Развитие регионов и повышение их конкурентоспособности является актуальной задачей для экономики России, что отмечается во многих программных документах. Конкурентоспособность региона определяют наличие конкурентоспособных отраслей и возможность региональных органов власти создавать местным предприятиям условия для достижения и удержания конкурентных преимуществ. Наиболее эффективным средством обеспечения конкурентоспособности территорий является кластерный подход.
Дмитрий Владимирович ТАНКОВ, заместитель министра промышленности и информационных технологий Тверской области
Направления кластерной политики
Под кластером понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организаций, для которых характерны общность деятельности и взаимодополнение. Если же говорить о промышленном кластере, то понимать под этим следует совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного или нескольких субъектов РФ.
Сейчас кластерный подход задействован практически в каждом субъекте РФ. Кластерное развитие закладывается в основу стратегий социально-экономического развития, программ развития отраслей региона и других стратегических документов. Основными направлениями кластерной политики являются:
- содействие институциональному развитию кластеров, в первую очередь разработка стратегии их развития;
- стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;
- содействие в предоставлении консультационных услуг;
- мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;
- разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 июня 2015 года № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» утверждены требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер государственной поддержки.
Специализированная организация промышленного кластера — это коммерческая или некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера. Участники такого кластера — субъекты деятельности в сфере промышленности, расположенные на территории одного или нескольких субъектов РФ.
Условия поддержки
Согласно действующему законодательству участники заключают со специализированной организацией промышленного кластера соглашение об участии в деятельности кластера, предусматривающее:
- участие в производстве промышленной продукции;
- участие в разработке программ развития промышленного кластера и формирование функциональной карты кластера, включающей описание выполняемых каждым участником функций;
- обязанность специализированной организации промышленного кластера представлять сведения об основных показателях осуществляемой ими экономической деятельности.
Применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляется при условии соответствия кластера следующим требованиям:
а) должно предусматриваться создание совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта РФ или территориях нескольких регионов, производящих промышленную продукцию;
б) не менее 50% общего объема промышленной продукции, произведенной каждым участником кластера, должно использоваться другими его участниками, за исключением участников кластера, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках;
в) в состав инфраструктуры промышленного кластера должны входить:
- не менее одного учреждения высшего профессионального образования и (или) одного учреждения среднего профессионального образования, осуществляющих профессиональное обучение и (или) дополнительное образование персонала участников промышленного кластера в интересах достижения цели создания кластера;
- не менее десяти субъектов деятельности в сфере промышленности, осуществляющих промышленное производство промышленной продукции;
- не менее одного субъекта деятельности в сфере промышленности, осуществляющего конечное промышленное производство промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках с использованием промышленной продукции всех участников кластера;
- не менее двух объектов технологической инфраструктуры, необходимых участникам кластера для создания вышеупомянутой совокупности субъектов деятельности;
- не менее одной некоммерческой организации, осуществляющей мониторинг и организационную поддержку развития промышленного кластера;
- не менее одной финансовой организации, осуществляющей финансовое сопровождение и поддержку участников промышленного кластера;
г) создание и развитие промышленного кластера должны осуществляться с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и субъекта РФ;
д) производительность труда в промышленном кластере за предыдущий отчетный период должна быть выше средней производительности труда в обрабатывающей промышленности субъектов РФ, на территориях которых расположена инфраструктура кластера;
е) инфраструктура промышленного кластера должна располагаться в границах субъекта РФ либо в границах прилегающих регионов;
ж) количество высокопроизводительных рабочих мест в рамках кластера должно составлять не менее 50% количества рабочих мест всех участников промышленного кластера.
Если кластер претендует на меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, он должен каждые три года получать подтверждение соответствия промышленного кластера и специализированной организации требованиям законодательства.
Решение о соответствии (несоответствии) промышленного кластера и специализированной организации требованиям принимается Министерством промышленности и торговли РФ на основании представленных документов по утвержденным правилам. Минпромторг России осуществляет ведение реестра промышленных кластеров и специализированных организаций, соответствующих установленным требованиям.
Механизмы стимулирования
Основными направлениями государственной поддержки промышленных кластеров являются:
- предоставление регионам субсидий для реализации мероприятий в рамках программ развития инновационных кластеров;
- корректировка действующих и разрабатываемых федеральных целевых программ в соответствии с программами развития кластеров;
- привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития кластеров;
- стимулирование участия в кластерах крупных компаний с государственным участием.
В настоящее время государственная поддержка промышленных кластеров осуществляется в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 января 2016 года № 41.
Субсидия предоставляется инициатору совместного проекта на возмещение следующих затрат:
а) приобретение, доставка, монтаж, проведение пусконаладочных работ новых машин и оборудования (не бывших в употреблении), участвующих в технологическом процессе производства промышленной продукции;
б) оплату лизинговых платежей инициаторов совместного проекта за приобретаемые в российских организациях по договорам финансовой аренды (лизинга) основные средства;
в) оплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в
г) приобретение технологической оснастки для оборудования;
д) приобретение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов управления предприятием, производственными и технологическими процессами;
е) оплату услуг специализированной организации промышленного кластера.
Региональный опыт
В настоящее время правительствами Московской и Тверской областей проводится работа по созданию кластера метровагоностроения на территории данных субъектов РФ.
Формирование кластера позволит создать условия для эффективного взаимодействия всех участников кластера — промышленных предприятий, организаций его инфраструктуры, органов государственной власти, внешних контрагентов в целях развития научно-технической и промышленной кооперации, повышения конкурентоспособности промышленной продукции участников кластера и роста добавленной стоимости, создаваемой участниками кластера.
В рамках программы кластера планируется реализация ряда совместных проектов участников, направленных на увеличение производительности промышленных предприятий, расположенных на территории Московской и Тверской областей, и обеспечение процесса импортозамещения. В частности, это проекты по созданию производства тягового асинхронного привода, по организации производства дверных систем, по освоению новой технологии производства тормозной системы вагона.
Стоимость совместных проектов составит 1,35 миллиарда рублей. Кроме того, в результате реализации проектов будут созданы новые рабочие места, в том числе высокопроизводительные, вырастет налогооблагаемая база предприятий — участников кластера и появятся условия для их развития.
В целях осуществления создания промышленного кластера метровагоностроения создана специализированная организация — Ассоциация предприятий промышленного кластера метровагоностроения, разработана функциональная карта кластера.
Участниками кластера метровагоностроения являются:
- АО «ПКФ „Промтехсервис“» (производство токоприемников);
- ООО «ИТТ» (производство тормозного оборудования);
- ООО «Компания инновационных технологий» (производство дверных систем);
- ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» (производство вагонов метрополитена);
- ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» (производство продукции оборонного назначения);
- ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (производство железнодорожных вагонов);
- ОАО «Центросвармаш» (сварные работы по рамам тележек);
- ЗАО «Вагонкомплект»;
- ООО «ЭЛПРОМ-ПТМ» (производство аккумуляторных ящиков);
- ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (производство железнодорожных вагонов).
К объектам инфраструктуры кластера относятся:
- ЗАО «Научная организация „Тверской институт вагоностроения“»;
- ООО «Транспортные технологии»;
- ГБПОУ МО «Мытищинский колледж»;
- ПАО «Сбербанк», Мытищинское отделение;
- региональное объединение работодателей «Московский областной союз промышленников и предпринимателей» (РОР «МОСПП»).
Создание кластера метровагоностроения на территории Тверской и Московской областей на основе кооперации позволит осуществить полный цикл производства продукции и увеличить добавленную стоимость конечного продукта.