Несмотря на то что прошлый год оказался экономически сложным, эффективные действия Правительства Ульяновской области позволили сохранить (а в ряде случаев и увеличить) объем финансового обеспечения основных социальных обязательств и сформировали необходимые условия для исполнения консолидированного бюджета Ульяновской области в 2015 году.
Екатерина Владимировна БУЦКАЯ, министр финансов Ульяновской области
За 2015 год в консолидированный бюджет Ульяновской области поступило 35,6 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 3,4 миллиарда больше, чем в предыдущем году. Темп роста к уровню 2014 года составил 110,5%. Для сравнения: темп роста доходов федерального бюджета составил лишь 103%, бюджетов регионов Приволжского федерального округа в среднем — 104,6%. По этому показателю среди регионов ПФО мы заняли вторую позицию, уступив лишь Республике Татарстан (111,6%). Стоит отметить, что по результатам 2014 года наш регион был на
В целях обеспечения сбалансированности бюджета мы постоянно ищем новые механизмы, направленные, во-первых, на увеличение собираемости доходов регионального бюджета, во-вторых, на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, а также на ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств и использованием государственного (муниципального) имущества.
Повышение собираемости налогов
В 2014 году Ульяновская область реализовала проект по созданию на областном и муниципальном уровнях службы налоговой помощи. Сейчас эта служба активно и плодотворно работает на повышение собираемости налогов. В 2015 году благодаря деятельности службы в бюджет области дополнительно поступило более 840,9 миллиона рублей. Самым значимым мероприятием прошлого года стала акция «Месячник налоговой помощи», целями которой являются повышение налоговой грамотности и налоговой культуры экономических субъектов региона, повышение финансовой грамотности граждан, оказание практической помощи населению и юридическим лицам по узакониванию имущественных и других финансовых отношений с государством. Всего в Месячнике налоговой помощи в 2015 году приняло участие более 16,5 тысячи человек (рисунок 2).
Новой формой работы службы стал выезд ее специалистов на крупные градообразующие предприятия для проведения уроков финансовой грамотности в трудовых коллективах. Кроме того, в целях осуществления контроля за организацией работы по увеличению налоговых поступлений и оказания методической помощи муниципальным образованиям области службой налоговой помощи осуществлены выезды в 18 муниципальных образований области. В мероприятиях приняли участие представители федеральных структур (ИФНС, управления Росреестра), а также Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерства экономического развития Ульяновской области. Экономический эффект от этой деятельности составил 11,5 миллиона рублей (рисунок 3).
Слаженная работа региональной и муниципальной служб налоговой помощи с федеральными органами власти позволила выявить и систематизировать наиболее распространенные схемы ухода от уплаты налогов и платежей, а также определить способы противодействия им, которые нашли отражение в соответствующей дорожной карте. Исполнение мероприятий карты позволило предотвратить:
- уход от уплаты налога на доходы физических лиц в сумме 32,3 миллиона рублей;
- уход от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, от продажи имущества и взыскания штрафов в сумме 16,6 миллиона рублей;
- уход от уплаты налогов налогоплательщиков, использующих специальные налоговые режимы, в сумме 0,1 миллиона рублей.
- Всего в результате реализации пошаговых действий по противодействию схемам ухода от уплаты налогов в бюджет поступило 49 миллионов рублей.
Повышение эффективности бюджетных расходов
В 2014 году при губернаторе Ульяновской области был создан межведомственный совет по повышению эффективности бюджетных расходов.
Межведомственный совет координирует деятельность шести комиссий и одной рабочей группы. В их числе:
- комиссия по государственным программам Ульяновской области;
- комиссия по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ульяновской области;
- балансовая комиссия;
- комиссия по рассмотрению вопросов, касающихся отчуждения имущества открытых акционерных обществ, более 50% акций которых находится в государственной собственности Ульяновской области;
- комиссия по оценке эффективности деятельности государственных учреждений Ульяновской области;
- комиссия по повышению эффективности ведомственного финансового контроля в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области;
- рабочая группа по вопросам применения мер ответственности за нецелевое, неправомерное и неэффективное расходование средств областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.
Так, например, Комиссия по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ульяновской области рассматривает проекты технико-экономических заданий, документы по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, документы, свидетельствующие о степени эффективности закупки и степени ее обоснованности. Причем на заседаниях данной комиссии рассматриваются проекты технико-экономических заданий и на закупки, осуществляемые муниципальными образованиями Ульяновской области. В результате анализа всей документации комиссия принимает решение об эффективности и обоснованности закупки. За 2015 год было рассмотрено 468 проектов технико-экономических заданий на общую сумму 3,4 миллиарда рублей, экономия бюджетных средств составила 11,3 миллиона рублей.
Накопленный в регионе опыт позволил летом 2015 года провести региональный форум «Повышение эффективности бюджетных расходов: проблемы и пути решения». Итогом мероприятия стала резолюция, содержащая 35 предложений по внедрению на региональном и федеральном уровнях инициатив, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
В целях оптимизации расходов отраслевых министерств мы разработали и утвердили типовой план мероприятий (дорожную карту) главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов. Аналогичная дорожная карта рекомендована к утверждению и в муниципальных учреждениях. Отмечу, что, оптимизируя расходы, мы стараемся и будем стараться не нарушить равновесие между оптимальными бюджетными расходами и интересами населения.
Межбюджетные отношения
Важной составляющей бюджетной политики региона являются межбюджетные отношения. Объем межбюджетных трансфертов за 2015 год составил 13,1 миллиарда рублей, что на 1,3 миллиарда рублей (или на 11%) превышает показатели 2014 года.
В 2015 году Министерство финансов Ульяновской области инициировало поправки в региональный закон о межбюджетных отношениях, предусматривающие установление единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов в размере 10% от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Это стимулирует органы местного самоуправления к развитию на своих территориях малого и среднего предпринимательства.
Положительную роль играет практика предоставления муниципальным образованиям Ульяновской области финансовой помощи стимулирующего характера. У нас предусмотрено три вида дотаций на данные цели:
- Дотации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Этот трансферт предоставляется по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Право на получение дотаций предоставляется пяти муниципальным образованиям, достигшим наилучшего результата.
- Дотации бюджетам муниципальных районов и городских округов, получивших наилучшие результаты по увеличению налогового потенциала. Распределение данных трансфертов осуществляется в соответствии с комплексной оценкой достигнутого значения и динамики производственных и финансово-экономических показателей, показателей денежных доходов и уровня жизни населения, развития потребительского рынка. Дотации получают также пять муниципальных образований Ульяновской области.
- Дотации, направленные на поощрение муниципальных образований, обеспечивших наибольший темп роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сумма данных дотаций распределяется между тремя муниципальными образованиями.
Все три вида дотаций являются механизмами поощрения, способствующими повышению заинтересованности органов местного самоуправления в экономическом развитии своих территорий.
Открытость и прозрачность бюджетного процесса
За последние несколько лет мы проделали огромную работу по обеспечению открытости и прозрачности бюджета и организации взаимодействия с общественностью. В нашем арсенале проведение брифингов, сотрудничество с региональными интернет-порталами по размещению информации, работа в социальных сетях «ВКонтакте» и Twitter, в которых созданы наши аккаунты, взаимодействие с представителями научного сообщества и учебных заведений, общественным советом при Министерстве финансов Ульяновской области. Также мы организовывали обсуждение бюджетных вопросов, опросы общественного мнения.
В целях повышения открытости информации о бюджете в доступной для граждан форме была продолжена реализация проекта «Бюджет для граждан», материалы по которому регулярно в свободном доступе размещаются на нашем официальном сайте в специальном разделе «Открытый бюджет». Ежегодно Министерство финансов Ульяновской области разрабатывает и размещает в открытом доступе брошюру «Путеводитель по областному бюджету Ульяновской области». В рамках Всероссийской недели финансовой грамотности путеводитель был презентован на встречах со студентами ульяновских вузов, распределен по библиотекам.
В Докладе о лучшей практике развития бюджета для граждан в субъектах РФ и муниципальных образованиях за 2015 год, подготовленном Минфином России, опыт Ульяновской области был отмечен как один из лучших. Тем не менее мы продолжаем искать новые формы визуализации бюджетных данных и работы с населением. В 2015 году сотрудники регионального Минфина разработали анимационную презентацию бюджета, ориентированную на детскую аудиторию. Презентация, которая размещена в открытом доступе на сайте Министерства финансов области, объясняет юным гражданам основы бюджетного процесса.
В рейтинге открытости бюджетных данных за 2015 год, который составляет Научно-исследовательский финансовый институт по заказу Министерства финансов РФ, Ульяновская область заняла шестое место среди субъектов Приволжского федерального округа и
Начиная с 2016 года в обсуждении итогов реализации основных направлений деятельности Минфина Ульяновской области участвуют представители общественности, бизнеса, реального сектора экономики. Так, в феврале — марте текущего года проведены выездные кустовые совещания в муниципальных образованиях по результатам исполнения консолидированного бюджета Ульяновской области за 2015 год. Основными экспертами, давшими оценку итогов исполнения бюджета, стали представители бюджетной сферы, руководители бюджетообразующих предприятий, индивидуальные предприниматели, главы крестьянско-фермерских хозяйств.
Народный бюджет
Значительное внимание в регионе уделяется инициативному бюджетированию. С 2015 года на территории Ульяновской области реализуется проект поддержки местных инициатив. Благодаря реализации 13 проектов местных инициатив в городских и сельских поселениях области нам удалось не только сохранить, но и восстановить объекты муниципальной инфраструктуры. Кстати, сотрудники областного Министерства финансов подготовили и разместили на официальном сайте красочный буклет, демонстрирующий состояние объектов до и после реализации проекта. По каждому проекту указаны благополучатели, общая стоимость проектов, а также источники финансирования.
В 2016 году данная работа будет продолжена. Население муниципальных образований очень активно принимало участие в проекте на всех этапах его реализации. Жители в полной мере могли контролировать подготовку конкурсной документации, проведение собраний, сбор денежных средств для реализации проекта, а также ход строительных или ремонтных работ.
В 2016 году Правительство Ульяновской области приняло решение об увеличении бюджета проекта более чем в пять раз — таким образом, на реализацию проекта местных инициатив в 2016 году будет направлено 62 миллиона рублей. В соответствии с утвержденной методикой оценки проектов, а также с учетом их социальной значимости и актуальности в начале апреля текущего года комиссия по проведению конкурсного отбора проектов развития муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан, рассмотрела все поступившие заявки и отобрала для реализации 55 проектов на общую сумму 80 миллионов рублей. В перспективе мы планируем создать интерактивную карту, в которой будет содержаться общая информация, а также фотоматериалы по каждому реализованному в
Кроме того, в 2016 году в регионе началась реализация проекта «Народный бюджет», в основе которого лежит партиципаторное бюджетирование. Вся подготовка к его внедрению была проведена в прошлом году, когда в пилотном режиме в проекте участвовало муниципальное образование город Ульяновск. Сегодня его участниками стали 37 муниципальных образований. Общий объем финансового обеспечения проекта составляет 32,6 миллиона рублей. В частности, эти средства пойдут на освещение, благоустройство парковых зон, ремонт библиотек, водоснабжение, а также на установку и ремонт детских и спортивных площадок.
Таким образом, проводимая в регионе работа по увеличению доходной базы консолидированного бюджета Ульяновской области и по повышению эффективности бюджетных расходов способствует сохранению устойчивости бюджетной системы региона, обеспечивает социальную стабильность, а также создает условия для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.