№ 5 Май 2016 — 05 мая 2016

Город Уфа. Коротко о главном

город Уфа

Версия для печати 2131 Материалы по теме
Город Уфа. Коротко о главном

На вопросы журнала о бюджете города, его доходных и расходных источниках, муниципальном контроле, управлении городским имуществом ответил Илгиз Диккатович НАСЫРТДИНОВ, заместитель главы, начальник финансового управления администрации городского округа город Уфа.

— Илгиз Диккатович, бюджет города на 2016 год сформирован на трехлетний период, в то время как во многих регионах и городах отказались от бюджета «долгосрочной устойчивости». Скажите, почему в Уфе решили сохранить планирование на три года, какие преимущества вы в этом видите?

— Главный финансовый документ города был утвержден на основании прогноза социально-экономического развития на 2016–2018 годы, как и бюджет Республики Башкортостан. Преимущества такого планирования заключаются в том, что при формировании и утверждении бюджета на три года ранее утвержденные проектировки ежегодно сдвигаются на год вперед и становятся основой нового проекта бюджета. Постоянно сдвигая горизонт планирования, переходя к новой трехлетке, вы получаете возможность создать резерв для сокращения общего объема расходов в случае наступления неблагоприятной ситуации без существенного ущерба бюджету и уже принятым обязательствам.

— Можно ли назвать бюджет 2016 года социально ориентированным? Каковы его приоритеты?

— Несмотря на сложную экономическую ситуацию, бюджет города Уфы на 2016 год остается социально ориентированным. Основными направлениями затрат являются расходы на реализацию социально значимых программ, таких как развитие образования, культуры и кинематографии, физкультуры и спорта, молодежной и социальной политики. На эти цели запланировано 11 миллиардов рублей, что составляет более 53 процентов от общего объема бюджета. Основной объем приходится на образование — 9,1 миллиарда руб­лей. Значительный удельный вес занимают также расходы на жилищно-коммунальное хозяйство: 18 процентов, или 3,6 миллиарда рублей.

Несмотря на кризис, проводится работа по обеспечению детей местами в детских садах и школах города, переселению граждан из аварийного жилищного фонда и обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В 2016 году начато строительство трех школ, которые будут введены в эксплуатацию в 2017 году. Планируется строительство образовательного центра, в составе которого средняя общеобразовательная школа на 1650 мест, детский сад на 340 мест и спортивный блок.

На реализацию программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено 1,3 миллиарда рублей, что позволит расселить 2894 человека на 30 тысячах квадратных метров жилья.

— Какие меры будут предприняты в муниципалитете по оптимизации расходов и увеличению доходной базы бюджета в этом году?

— В целях увеличения доходной базы бюджета в городском округе реализуется Комплексный план мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города, рассчитанный на срок до 2018 года. Он утвержден распоряжением администрации Уфы от 19 января 2016 года № 1-р. В реализации плана задействованы как органы администрации городского округа, так и подразделения федеральных и респуб­ликанских ОИВ, являющиеся администраторами доходов бюджетов. В план включены мероприятия, разносторонне охватывающие все основные источники доходов бюджета.

В 2016 году планируется дополнительно мобилизовать доходы в объеме 486 миллионов рублей. За 2015 год в результате реализации мероприятий комплексного плана было получено 574 миллиона рублей при запланированном объеме в 404 миллиона рублей.

В сложных экономических условиях наши усилия направлены на обеспечение сбалансированности бюджета города и сохранение финансовой стабильности, повышение эффективности использования бюджетных средств. С этой целью разработан план мероприятий, или, как его еще называют, дорожная карта, по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов. Дорожная карта рассчитана на 2015–2017 годы и предусматривает десять направлений работы. В целом она выполняется, приняты соответствующие нормативные акты.

В части бюджетных расходов проводится оптимизация бюджетной сети, сокращение неэффективных расходов, внедрение эффективного контракта в муниципальных учреждениях, осуществляется контроль за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов. Также сокращены расходы на текущее содержание органов местного самоуправления, в том числе за счет пересмотра количества служебных командировок и связанных с ними командировочных расходов, введения моратория по подписке на периодические издания, экономии расходов на связь, транспорт. Эту работу мы продолжаем и в текущем году. По предварительной оценке, эффект от реализации дорожной карты в 2016 году составит 1,126 миллиарда рублей.

Сокращены расходы на текущее содержание органов местного самоуправления, в том числе за счет пересмотра количества служебных командировок, введения моратория на подписку на периодические издания, экономии расходов на связь, транспорт

— Федеральное казначейство в прошлом году в пилотном режиме начало практиковать предоставление бюджетных кредитов муниципалитетам. В текущем году эту практику планируется расширить. Уфа пользуется этим инструментом?

— В рамках пилотного проекта в 2015 году Управлением федерального казначейства городскому округу был предоставлен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на счете бюджета в сумме 400 миллионов рублей. В этом году в бюджете городского округа через систему Федерального казначейства запланировано получение бюджетного кредита в объеме 800 миллионов рублей.

— Какая поддержка оказывается администрацией города малому и среднему предпринимательству?

— Одной из форм поддержки малого и среднего бизнеса является предоставление преимущественного права выкупа арендуемого муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2009 года. Объекты реализуются по рыночной оценке, но без проведения аукциона. Возможный период рассрочки по оплате выкупаемого имущества составляет семь лет.

Осуществляется субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в выставочной деятельности и субсидирование лизинговых платежей за счет средств бюджета городского округа, финансирование инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства и предоставление им микрозаймов за счет средств Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства.

В рамках имущественной поддержки на базе данного фонда функционирует бизнес-инкубатор IT-uncubator UFA для начинающих предпринимателей города, работающих в сфере информационных технологий.

Ежегодно с целью развития и укрепления связей между крупными городами России, обмена опытом и освоения новых рынков сбыта продукцией, производимой уфимскими предприятиями, организуются выездные бизнес-миссии.

— Какую часть доходов бюджета приносит малый и средний бизнес? И насколько стабилен этот источник пополнения бюджета?

— На протяжении последних четырех лет доля налогов на совокупный доход, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса в рамках специальных налоговых режимов, составляет десять процентов собственных доходов бюджета городского округа. Это один из самых стабильных источников пополнения бюджета. Так, за 2015 год сумма указанных налогов составила 1,184 миллиарда рублей, в 2016–2017 годах поступления из этого источника запланированы в объеме 1,16 миллиарда рублей ежегодно.

При этом от налога, взимаемого в рамках применения упрощенной системы налогообложения, в бюджет городского округа зачисляется только десять процентов, остальные 90 процентов поступают в бюджет республики. Вместе с тем в 2015 году указанный налог с территории Уфы был собран в объеме 2 миллиарда рублей.

— Управление городским имуществом — тема сложная. Какие вопросы наиболее актуальны в этой сфере сегодня? Что предпринимается в Уфе для повышения эффективности использования имущества города?

— Пожалуй, самым животрепещущим вопросом последнего времени было проведение работ по созданию единой информационной базы данных земельных участков, расположенных в границах городского округа, которая позволит аккумулировать сведения с уточнением собственников, землевладельцев, землепользователей, а также по земельным платежам за каждый участок. Для этого проведен конкурс по изготовлению ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию города. В результате получена современная цифровая картографическая основа, на базе которой создана геоинформационная система, содержащая в себе сведения из различных ведомств, задействованных в земельных и имущественных отношениях. Кроме этого, одной из основных задач администрации города на 2016 год является завершение работ по регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в Управлении Росреестра по Республике Башкортостан.

К нерешенным проблемам относится недостаточное правовое регулирование отношений собственности. Не уточнена правовая норма об обязательности приема в муниципальную собственность объектов и имущества, если они, например, находятся в ветхом или аварийном состоянии.

Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Объекты муниципального нежилого фонда и земельные участки рассматриваются администрацией как стратегический актив, которым необходимо квалифицированно управлять для увеличения доходов бюджета и решения социальных проблем. Реализуя возложенные на ОИВ муниципалитета полномочия, в том числе и социального характера, администрация города изыскивает способы возмещения потерь бюджета от отчуждения муниципальных площадей и земельных участков. Ведущее место отводится увеличению стоимости муниципальной собственности и потенциального дохода от нее при одновременном сокращении издержек, связанных с владением недвижимостью.

В целях сохранения доходности бюджета от поступления арендных платежей ежегодно увеличивается площадь активов нежилого фонда, предоставляемого арендаторам через процедуру торгов и с рыночно обоснованной стоимостью арендной платы. Кроме этого, в целях уменьшения потерь бюджета в связи с инфляционными процессами с 1 января 2016 года установлено новое значение коэффициента планируемого повышения платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда, равное 2,6, вместо действовавшего до настоящего времени коэффициента 2,35.

Чтобы привлечь к налого­обложению земельные участки, по которым ранее отсутствовала категория или существующий вид разрешенного использования, что не позволяло рассчитать кадастровую стоимость и начислить налог, проводим выездные проверки юридических и физических лиц. Результатом этой работы стало оформление прав на земельные участки — это позволяет избежать потерь бюджета по земельному налогу и не допустить необоснованных отказов при установлении размера арендной или выкупной платы земельного участка. Также это способствует выявлению нарушений действующего земельного законодательства.

В текущем, 2016 году в условиях сложившихся тенденций в экономике первоочередными задачами остаются мониторинг и контроль ситуации с арендными платежами, повышение эффективности работы по профилактике неплатежей и взысканию задолженности в бюджет.

Подготовила
С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться