционерному обществу, — оно приобретает акции, но инструментов контроля за тем, построена ли, например, электростанция, у него по-прежнему нет. Здесь, как отметил заместитель руководителя Федерального казначейства, возникает конкуренция двух отраслей права: гражданского и бюджетного, и как решать эту проблему, еще предстоит подумать. Возможно (и казначейство уже ставит этот вопрос перед руководством страны), от такой формы предоставления бюджетных средств, как взносы в уставные капиталы, придется отказаться и переквалифицировать эту форму в предоставление целевых субсидий.
Что касается предоставления субсидий, то анализ показал, что все субсидии, предусмотренные законом о федеральном бюджете на 2016 год, по своей сути могут быть разделены на три группы: компенсационные, грантовые и авансовые. В настоящее время готовится распоряжение Правительства РФ об утверждении перечня исключений форм предоставления целевых средств, не подлежащих казначейскому сопровождению. Согласно этому перечню компенсационные и грантовые субсидии казначейскому сопровождению подлежать не будут. Тем не менее, как пояснил Демидов, уже сейчас можно увидеть преимущество казначейского сопровождения, и, в частности, оно состоит в том, что средства сразу попадают в экономику. В результате у компаний не возникает искушения не направлять аванс сразу же на оплату товаров, работ и услуг, а вместо этого крутить эти деньги в кредитных организациях.
Новые функции Казначейства России
На пленарном заседании научно-практической конференции состоялся разговор о том, как будет развиваться Федеральное казначейство после завершения всех организационных мероприятий, связанных с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и передачей казначейству части ее функций. Как отметил Демидов, все планы контрольной деятельности Росфиннадзора должны быть выполнены. «Но сейчас главная парадигма новой модели государственного контроля — это недопущение нарушений. И сегодня мы вышли на такой уровень осуществления контрольной деятельности, при котором не всегда нужно использовать проверки, если речь идет о планировании закупок, контрактации, исполнении контракта. На каждом из этих этапов можно ставить определенные маячки, которые позволяли бы не допускать нарушений», — отметил он. Открытие счетов в органах Казначейства России дает возможность не проводить платежные операции, если возникает сомнение в корректности документов, представляемых получателем бюджетных средств. Кроме того, возможности, унаследованные от Росфиннадзора, дадут казначеям право при наличии информации о том, что предоставленные документы не отвечают фактическому положению дел, переходить от документарного контроля к физическому.
Реформа контрольно-надзорной деятельности
О том, как реализуется реформа контрольно-ревизионной деятельности в РФ, рассказал начальник управления институционального развития Аналитического центра при Правительстве РФ Т. Л. Цыдыпов. Проект дорожной карты по совершенствованию контрольной деятельности в период
- регламентацию дистанционных видов контроля, мониторинговых мероприятий и контрольной закупки;
- совершенствование порядка запроса документов от проверяемых субъектов;
- урегулирование порядка исчисления сроков при назначении, проведении и окончании проверки;
- совершенствование механизмов досудебного обжалования споров;
- расширение перечня видов контроля, информация о которых включается в Единый реестр проверок.
Большой блок организационных работ связан с совершенствованием оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, расширением мер профилактики, а также с оптимизацией контрольно-надзорных функций. По последнему направлению предполагается определить на федеральном и региональном уровнях структуру функций и полномочий органов контроля, закрытый перечень видов контроля, а также разработать предложения по оптимизации структуры и сокращению численности контрольно-надзорных органов и их объединению. Актуальность последнего вопроса подтверждается данными Минэкономразвития России, которые привел Цыдыпов. Так, только на федеральном уровне существует 159 видов контроля и надзора, на региональном — 45 и на муниципальном — 13 видов.
Кроме того, в России остро стоит задача переподготовки кадров контрольно-надзорных органов и создания научно-образовательной базы. В частности, необходимо сформировать перечень образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах контрольно-надзорных органов, определить потребность в профессиональной переподготовке и повышении квалификации госслужащих контрольно-надзорных органов и организовать дополнительное профессиональное образование для руководителей федеральных контрольно-надзорных органов в части анализа рисков.
Реестр квалифицированных специалистов
Еще одним ключевым вопросом, вызвавшим большой интерес, стало построение национальной системы оценки квалификации внутренних контролеров и внутренних аудиторов в соответствии с профстандартами, утвержденными Минтрудом России. Анализ опросов представителей корпораций говорит о том, что главная проблема бизнеса сегодня состоит в высокой волатильности рубля и отсутствии профессиональных кадров, сообщил председатель совета по развитию профессиональных квалификаций финансового рынка, исполнительный вице-президент РСПП А. В. Мурычев. Последнее как раз и сдерживает реализацию любых, даже самых конструктивных программ развития. Поэтому сегодня необходимо планомерно настраивать рамки квалификации специалистов с учетом требований работодателя и рынка.
Совет по развитию профессиональных квалификаций финансовых рынков занимается разработкой профессиональных стандартов для всех сегментов финансовых рынков страны. «Всего по финансовому рынку создано порядка 20 профессиональных стандартов, впереди — создание еще 15. Это движение идет достаточно тяжело, потому что работаем мы на основе метода проб и ошибок», — сказал Мурычев. В планах 2016 года — создание специализированных площадок по оценке квалификации специалистов на основе разработанных профессиональных стандартов.
В частности, право стать центром оценки квалификации внутренних контролеров и аудиторов Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте РФ предоставил НП «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров» («НОВАК»), специалисты которого разработали профессиональные стандарты в этой сфере.
«Результатом деятельности по оценке квалификации должен стать федеральный реестр квалифицированных специалистов, в который войдут специалисты, успешно прошедшие испытания», — отметила президент партнерства А. С. Русакова. Уже сейчас законодатель предпринял некоторую попытку мотивации специалистов к сдаче профессиональных экзаменов и внес изменения в Налоговый и Трудовой кодексы. В соответствии с поправками в ТК РФ при прохождении оценки квалификации по направлению работодателя с отрывом от работы за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата, а также происходит оплата командировочных. Кроме того, работник может самостоятельно за свой счет пройти оценку квалификации и предъявить работодателю результат прохождения этой оценки. Изменения в НК РФ заключаются в том, что работодатель может отнести расходы на оценку квалификации на соответствие профстандартам, проводимую на основании договора об оказании услуг по оценке квалификаций, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Кроме того, Налоговый кодекс регламентирует предоставление физическому лицу, понесшему расходы на прохождение оценки квалификации, социальных налоговых вычетов.
Т. А. СМИРНОВА