Версия для печати 2344 Материалы по теме
Развитие конкуренции на приоритетных рынках Республики Татарстан

Артем Алексеевич ЗДУНОВ, министр экономики Республики Татарстан, кандидат экономических наук

Республика Татарстан, Хабаровский край, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская области и город Санкт-Петербург определены в качестве пилотных регионов по внедрению Стандарта развития конкуренции. Этот документ направлен на развитие перспективных производств, снижение административных барьеров и решение актуальных задач в сфере импортозамещения с использованием исторически сложившихся конкурентных преимуществ каждого отдельного региона и путем определения направлений диверсификации экономики.

Пилотный проект реализуется с 2014 года. Уже в 2015 году в Рес­публике Татарстан реализованы все требования Стандарта развития конкуренции. Так, распоряжением Кабинета министров Респуб­лики Татарстан Министерство экономики Республики Татарстан определено уполномоченным органом по реализации Стандарта развития конкуренции. Создан специальный коллегиальный орган — Республиканская комиссия по содействию развитию конкуренции, в которую вошли представители как исполнительных органов власти, так и общественных организаций. Проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона, кроме того, реализуется дорожная карта по развитию конкуренции на 2015–2016 годы.

По результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона, проведенного Министерством экономики Республики Татарстан, определен перечень из восьми приоритетных рынков товаров и услуг:

  • овощеводство (растениеводство);
  • животноводство;
  • рынок образования;
  • рынок медицинских услуг;
  • рынок финансовых услуг;
  • рынок информационных технологий;
  • рынок электрооборудования;
  • рынок новых технологий (развитие био- и нанотехнологий).

Расскажем более подробно о каждом из них.

Растениеводство

Агропромышленный комплекс является важной составной частью экономики Республики Татарстан. В последние годы республика столкнулась с определенными трудностями развития данной отрасли, вызванными объективными и субъективными причинами. Основными направлениями развития конкуренции в данной сфере являются разработка сортовой агротехники, адаптированной к конкретным природно-климатическим зонам Республики Татарстан; разработка ресурсосберегающих и экологизированных систем земледелия, агротехнологий возделывания овощных культур; расширение площадей защищенного грунта с применением ресурсосберегающих технологий.

Важной составляющей развития конкуренции в агропромышленном комплексе является усиление позиций плодоовощной отрасли. К факторам, сдерживающим развитие отрасли переработки плодоовощной продукции, следует отнести отсутствие производственных мощностей.

Животноводство

Одним из наиболее развитых сегментов в отрасли сельского хозяйства Татарстана является животноводство. Тем не менее модернизации этого сектора сегодня необходимо уделить особое внимание. В целях развития конкуренции в этой сфере к рассмотрению предлагаются следующие перспективные ниши для малого и среднего бизнеса:

  • развитие малых форм хозяйствования (крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, семейные фермы) по разведению сельскохозяйственной птицы;
  • создание и развитие цехов по забою скота, птицы;
  • переработка мяса птицы, в том числе производство и переработка мяса индейки;
  • производство органической сельскохозяйственной продукции;
  • развитие биотехнологических направлений сельского хозяйства (агробиостимуляторы, генная биоинженерия, селекция, биостимуляторы, биоудобрения, агробиобезопасность) на основе конвергенции био- и нанотехнологий;
  • создание селекционно-генетических центров сельскохозяйственных культур и селекционно-племенных центров в птицеводстве, свиноводстве и разведении крупного рогатого скота.

Рынок образования

Развитие современного производства предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке. Основные положения, сформулированные в рамках планов развития конкуренции в системе образования регионов, включают в себя:

  • интеграцию профессионального образования с региональной экономикой;
  • разработку программ и подготовку студентов по ключевым для регионов специальностям на уровне международных стандартов;
  • учреждение стипендий для победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад, обучающихся в вузах на территории региона;
  • развитие прикладных компетенций управленческого и профессорско-преподавательского состава вузов (стажировка преподавателей инженерно-технических вузов на производственных предприятиях, педагогических вузов — в школах и так далее);
  • создание эффективной системы профессионального образования как ресурса социально-экономического развития.

Рынок медицинских услуг

Перспективными и инвестиционно-привлекательными для отечественных и зарубежных компаний являются следующие инвестиционные предложения:

  • строительство частного роддома;
  • создание стереотаксических систем радиохирургии Кибер-нож, Гамма-нож и Центра протонной терапии на базе государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан»;
  • приобретение передвижных цифровых маммографических установок с последующей передачей снимков в централизованный референс-центр в целях проведения всеобщей диспансеризации взрослого населения для государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Рес­публики Татарстан»;
  • создание регионального центра по диагностике и лечению сепсиса на базе государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»;
  • приобретение оборудования для организации предхирургической диагностики эпилепсии и выполнения наиболее распространенных и эффективных нейрохирургических пособий при этом заболевании на базе государственного автономного учреждения здравоохранения «Межрегиональный клинико-диагностический центр»;
  • организация учебно-тренингового центра профилактики ВИЧ-инфекции и улучшение организации медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным;
  • строительство лабораторного комплекса с функцией референс-лаборатории и создание базы для организации специализированного учебного центра в рамках государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер».

Рынок финансовых услуг

Банковский сектор Республики Татарстан — один из наиболее устойчивых среди российских регионов. Татарстан по-прежнему лидирует в Приволжском федеральном округе по большинству параметров деятельности кредитных организаций, однако сейчас результаты деятельности кредитных организаций свидетельствуют о некотором снижении темпов развития данного сектора.

В последние годы сектор исламского банкинга и финансов стремительно растет. Предполагается, что к 2020 году годовой темп роста мирового исламского банкинга достигнет 25% и более, а ожидаемая стоимость активов составит не менее 4 триллионов долларов США. В настоящее время темп роста составляет 22% с суммарными активами, приближающимися к отметке в триллион долларов США. Следовательно, приоритетным направлением для Рес­публики Татарстан является развитие исламского банкинга.

Рынок информационных технологий

Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей как в мире, так и в Республике Татарстан. Перспективными направлениями развития рынка информационных технологий являются:

  • искусственный интеллект;
  • когнитивные технологии;
  • облачные сервисы;
  • мобильные приложения;
  • системы управления;
  • информационная безопасность;
  • робототехника;
  • аддитивные технологии 3D-печати.

В целях развития конкуренции в Рес­публике Татарстан запланировано активное внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес. Предполагается осуществить автоматизацию многих процессов в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, финансовой сфере. Сегмент системной интеграции и дистрибуции будет продолжать расти, поскольку внутри страны увеличивается спрос на информационные технологии.

Для совершенствования рынка информационных технологий необходимо сформировать условия для появления новых и развития существующих инновационных компаний и их тесного сотрудничества с крупными предприятиями, отраслевой наукой и региональной властью, а также предпосылки для создания и коммерциализации прорывных ИТ-технологий.

Рынок электрооборудования

Ввиду того, что электроэнергетические сети в России долгое время не модернизировались и более половины электротехнического оборудования подлежит замене, рынок электротехнического оборудования является одним из самых перспективных рынков машиностроения. Серьезным барьером развития российского производства электротехнического оборудования, в том числе и развития исследовательской деятельности, остается отсутствие в стране испытательских центров и квалифицированных специалистов.

К положительным факторам развития рынка электротехнического оборудования можно отнести программу импортозамещения ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» — основного потребителя электротехнического оборудования.

Рынок новых технологий (развитие био- и нанотехнологий)

Формирование приоритетных рынков во многом определяется трендом на развитие инновационной экономики, зависящей от успешного функционирования инжиниринговых центров в рамках инновационных кластеров «умной экономики». В респуб­лике при поддержке Министерства экономического развития РФ созданы и работают четыре региональных инжиниринговых центра и два центра прототипирования, специализирующихся в химической промышленности, машиностроении, робототехнике, медицине, лазерных технологиях и биотехнологиях.

НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ И РАЗВИТИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ И ИХ ТЕСНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЕВОЙ НАУКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ

Региональный инжиниринговый центр «КАИ-Лазер» оказывает услуги сварки, резки, маркировки, упрочнения, наплавки, фрезеровки с использованием новейших лазерных технологий. Региональный инжиниринговый центр медицинских симуляторов «Центр Медицинской Науки» осуществляет разработку высокотехнологичного медицинского оборудования, тем самым решая вопросы импортозамещения путем внедрения и продвижения медицинских инструментов, приборов и оборудования отечественных производителей. Центр инжиниринга в сфере химических технологий оказывает инжиниринговые услуги в сфере мало- и среднетоннажной химии и полимерных компаундов в различных отраслях промышленности (неф­тедобыча, нефтехимия, автохимия, агрохимия, биохимия, кремнийорганические продукты). Деятельность Регионального центра инжиниринга биотехнологий направлена на обеспечение инфраструктуры исследовательской и научной деятельности в сфере производства пищевых продуктов, кормов и кормовых добавок с использованием ресурсной базы, имеющейся в России. Центр прототипирования и внедрения отечественной робототехники занимается внедрением робототехники третьего поколения и предоставляет спектр услуг от компьютерного проектирования, изготовления прототипов роботизированных комплексов и оборудования до последующего технологического внедрения на промышленных предприятиях. Центр прототипирования «Центр цифровых технологий» оказывает услуги высокотехнологичного литейного производства с применением промышленных аддитивных технологий.

Новые ниши

При выборе приоритетных рынков на территории Республики Татарстан учтены результаты анализа отраслевой специализации ведущих мировых компаний, свидетельствующие о формировании новых рыночных ниш.

Во-первых, это разработка и коммерциализация конкурентоспособных инновационных продуктов и технологий (развитие био- и нанотехнологий). Создание селекционно-генетических центров сельскохозяйственных культур и селекционно-племенных центров в птицеводстве, свиноводстве и разведении крупного рогатого скота.

Во-вторых, к таким нишам относятся биотехнологические направления в области здравоохранения и фармацевтики, промышленности, сельского хозяйства, основанные на конвергенции био- и нанотехнологий, а также базовых научных знаний в традиционных областях. Для здравоохранения такими направлениями являются биофармацевтика, парафармацевтика, вакцины, диагностические системы, биодобавки, биоэнергетики; для промышленности — энзимы, микроорганизмы, клеточные технологии, ферменты, биокатализаторы, биотопливо, биопластик, биосредства очистки и уничтожения отходов; для сельского хозяйства — агробиостимуляторы, генная биоинженерия, селекция, биостимуляторы, биоудобрения, агробиобезопасность.

В-третьих, это производство электрооборудования. В этой отрасли также открываются новые возможности в связи с использованием нано- и биотехнологий.

Заключение

Отмечу, что указанные предложения учтены в проекте постановления Кабинета министров Республики Татарстан «О внесении изменений в постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 18 ноября 2015 года № 872 „Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по развитию конкуренции в Республике Татарстан на 2015–2016 годы“».

В заключение необходимо подчерк­нуть, что в республике созданы все необходимые условия для развития конкуренции, а дальнейшая работа по выявленным приоритетным направлениям позволит Татарстану упрочить свои позиции региона-лидера.

Что сдерживает рост экономики

По результатам анализа состояния и развития конкурентной среды в Респуб­лике Татарстан определено, что особое внимание в республике должно быть обращено на развитие отечественного производства, что гарантирует экономическую, социальную и политическую стабильность региона.

К числу проблем, сдерживающих рост экономики региона, можно отнести следующие:

  • рост геополитических рисков, приводящий к высокой волатильности цен на продовольствие и снижению инвестиций в различные отрасли;
  • демографический кризис и дефицит трудовых ресурсов;
  • диспропорции на рынке труда, нехватка технических специалистов;
  • малое количество преподавателей, имеющих практический опыт, и, как следствие, оторванность учебных программ от требований бизнеса;
  • повышение экологических рисков и рост спроса на экологически безопасную продукцию.

Поделиться