XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
№ 5 Май 2016 — 05 мая 2016

От развития сельских территорий зависит успех АПК

Версия для печати 2649 Материалы по теме
«Одна из главных задач государства и законодателей — создать условия для эффективного труда сельских жителей и обеспечить высокое качество жизни на селе.»
От развития сельских территорий зависит успех АПК

Сбалансированное развитие всех звеньев АПК — необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. О том, как добиться этого с помощью государственной поддержки, рассказал председатель комитета Государственной думы по аграрным вопросам, руководитель проекта «Российское село» партии «Единая Россия» Николай Васильевич ПАНКОВ.

— Николай Васильевич, расскажите, какие меры государственной поддержки будут оказываться аграрному сектору в текущем году?

— За последние десять лет целенаправленная поддержка аграрного сектора со стороны государства позволила добиться положительных результатов. Благодаря реализации последовательной государственной аграрной политики мы наблюдаем устойчивый рост объемов производства даже в условиях кризиса. В минувшем году объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на три процента. На реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (далее — Гос­программа) в 2015 году была выделена рекордная сумма — 222 миллиарда рублей. Благодаря этому нам удалось достичь замещения импортной продукции на отечественную по отдельным позициям. Выполнено пять из восьми показателей Доктрины продовольственной безопасности. Сегодня мы обеспечиваем себя зерном, растительным маслом, картофелем, сахаром в полном объеме. По итогам прошлого года впервые был превышен показатель доктрины по мясу, чего удалось достичь за счет успехов в производстве мяса птицы и свинины.

Что касается финансовой поддержки агропромышленного комплекса, то в текущем году на эти цели предусмотрено 237 миллиардов рублей. Учитывая, что сельское хозяйство — это одна из приоритетных отраслей, которая обеспечивает продовольственную безопасность страны и импортозамещение, депутаты фракции «Единая Россия» будут отстаивать сохранение объемов финансирования Госпрограммы в 2016 году на уровне прошлого года.

Важно сохранить положительную динамику развития аграрной отрасли, в том числе реализовать крупные инвестиционные проекты в молочном животноводстве, обеспечить потребности внутреннего рынка овощами и плодово-ягодной продукцией, создать условия для улучшения инфраструктуры овощехранилищ, развития селекционно-семеноводческих хозяйств. Для этого с 2016 года применяется новая форма поддержки — субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию селекционных центров в животноводстве и растениеводстве, оптово-распределительных центров и молочных ферм.

— Как именно будут распределены эти средства?

— Стоит отметить, что почти 80 процентов средств федерального бюджета, предназначенных для АПК, будет направлено в реальный сектор на оказание мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Если говорить об основных направлениях господдержки отрасли, то на финансирование подпрограммы «Развитие подот­расли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» запланировано около 63,68 миллиарда рублей. В том числе на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства выделено 23,25 миллиарда рублей, это примерно 300 рублей на гектар. В процессе работы над бюджетом депутатам удалось добиться увеличения этой поддержки на 4,4 миллиарда рублей.

Субсидии на возмещение части прямых затрат на создание и модернизацию объектов плодо­хранилищ, а также на приобретение техники и оборудования составят 1,2 миллиарда рублей. В текущем году на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки, инфраструктуры, логистического обеспечения рынков продукции растениеводства запланировано 12,6 миллиарда рублей.

В рамках подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (зай­мам) на развитие животноводства выделено 25,8 миллиарда рублей. В то же время на поддержку мясного скотоводства запланировано 9,35 миллиарда рублей.

Одной из проблем развития АПК остается слабая техническая оснащенность производства. В апреле этого года Правительство РФ приняло решение увеличить субсидирование производства сельхозтехники на 8 миллиардов рублей. Техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли создаст качественно новые условия труда, повысит производительность в отрасли и урожайность сельхозпродукции. Следует подчеркнуть, что в этом году впервые аграрные вузы получат 500 миллионов рублей для обновления технического парка.

— Молочная отрасль России характеризуется устойчивым снижением объемов производства как сырого молока, так и молочных продуктов. Какие меры поддержки предусмотрены для нее?

— Мы понимаем, что молочная отрасль переживает не лучшие времена. На подпрограмму «Развитие молочного скотоводства» заложено 26,59 миллиарда рублей, общий объем субсидий на килограмм реализованного молока и (или) отгруженного на собственную переработку молока составит 13,14 миллиарда рублей, на поддержку кредитования молочного скотоводства — 6,6 миллиарда. На предоставление субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию молочных ферм в бюджете предусмотрено 6 миллиардов рублей.

Учитывая, что развитие молочного животноводства является одним из приоритетных направлений импортозамещения, Минсельхоз России предложил увеличить размер компенсации с 20 до 35 процентов прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных ферм. Данное предложение министерства получило поддержку депутатов — членов комитета по аграрным вопросам фракции «Единая Россия», а также участников форума «Современное российское село», который состоялся 15 апреля в Саратове.

— Сегодня особая надежда возлагается на российское фермерство. На какую поддержку они могут рассчитывать?

— Благодаря поддержке государства фермерское движение активно развивается и становится основой для сохранения сельского уклада жизни. По итогам 2015 года доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме произведенной сельхозпродукции составляла более 10 процентов, а их рентабельность — 13 процентов.

Сегодня КФХ наряду с крупными сельскохозяйственными кооперативами могут получать все виды поддержки на растениеводство, животноводство и сельхозтехнику. Государственная поддержка оказывается в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования», на финансирование которой в федеральном бюджете в текущем году предусмотрено 13,94 миллиарда рублей. Из них на поддержку кредитования малых форм хозяйствования будет направлено 2,4 миллиарда рублей, на поддержку начинающих фермеров — 3,9 миллиарда рублей (планируется предоставить гранты 1700 начинающим фермерам), на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ — 3,5 миллиарда рублей (гранты получат 270 семейных ферм).

Объединение крестьянских (фермерских) хозяйств в кооперативы — важный аспект развития малого бизнеса на селе, в том числе повышения качества производства и оптимизации сбыта сельхозпродукции. В этом году объем поддержки кооперации на селе увеличен в 2,5 раза. Субсидии на грантовую поддержку сельхозпотребительских кооперативов для развития материально-технической базы составят около миллиарда рублей. Для сравнения: в 2015 году на эти цели было направлено всего 400 миллионов.

— Дорогие кредиты и их недоступность — проблемы, которые отмечают большинство сельхозтоваропроизводителей. Предпринимаются ли меры, чтобы изменить ситуацию?

— Безусловно, в связи со сложившимися рисками и общей ситуацией на финансовом рынке и в банковском секторе проблема обеспечения доступности кредитных ресурсов в последнее время выходит на первый план. Благодаря изменениям правил субсидирования кредитования АПК стоимость кредитных ресурсов удалось значительно снизить. Но, несмотря на принятые меры, сохраняются сложности со своевременным получением инвестиционных субсидируемых кредитов, с обслуживанием и погашением кредитов, привлеченных ранее.

Депутаты — члены аграрного комитета совместно с министерствами, регионами и банками прорабатывают вопрос о введении нового механизма льготного краткосрочного кредитования: кредитная ставка по краткосрочным инвестиционным зай­мам не должна превышать 5 процентов. Сейчас сельхозпроизводители берут кредиты под 14–17 процентов. Благодаря новому механизму аграрии не будут отвлекать собственные оборотные средства на оплату субсидируемой части процентной ставки и ждать их последующего возврата в виде субсидий, как это происходит при действующей системе. При этом банки, осуществляющие кредитование АПК, при принятии решения о выдаче кредита должны учитывать планируемые субсидии в полном объеме, имея соответствующее подтверждение от государства. Ожидается, что новый механизм субсидирования будет апробирован во втором полугодии.

—У сельхозпроизводителей есть еще одна проблема — кадровая. Молодежь не хочет работать на земле и жить в деревне. Как с этим быть?

— Как депутат часто езжу по отдаленным районам, встречаюсь с аграриями, с сельскими жителями и очень хорошо знаю обо всех нерешенных проблемах сельчан. Недостаток молодых профессиональных специалистов — одна из них. Далеко не всегда молодежь решает остаться в селе, но замечу: в последнее время тенденция меняется. Молодые люди, окончив учебу в городе, целенаправленно возвращаются в родные края. Это значит, что привлекательность труда на селе среди молодых людей растет. И наша задача эту тенденцию поддерживать.

На развитие сельских территорий в период с 2003 по 2015 год из федерального бюджета было выделено 89,9 миллиарда рублей. Благодаря государственной поддержке более 288 тысяч сельских семей (из них более 100 тысяч молодых семей и семей молодых специалистов) улучшили жилищные условия. Уровень газификации сельского жилищного фонда достиг 56,1 процента (в 2002 году он составлял 33,1 процента), обеспеченности сельского населения питьевой водой — 62,7 процента (40,7 процента в 2002 году).

Сегодня финансирование социальной инфраструктуры на селе осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». В 2016 году на данную программу предусмотрено около 15 миллиардов рублей. Эти средства будут направлены на развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, на улучшение жилищных условий сельчан, на развитие образовательных организаций, газификацию и водоснабжение в сельской местности.

За два последних года государственную поддержку получили 492 проекта по созданию и обуст­ройству зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, сохранению и восстановлению природных ландшафтов, историко-культурных памятников, поддержке национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел. Но это лишь малая часть того, что еще предстоит сделать. В связи с этим перед депутатским корпусом стоит важная задача — добиться увеличения финансирования социальных программ для села.

— Какие еще задачи стоят перед депутатами?

— Сегодня есть четкое понимание того, что для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо эффективное развитие отечественного АПК. При этом приоритетными направлениями являются ускоренное развитие сельских территорий, создание условий для тех, кто хочет работать на земле, выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности, увеличение экспорта сельхозпродукции. Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев, выступая в Государственной думе с отчетом 19 апреля, подчеркнул, что экспорт вооружений в прошлом году составил около 15 миллиардов долларов, а экспорт продукции сельского хозяйства — 20 миллиардов долларов. Экспортный потенциал нашего сельского хозяйства огромен. И чтобы его эффективнее использовать, нужна в том числе соответствующая нормативно-правовая база. Создать ее — наша главная задача. На этапе подготовки законодательной базы для АПК необходима совместная работа депутатов, органов власти, глав муниципальных образований, представителей аграрного бизнес-сообщества, сельхозтоваропроизводителей и сельских жителей. Законы должны работать в интересах аграриев, создавать условия для развития производства и гарантировать обеспечение наших граждан качественными отечественными продуктами.

Подготовила
О. В. ИЗУТОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно