Главная задача аграриев в весенний период — вовремя и качественно провести сезонные полевые работы. Вместе с тем основная проблема, определяющая судьбу посевной, имеет финансовую природу. Вопрос в том, на какую помощь могут надеяться сельхозпроизводители и придет ли она вовремя.
Тенденции
В минувшем году показатели АПК продемонстрировали рост. Индекс
производства продукции сельского хозяйства составил 103% к уровню 2014 года, пищевой продукции — 102%. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2015 году, по данным Росстата, составил 104,3 миллиона тонн зерна в весе после доработки, что на 23,1% больше среднего уровня за последние пять лет.
Хорошие результаты аграриев на общем фоне снижения ВВП обеспечил не только общий курс на импортозамещение, но в большей мере государственная поддержка отрасли. В последние годы наблюдается заметный рост объемов финансирования сельскохозяйственной отрасли. Если в 2007 году в федеральном бюджете на поддержку АПК было предусмотрено 63 миллиарда рублей, то уже в 2015 году на финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
Поддержка должна прийти вовремя
Деньги на развитие АПК в федеральном бюджете предусмотрены немалые, однако возникает вопрос: вовремя ли они дойдут до сельхозпроизводителей? На то, что средства государственной поддержки аграрии в регионах получают с большой задержкой, неоднократно указывали и президент страны, и Председатель Правительства РФ. Например, по данным Счетной палаты РФ, в январе — октябре 2015 года до аграриев было доведено всего 22% от запланированных объемов финансирования. Задержка в доведении средств федерального бюджета оставляет сельхозпроизводителей без финансовой поддержки, которая так необходима им во время проведения весенне-полевых работ, и способствует повышению и без того высокой закредитованности хозяйств.
Подобная ситуация наблюдается и в текущем году. В частности, проблема была озвучена на селекторном совещании о ходе весенних полевых работ, прошедшем у Д. А. Медведева в конце марта. Губернатор Белгородской области Е. С. Савченко пожаловался на то, что в первом квартале из согласованного для области предельного объема финансирования в 2,8 миллиарда рублей получено лишь 1,2 миллиарда. Такая ситуация возникла из-за несогласованности действий Минфина России и Минсельхоза России. Кто именно виноват в задержке выделения бюджетных средств, премьер-министр выяснять не стал, а потребовал в трехдневный срок решить вопрос. Уже 1 апреля Минсельхоз России отчитался о том, что 62 миллиарда рублей поступили на счета казначейств в субъектах РФ, из них 20 миллиардов переведены непосредственно сельхозтоваропроизводителям. По словам министра сельского хозяйства А. Н. Ткачёва, оставшиеся средства в течение апреля будут раскассированы и перейдут от регионов в бизнес-структуры, сельхозтоваропроизводителям. Также министр отметил, что темпы освоения средств в этом году не ниже, чем в прошлом году.
Другой вопрос, чтобы деньги, вовремя пришедшие из Москвы, не застряли в региональных бюджетах. Благодаря многочисленным бюрократическим препонам это также случается очень часто. Для оперативного решения всех вопросов, связанных с посевной кампанией, в Минсельхозе России работает межведомственная комиссия, которая решает проблемы, возникающие в ходе сезонных полевых работ, и оказывает оперативную помощь регионам.
Нужны кредиты
Ежегодно для проведения весенних полевых работ аграрии привлекают значительные объемы кредитных ресурсов. Например, в 2015 году на посевные работы предприятиям и организациям АПК было выдано кредитов на сумму 262,72 миллиарда рублей.
Если судить по данным, размещенным на официальном сайте Минсельхоза России, кредитование сезонных полевых работ в текущем году идет в нормальном режиме, без сбоев. На 14 апреля 2016 года общий объем выданных кредитов на сезонные полевые работы составил 87,28 миллиарда рублей, что на 59% больше, чем на аналогичный период прошлого года. Из них объем кредитов, выданных АО «Россельхозбанк», составил 61,54 миллиарда рублей, ПАО «Сбербанк России» — 25,74 миллиарда. Средняя процентная ставка по краткосрочным кредитам на проведение сезонных полевых работ (в первую очередь на закупку ГСМ, минудобрений, средств защиты растений) составляет
По данным Минсельхоза России, чтобы сохранить объемы краткосрочного кредитования на уровне прошлого года, дополнительно потребуется
30–40 миллиардов рублей
Вместе с тем, по словам министра, чтобы сохранить объемы краткосрочного кредитования на уровне прошлого года, дополнительно потребуется
Цена на удобрения: договоренность действует
Повысить урожайность сельскохозяйственных культур и качество продукции без внесения минеральных удобрений проблематично, поэтому для аграриев очень важно, чтобы цены на удобрения были доступными. Весной 2015 года российские производители удобрений резко подняли цены на свою продукцию. В ситуацию вмешалось Правительство РФ. Были достигнуты определенные договоренности с производителями о фиксации цен на основные виды минеральных удобрений, и эти договоренности соблюдались. Что касается текущего года, то производители также обязались в период подготовки и проведения сезонных полевых работ не допускать существенного изменения цен. И пока, как сообщается на сайте Минсельхоза России, информации о необоснованном росте цен на минеральные удобрения в ведомство не поступало.
Для справки: по состоянию на 18 апреля 2016 года средняя цена (с учетом НДС, тары, транспортных и дистрибьюторских затрат) на наиболее востребованные удобрения в сравнении с аналогичной датой 2015 года составляет (за тонну):
- на аммиачную селитру — 15,68 тысячи рублей (+1%);
- на карбамид — 20,83 тысячи рублей (+4%);
- на калий хлористый — 15, 67 тысячи рублей (+26%).
За период с 1 января по 18 апреля 2016 года сельхозтоваропроизводители приобрели 1,3 миллиона тонн удобрений. Всего же, по данным органов управления АПК субъектов РФ, потребность в минеральных удобрениях в 2016 году для проведения сезонных полевых работ составляет 2,6 миллиона тонн, в том числе весенних полевых работ — 1,78 миллиона тонн.
Что сеять будем? Планы на будущее
На селекторном совещании у Медведева министр сельского хозяйства отметил, что сегодня появилась возможность реализовывать на экспорт не только традиционную продукцию — зерно, подсолнечник, — но и ту, что пока только открывает и завоевывает зарубежные рынки. Например, сою: в 2015 году ее экспорт, по словам Ткачёва, увеличился в пять раз. Наряду с соевыми бобами выросли поставки гороха, нута, чечевицы.
Растет и экспорт мясной продукции. В минувшем году он увеличился почти на 20% и превысил 90 тысяч тонн — прежде всего за счет увеличения поставок мяса птицы, которые составили 70 тысяч тонн. Набирают обороты и поставки свинины — до 4,5 тысячи тонн, говядины — 1,8 тысячи тонн.
С учетом этих тенденций и необходимости наращивания кормовой базы, по данным Минсельхоза России, структура посевных площадей в текущем году будет следующая. Посевные площади под сою увеличатся на 10% (и составят 2,2 миллиона гектаров), кукурузу — на 7%, зернобобовые — на 6%. Для обеспечения потребностей внутреннего рынка площади сева гречихи увеличатся на 4% (до 1 миллиона гектаров), озимых, рапса — на 19%. В целом посевная площадь увеличится примерно на 600 тысяч гектаров и составит 79,6 миллиона гектаров.
Поддержка для фермерских хозяйств
Существование крупных сельхозпредприятий не должно убивать небольшие деревенские хозяйства — такова позиция главы Минсельхоза России. По данным Росстата, в 2015 году доля крестьянских фермерских хозяйств в общем объеме произведенной сельскохозяйственной продукции составила 10,8%. Вместе с тем представители крестьянско-фермерского сообщества считают, что их вклад в развитие отрасли значительно больше. Так, по словам президента АККОР В. Н. Плотникова, в 2015 году фермеры, с учетом малых и микропредприятий, произвели 52% зерна, 58% подсолнечника. Им же принадлежит 69% поголовья скота (коров, овец, коз). Соответствующие цифры Плотников озвучил на съезде АККОР, прошедшем в Москве в феврале текущего года.
На сегодняшний день крестьянские фермерские хозяйства могут получать все меры государственной поддержки, предусмотренные госпрограммой. Кроме того, в рамках госпрограммы реализуется специальная подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования», в которой предусмотрены:
- поддержка начинающих фермеров;
- развитие семейных животноводческих ферм;
- грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы;
- поддержка кредитования малых форм хозяйствования.
В 2015 году из федерального бюджета на реализацию подпрограммы было выделено 14,3 миллиарда рублей. По экспертной оценке, в 2016 году крестьянские фермерские хозяйства получат из федерального бюджета 10,68 миллиарда рублей, что составит около 6% от общего объема государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.
О. В. ИЗУТОВА