Версия для печати 1745 Материалы по теме
По итогам первого квартала 2016 года Ульяновская область стала лидером среди субъектов ПФО по приросту собственных доходов
Ставка на инвестиции

Ульяновская область является одним из лидеров по привлечению инвестиций. Только в 2015 году здесь был открыт десяток новых производств, а в экономику пришло более 90 миллиардов рублей частного капитала. Губернатор — председатель Правительства Ульяновской области Сергей Иванович МОРОЗОВ считает, что сегодняшние успехи региона связаны с курсом, намеченным для него еще десять лет назад.

— Сергей Иванович, сегодня наша страна переживает непростые времена — падение цен на нефть, санкции, введенные против России. На экономику Ульяновской области кризис тоже влияет?

— В 2015 году Ульяновская область стала чуть ли не единственным регионом России, экономика которого не ощутила кризиса. Прошлый год регион завершил даже с небольшим ростом промышленного производства (100,8 процента) на фоне общероссийского падения на 4–5 процентов. В некоторых регионах Приволжского округа оно и вовсе составило 5–7 процентов.

Страны, вводившие против нашей страны санкции, преследовали цель экономической и политической изоляции России. Предполагалось, что предприниматели сократят свои вложения в страну. В Ульяновскую область за прошлый год мы привлекли рекордные 90 миллиардов рублей инвестиций. Для сравнения: в 2005 году объем вложений в регион был на уровне 14 миллиардов. За десять лет мы серьезно продвинулись в создании самого благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, и, несмотря на санкции, наши зарубежные партнеры продолжают выбирать Ульяновскую область в качестве площадки для реализации своих крупных проектов. То, что регион интересен не только российским, но и иностранным инвесторам, подтверждает рост прямых иностранных инвестиций. По итогам девяти месяцев 2015 года темп их роста составил 102,3 процента. По динамике иностранных инвестиций в сравнении с 2011 годом Ульяновская область вошла в первую десятку регионов России с показателем 450,4 процента.

К примеру, в сентябре минувшего года на территории Ульяновской области мы открыли первый в России станкостроительный завод концерна «ДМГ МОРИ». Инвестиции в проект составили 70 миллионов евро, производственная мощность завода — 1,2 тысячи станков в год с возможностью увеличения производства до 1,5–2 тысячи.

Первый квартал 2016 года мы тоже завершили неплохо. Но сказать, что все у нас идет гладко, сегодня нельзя. Мы живем не на необитаемом острове, и определенные негативные экономические моменты не обходят нас стороной. Так, очень непростая ситуация сегодня складывается в автомобильной промышленности — а у нас два градообразующих предприятия работают в этой отрасли. Мы очень плотно работаем с руководством предприятий УАЗ и ДААЗ для того, чтобы сохранить коллективы, удержать уровень зарплаты.

— Вместе с тем, несмотря на трудности, регион уверенно держится в тройке экономических лидеров ПФО. За счет чего это происходит?

— Основы сегодняшней социально-экономической стабильности заложены еще десять лет назад, когда приоритетной для себя мы выбрали политику привлечения инвестиций и диверсификации экономики.

В наших стратегических документах заложена простая цель: показатели экономики и социальной сферы Ульяновской области должны быть лучше, чем в среднем в ПФО и России. Например, если заработная плата вырастет по всей стране — у нас в регионе процент роста должен оказаться немного выше. Постановка таких амбициозных задач позволяет нашей экономике развиваться поступательно. В перспективе мы рассчитываем войти в двадцатку сильнейших региональных экономик России.

Закрепить темпы экономического роста мы планируем за счет инноваций и технологического предпринимательства. К примеру, десять лет назад экономика региона зависела от нескольких промышленных предприятий: ситуация на них определяла, как чувствует себя весь регион. Сегодня мы ушли от этой зависимости. С начала 2015 года введены в строй предприятия по 11 крупным инвестиционным проектам. Сложная ситуация в целом по стране не послужила для нас причиной отказаться от целей по увеличению объема инвестиций. Мы продолжаем делать ставку и на строительную отрасль, которая во многом определяет состояние экономики. За два месяца 2016 года в Ульяновской области введено 117,7 тысячи квадратных метров жилья. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года этот показатель увеличился на 19 процентов и стал для нас рекордным. Для сравнения: за весь 2004 год в регионе было введено всего 157,2 тысячи квадратных метров. Сегодня этот результат мы достигаем за пару-тройку месяцев.

— Сергей Иванович, как вы считаете, удастся ли Ульяновской области сохранить лидирующие позиции по качеству инвестклимата и в дальнейшем?

— Действительно, если говорить об инвестиционном климате, то у нас, по сравнению со многими субъектами РФ, все очень даже неплохо. По оценке Министерства экономического развития Ульяновской области, в перечень наиболее инвестиционно привлекательных направлений в 2015 году вошли промышленность (более 15 миллиардов рублей инвестиций); строительство жиль­я (не менее 6 миллиардов рублей); улучшение инфраструктуры, в том числе модернизация коммуникаций, развитие промышленных зон, организация транспортировки природных ресурсов и программа газификации (около 5,3 миллиарда рублей); развитие науки и научно-образовательной базы учебных заведений (около 3 миллиардов рублей); здравоохранение (не менее 3 миллиардов рублей); развитие агропромышленного комплекса (более 1,5 миллиарда рублей).

Ульяновской области удалось не только сохранить положительный тренд, но и занять первое место среди субъектов ПФО по показателю, отражающему динамику инвестиционной активности. По итогам 2015 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал, освоенных на территории нашего региона, составил 104,9 процента. В целом по ПФО только шести из 14 регионов удалось не допустить снижения темпов инвестиционной активности. В 2015 году у нас успешно завершилась реализация 12 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 32,4 миллиарда рублей (в 2,7 раза больше показателя 2014 года), позволивших создать более 2,8 тысячи новых рабочих мест.

Эти проекты в значительной степени отражают приоритеты реального сектора экономики Ульяновской области, поскольку в их числе уже упомянутый станкостроительный завод японо-немецкого концерна «ДМГ Мори» (5,5 миллиарда рублей, 200 новых рабочих мест), завод по производству автокомпонентов мексикано-немецкой компании «Немак» (3,5 миллиарда рублей, 300 новых рабочих мест), цементный завод холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» (15 миллиардов рублей, 300 новых рабочих мест), маслоэкстракционный завод российской компании «Якушкинское масло» (0,75 миллиарда рублей, 76 новых рабочих мест). В 2015 году положительное решение о реализации проектов на территории Ульяновской области приняли 13 крупных российских и зарубежных компаний. Количество компаний несущественно сократилось по сравнению с 2014 годом (тогда в регион пришло 15 крупных инвесторов), но при этом значительно увеличился объем запланированных новыми инвесторами вложений. Если в 2014 году заявленные инвестиции составляли 5 миллиардов рублей, то новые проекты 2015 года должны принести 20,5 миллиарда рублей. Эти проекты будут направлены на развитие станкостроения, логистики, пищевой промышленности, альтернативной энергетики и других отраслей.

— Сколько проектов сейчас находится на стадии реализации?

— С начала 2015 года строительные работы начались по семи инвестиционным проектам с суммарным объемом инвестиций 6,9 миллиарда рублей и 1,3 тысячи новых рабочих мест. В основном это проекты в сфере производства стройматериалов и коммерческой недвижимости. На сегодняшний день 39 проектов областного реестра инвестиционных проектов и бизнес-планов находятся на стадии активной реализации. Общая их стоимость достигает 37 миллиардов рублей, а планируемое количество новых рабочих мест — 5,8 тысячи. Кроме того, активно реализуются 48 проектов в социальной сфере (19,2 миллиарда рублей, более 1,8 тысячи рабочих мест). Также в Ульяновской области реализуется 899 проектов муниципального уровня стоимостью 5,9 миллиарда рублей и с планами создания более 4 тысяч новых рабочих мест.

Конечно, для того чтобы достичь таких показателей, нужно было проделать колоссальную работу. Несмотря на кризис, непростые геополитические условия, мы продолжаем вести переговоры как с российскими, так и иностранными инвесторами, подписывать соглашения, строить крупные промышленные предприятия. Замечу, что ни один инвестор еще не свернул свое производство! В этом и есть секрет успеха. На этот год у нас не менее грандиозные планы. Во-первых, мы намерены привлечь инвестиции в основной капитал на сумму не менее 90 миллиардов рублей, за счет реализации бизнес-проектов создать не менее 10 тысяч рабочих мест. Во-вторых, привлечь на территорию Ульяновской области не менее десяти крупных инвесторов. В-третьих, ввести в эксплуатацию не менее десяти предприятий. В соответствии с графиками реализации в 2016 году планируется ввод в эксплуатацию инвестиционных проектов с общей суммой инвестиций порядка 13,5 миллиарда рублей, которые предполагают создание двух тысяч новых рабочих мест.

— Если затрагивать вопросы, связанные с бюджетом, — способствует ли программно—целевой метод управления финансами описанным вами успехам в экономике?

— Государственные программы — основной инструмент программно-целевого метода, в Ульяновской области, как и во всей России, стали стратегическим документом, направленным на развитие всех отраслей. Сегодня бюджет региона практически полностью является программным. Всего у нас 21 государственная программа с четко прописанными целями, задачами и целевыми индикаторами. Все они заточены под реализацию Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года и одновременно ориентированы на выполнение федеральных программ и майских указов Президента РФ.

Иногда по объективным причинам появляется необходимость корректировки гос­программ. Чтобы этот процесс происходил максимально объективно и с нужной эффективностью, в регионе действует межведомственная государственная комиссия. В ее состав входят представители региональных счетной и общественной палат, государственно-правового управления, антикоррупционной комиссии, регионального Министерства экономического развития и Минфина. Комиссия готовит комплексную оценку буквально каждой программы, мероприятия и подпрограммы. Любое изменение обсуждается, и только после этого выносится коллегиальное решение. Если по каким—то вопросам члены комиссии не могут прийти к согласию, запрашивается дополнительная информация и назначается следующее заседание. Такой механизм позволяет нам значительно повысить качество принимаемых решений и, тем самым, качество самих госпрограмм.

По итогам прошлого года все наши программы признаны эффективными, а показатели, запланированные на 2015 год, достигнуты, что говорит об успешности применяемого нами программно-целевого метода. Основной задачей на перспективу мы видим усиление плановой составляющей программ. Государственная программа — это документ стратегического характера, что предполагает некую его монументальность. Цели, задачи, показатели не могут меняться часто, всегда должен быть какой-то временной лаг. Любые изменения влияют на сам принцип стратегирования и потому должны вноситься как можно реже. А значит, нужно планировать более грамотно — вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры.

— Хватает ли у региона финансовых возможностей на то, чтобы формировать бюджет развития?

— Конечно, ключевым направлением бюджетной политики региона является поддержка социальной сферы. С 2005 года расходы на нее выросли в 4,4 раза, а их доля в общем объеме расходов увеличилась с 62,8 процента до 69,7 процента. И это не только содержание сети учреждений, но и их модернизация, совершенствование системы оказания государственных услуг, повышение заработной платы персонала, оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Ульяновской области. Однако и развитие — тоже важный приоритет. Расходы по данному направлению включают поддержку значимых для региона отраслей, реального сектора экономики. Мы оказываем значительную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, животноводства и садоводства. Кроме того, из областного бюджета выделяются средства на развитие транспортной системы и поддержку дорожного хозяйства. Господдержку получают и субъекты малого и среднего предпринимательства — в форме предоставления микрозаймов, компенсации процентов по кредитам, поручительств при получении кредитов. Осуществляются меры государственной поддержки в области инвестиционной деятельности.

В рамках реализуемой налоговой политики мы стараемся обеспечивать сбалансированную налоговую нагрузку на юридических лиц и население, а также применять рациональный подход к установлению льгот. В первую очередь поддержку получают слабозащищенные категории населения. Кроме того, мы продолжаем политику льготирования инвестиционных проектов с целью их поддержания на период инвестиционной фазы до выхода на проектную мощность. Отдельными видами льгот в регионе пользуются сельхозтоваропроизводители.

Несмотря на продолжающуюся адаптацию всех экономических субъектов к работе в новых экономических реалиях, Ульяновская область продемонстрировала серьезную положительную динамику по темпу роста собственных доходов за первый квартал 2016 года. Мы стали лидерами среди субъектов Приволжского федерального округа по приросту собственных налоговых и неналоговых доходов (27,1 процента). Для сравнения: уступившая нам первую позицию Кировская область имеет показатель менее 20 процентов.

За счет каких доходных источников мы вышли на такой показатель? Поступления по налогу на прибыль организаций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились в 1,6 раза, или на 1,3 миллиарда рублей, акцизов на пиво — более чем в 2,5 раза, или на 670 миллионов рублей. Несмотря на сдерживаемый работодателями уровень роста оплаты труда сотрудников, мы зафиксировали и рост поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет области на 3,2 процента.

Конечно, результаты дала четко выстроенная совместная с федеральными службами работа по взиманию долгов в бюджет с недобросовестных плательщиков. Кроме того, большой вклад в общий объем доходов обеспечивает деятельность служб налоговой помощи муниципалитетов.

Если рассматривать налоговые поступления в отраслевом срезе, то свыше пяти миллиардов рублей поступило от предприятий обрабатывающих производств — это более половины (54,4 процента) налоговых платежей в консолидированный бюджет области. Вклад предприятий этого отраслевого сегмента по налогу на прибыль оценивается в 67 процентов совокупных поступлений. По сравнению с первым кварталом прошлого года обрабатывающие производства принесли региональной казне почти удвоенный доход по всем видам налогов, а по налогу на прибыль — утроенный. Хорошую динамику демонстрирует сельскохозяйственная отрасль — к прошлому году дополнительно получено 18 процентов доходов, а также гостиничный и ресторанный сектор (рост поступлений составил 13 процентов).

— Расскажите, пожалуйста, о результатах реализации проекта «Народный бюджет» и о практике поддержки местных инициатив. Какие проблемы они позволяют решить?

— На мой взгляд, они решают важнейшую проблему, которая состоит в социальной апатии, неверии людей в возможность изменить свою жизнь к лучшему. А ведь только от совместных действий всех жителей нашей области зависит ее благополучие и стабильность. Проект по поддержке местных инициатив мы начали в 2015 году и с тех пор успешно реализовали 13 интересных идей. Благополучателями реализации этих инициатив стали более 63 тысяч человек. В этом году работа проекта продолжается, объем средств на его реализацию увеличился в пять раз.

В прошлом году мы начали реализацию еще одного, на мой взгляд, очень интересного проекта — «Народный бюджет». Мы даем возможность людям активно участвовать в формировании бюджета их поселения, а значит, и в развитии своего населенного пункта. В текущем году на соответствующие цели мы выделяем муниципалитетам — участникам проекта 32,6 миллиона рублей.

Подготовила С. В. Мартыненко

Поделиться