Версия для печати 2765 Материалы по теме

Контроль в сфере закупок должен осуществляться не ради контроля, не ради выявления нарушений. Как отметил начальник Главного контрольного управления города Москвы Е. А. Данчиков на научно-практической конференции «Эффективность контроля на всех этапах закупочного цикла», контрольные мероприятия должны в первую очередь способствовать эффективной работе контрактной системы.

Организованное Главконтролем столицы и прошедшее на базе Московского городского университета управления Правительства Москвы мероприятие собрало представителей органов исполнительной власти Москвы, территориального управления Федеральной антимонопольной службы, руководителей контрольных служб госкорпораций и регионов. На конференции был широко представлен опыт Москвы как в сфере организации закупочной деятельности, так и в сфере контроля за ее осуществлением. «Контроль у нас проводится на всех этапах закупочного цикла, и мы считаем, что такая практика наиболее целесообразна: она дает значимый экономический эффект для города в целом», — подчерк­нул Данчиков.

А нужно ли закупать?

Со снижением темпов роста собственных доходов бюджет Москвы в отличие от бюджетов других российских регионов столкнулся еще четыре года назад. За 2012–2015 годы налоговые поступления в столичную казну выросли менее чем на 17%. Доходы других регионов за тот же период увеличились на 36%, а уровень инфляции составил 4%. В большей степени это объясняется введением института КГН, в результате чего еще в 2012 году из бюджета столицы ушли нефтегазовые доходы. Если в 2012 году они формировали 16% налоговых доходов, то в 2015 году — чуть более 2%. Поэтому, как отметил руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы М. Г. Решетников, город уже четыре года потратил на то, чтобы адаптироваться к новым экономическим условиям, и преуспел в этом. Конечно, большие усилия были направлены на увеличение доходов, но нет смысла много зарабатывать, если не умеешь эффективно тратить.

«Сегодня эффективность закупок — это не лозунг, это цель нашей каждодневной деятельности», — подчеркнул Решетников. На сегодняшний день в Москве выстроена сквозная система контроля закупок, которая начинается не с момента размещения заказа, а с решения вопроса о том, нужно ли вообще закупать то, что планируется закупить. В прошлом году Департамент экономической политики и развития города Москвы вместе с ГРБС проанализировал все планируемые закупки стоимостью свыше 3 миллионов рублей на предмет целесо­образности их осуществления. В результате было заморожено и отложено закупок более чем на 80 миллиардов рублей. Никаких проблем это не вызвало, и все социальные обязательства были выполнены.

Еще одним важным аспектом контроля закупок является экспертиза начальных (максимальных) цен контрактов. Система экспертизы Н(М)Ц в городе создана и отработана: экспертизу проходят все городские заказы с начальной (максимальной) ценой от 10 миллионов рублей. Н(М)Ц от 10 до 50 миллионов рублей изучают независимые эксперты, работа которых оплачивается централизованно. По экспертизе Н(М)Ц от 50 миллионов рублей в Москве работает два бюджетных учреждения.

Необходима стандартизация

С прошлого года в столице в рамках работы межведомственной рабочей группы по контролю крупных закупок развивается тема стандартизации закупок. После того как принято решение об осуществлении той или иной закупки, встает вопрос о том, какие конкретные характеристики должны быть у предмета закупки. Поэтому сейчас в Москве запущен проект по тотальной стандартизации закупок. Уже в этом году закупки транспортных, охранных услуг, питания производятся с использованием типовой документации: технического задания, договора, критериев отбора и даже акта приемки работ. Перечень стандартизированных закупок постоянно расширяется. Межведомственная рабочая группа по контролю действует по заранее намеченному плану и совместно с городскими заказчиками рассматривает и утверждает комплекты необходимых документов.

Эффективности контроля закупочной деятельности способствует автоматизация этого процесса. В Москве запущена новая система ЕАИСТ 2.0, которая позволяет стандартизировать и поддерживать те бизнес-процессы, которые зафиксированы нормативно. Система значительно ограничивает творческие возможности заказчиков: в ней есть единый классификатор предметов заказа, есть и конкретные предметы заказа, которые детально описаны. Заказчику, работающему в системе, порой требуется только поставить галочки напротив определенных параметров необходимой ему продукции, и вся конкурсная документация будет сформирована автоматически.

Друзьям — все, врагам — закон

Контроль является лишь обеспечивающим механизмом, поэтому, по словам руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве Р. А. Петросяна, именно работа по оптимальной организации закупочного процесса, исключающая массу нарушений на первоначальном этапе, и является основной. Тем не менее в поле зрения УФАС попадает немало моментов, которые мешают достижению первоначально запланированных результатов. В частности, УФАС осуществляет контроль за соблюдением процедур, предусмотренных законодательством о закупочной деятельности. Из года в год растет объем рассмотренных жалоб, выданных предписаний. Типичным нарушением процедур Федерального закона № 44‑ФЗ являются такие действия заказчиков, при которых они выставляют огромное количество противоречивых требований, а затем в отношении одних участников учитывают несоблюдение части требований, а в отношении других закрывают на это глаза. «Действует принцип „друзьям — все, врагам — закон“. В результате победителем торгов становится тот, кого заказчик и хотел видеть. Чтобы этого не происходило, мы заставляли заказчика применять все, что нагромождено в документации, ко всем участникам одинаково. Не допустили к процедуре всех участников один раз — внесли изменения в документацию, не допустили во второй и в третий раз. В результате торги проводить незачем, потому что контракт можно заключить с единственным поставщиком по обстоятельствам непреодолимой силы. Мы вынуждены были уйти от этой практики и начали давать предписания не принимать во внимание противоречивые требования. Аукционы пошли. Но после этого заказчики стали массово расторгать контракты в одностороннем порядке», — рассказал Петросян.

По мнению руководителя московской антимонопольной службы, очень много процедурных нарушений выявляет межведомственная рабочая группа по контролю — заказчики устраняют их еще до размещения конкурсной документации. Чтобы избежать неэффективных закупок у заказчиков, работающих по Федеральному закону № 223‑ФЗ, постановлением Правительства Москвы № 441 для них установлены единые порядки закупок. Это очень полезное ноу-хау Москвы, действующее с 2013 года, имеет продолжение: сейчас московские компании не имеют права заключить контракт с победителем торгов, пока УФАС по городу Москве не рассмотрит все жалобы по проведению процедуры.

Изменения будут

О предстоящих изменениях законодательства в сферах финансового контроля и контрактной системы рассказал заместитель директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России А. А. Галкин. В настоящее время в департаменте находится 15 законопроектов, которыми будут внесены изменения в Федеральные законы № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ. Сейчас департамент ушел от практики подготовки законопроектов, которые учитывают массу предложений и замечаний и основаны на анализе большого количества вопросов. Опыт показал, что подобные громоздкие документы слишком долго двигаются с места. Поэтому сегодняшняя тактика такова: появился вопрос — можно готовить законопроект, согласовывать и выходить с ним в Государственную думу. В частности, один из законопроектов касается субпод­рядчиков и предполагает возможность установления контроля за их взаимоотношениями с исполнителями — отмечается, что сейчас эта область исполнения контракта остается в тени.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться