Версия для печати 3817 Материалы по теме
Вид на Тверь
Кластерная политика: механизмы поддержки и региональный опыт
В майском номере журнала «Бюджет» опубликована статья заместителя министра промышленности и информационных технологий Тверской области Дмитрия Владимировича Танкова, посвященная кластерной политике. Мы размещаем часть материала, посвященную механизмам стимулирования и региональному опыту.

Механизмы стимулирования

Основными направлениями государственной поддержки промышленных кластеров являются:

  • предоставление регионам субсидий для реализации мероприятий в рамках программ развития инновационных кластеров;
  • корректировка действующих и разрабатываемых федеральных целевых программ в соответствии с программами развития кластеров;
  • привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития кластеров;
  • стимулирование участия в кластерах крупных компаний с государственным участием.

В настоящее время государственная поддержка промышленных кластеров осуществляется в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 января 2016 года № 41.

Субсидия предоставляется инициатору совместного проекта на возмещение следующих затрат:

а) приобретение, доставка, монтаж, проведение пусконаладочных работ новых машин и оборудования (не бывших в употреблении), участвующих в технологическом процессе производства промышленной продукции;

б) оплату лизинговых платежей инициаторов совместного проекта за приобретаемые в российских организациях по договорам финансовой аренды (лизинга) основные средства;

Материал целиком опубликован в майском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

в) оплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2015–2018 годах на реализацию технологических мероприятий;

г) приобретение технологической оснастки для оборудования;

д) приобретение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов управления предприятием, производственными и технологическими процессами;

е) оплату услуг специализированной организации промышленного кластера.

Региональный опыт

В настоящее время правительствами Московской и Тверской областей проводится работа по созданию кластера метровагоностроения на территории данных субъектов РФ.

Формирование кластера позволит создать условия для эффективного взаимодействия всех участников кластера — промышленных предприятий, организаций его инфраструктуры, органов государственной власти, внешних контрагентов в целях развития научно-технической и промышленной кооперации, повышения конкурентоспособности промышленной продукции участников кластера и роста добавленной стоимости, создаваемой участниками кластера.

В рамках программы кластера планируется реализация ряда совместных проектов участников, направленных на увеличение производительности промышленных предприятий, расположенных на территории Московской и Тверской областей, и обеспечение процесса импортозамещения. В частности, это проекты по созданию производства тягового асинхронного привода, по организации производства дверных систем, по освоению новой технологии производства тормозной системы вагона.

Стоимость совместных проектов составит 1,35 миллиарда рублей. Кроме того, в результате реализации проектов будут созданы новые рабочие места, в том числе высокопроизводительные, вырастет налогооблагаемая база предприятий — участников кластера и появятся условия для их развития.

В целях осуществления создания промышленного кластера метровагоностроения создана специализированная организация — Ассоциация предприятий промышленного кластера метровагоностроения, разработана функциональная карта кластера.

Участниками кластера метровагоностроения являются:

— АО «ПКФ „Промтехсервис“» (производство токоприемников);

— ООО «ИТТ» (производство тормозного оборудования);

— ООО «Компания инновационных технологий» (производство дверных систем);

— ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» (производство вагонов метрополитена);

— ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» (производство продукции оборонного назначения);

— ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (производство железнодорожных вагонов);

— ОАО «Центросвармаш» (сварные работы по рамам тележек);

— ЗАО «Вагонкомплект»;

— ООО «ЭЛПРОМ-ПТМ» (производство аккумуляторных ящиков);

— ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (производство железнодорожных вагонов).

К объектам инфраструктуры кластера относятся:

— ЗАО «Научная организация „Тверской институт вагоностроения“»;

— ООО «Транспортные технологии»;

— ГБПОУ МО «Мытищинский колледж»;

— ПАО «Сбербанк», Мытищинское отделение;

— региональное объединение работодателей «Московский областной союз промышленников и предпринимателей» (РОР «МОСПП»).

Создание кластера метровагоностроения на территории Тверской и Московской областей на основе кооперации позволит осуществить полный цикл производства продукции и увеличить добавленную стоимость конечного продукта.

Поделиться