25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2781 Материалы по теме
Вид на Смоленск
Экономическая политика в Смоленской области

В рамках работы по информированию населения о деятельности органов исполнительной власти, которая реализуется по указанию Губернатора Алексея Островского, начальник Департамента экономического развития Виктор Кожевников провел брифинг для представителей средств массовой информации. Материалы брифинга приводятся на сайте администрации Смоленской области, мы приводим их без изменений.

Экономические показатели

Проблемы, существующие в стране в связи с экономическим кризисом, в полной мере характерны и для Смоленской области. Но, если сравнивать наш регион с другими субъектами Федерации, то стоит отметить, что показатели развития Смоленщины выше среднероссийских: «Примерно треть валового регионального продукта в экономике составляет промышленное производство. Безусловно, у нас, как и по всей России, происходило его снижение, однако, если по стране снижение промышленного производства произошло более чем на 3%, то у нас оно составило менее 1%. Кроме того, в качестве одного из достижений Смоленщины в экономике можно рассматривать динамику индекса физического объема инвестиций в основной капитал. Если по России этот показатель упал почти на 10%, то в Смоленской области отмечено снижение менее чем на 2%», - рассказал Виктор Кожевников.

Сегодня успешно развиваются отрасли, в которых идет реализация крупных инвестиционных проектов. Наиболее активно денежные средства вкладывались в: обрабатывающие производства (увеличение к соответствующему периоду прошлого года в 3,2 раза); сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (в 2,2 раза); деятельность транспорта и связи (в 2,5 раза).

В январе-марте 2016 года направлено около 8,4 млрд рублей инвестиций, что составило 130% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2015 года.

В тоже время ряд отраслей, ориентированных на внутренние рынки, находится в более сложной ситуации: «Это обусловлено многими факторами, прежде всего, нужно отметить взаимодействие с банковской сферой. Почти на четверть уменьшилась выдача кредитов. Это касается и предприятий, и населения. В банковской сфере отмечается прирост практически в 2 раза просроченной задолженности по кредитам. Больше всего со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но показатели первого квартала этого года обнадеживают – объем выданных кредитов уверенно растет, при этом снижаются темпы роста просроченной задолженности. Первый квартал – это всего три месяца. Для того, чтобы давать оценку всему году, нужно ждать более поздних сроков, но, тем не менее, надежда на подъем экономики появляется», - отметил начальник Департамента.

Справиться с последствиями кризиса в бюджетной сфере экономики региона помогло резкое повышение в прошлом году объема прибыли местных компаний. В частности, прирост прибыли зафиксирован в обрабатывающей промышленности, самый крупный – в химическом производстве. В этом году тенденция к повышению прибыли продолжится.

Кроме того, в соответствии с данными, которые недавно предоставил Росстат, индекс производительности труда на предприятиях Смоленщины в 2014 году увеличился на 12%. Данный результат является 8-ым в Центральном федеральном округе и 25-ым по всей стране. Еще одним направлением, по которому наш регион демонстрирует положительную динамику, является доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Здесь показатели Смоленской области выросли почти на 10%, что является 3-им результатом в ЦФО и 22-ым в России.

«Если говорить в целом об экономических показателях, то здесь свою роль сыграла политика, проводимая Администрацией области под руководством Губернатора Алексея Владимировича Островского. Практически сразу после проявления кризисных явлений в начале прошлого года был принят план мероприятий по устойчивому развитию экономики и социальной сферы, что помогло сохранить результаты предыдущих лет и даже улучшить их», - заявил Виктор Кожевников.

Контроль расходов госучреждений

С 2011 года все бюджетные учреждения работают на основе государственного задания, которое предусматривает планирование расходов. В прошлом году в реформировании данной системы был сделан существенный шаг, который позволит повысить эффективность деятельности учреждений. Администрацией области принято постановление, в соответствии с которым с этого года объем финансового обеспечения  выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. Стоит отметить, что также был определен механизм изъятия субсидий при невыполнении государственных либо муниципальных заданий. По словам начальника профильного Департамента, эти меры помогут обеспечить качество услуг.

Кроме того, переход к расчету субсидий посредством использования нормативных затрат станет основой для развития государственно-частного партнерства, особенно в социальной сфере. «Расчет нормативных затрат на каждую услугу даст возможность предпринимателям, готовым работать в сфере развития государственно-частного партнерства, получать информацию о том, сколько каждая услуга стоит. А также позволит поставить бюджетные и частные организации в равные условия», - подчеркнул Виктор Кожевников.

Развитие конкуренции

В 2015 году Правительство утвердило стандарт развития конкуренции в субъектах страны. В целях его внедрения на территории Смоленской области распоряжением Губернатора Алексея Островского принята «дорожная карта». В нее включены приоритетные и социально значимые направления, где конкуренция должна развиваться в первоочередном порядке (образование, медицина, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, связь, пассажирские перевозки, социальное обслуживание).

Также между областной Администрацией и органами местного самоуправления заключены соглашения о внедрении в регионе Стандарта развития конкуренции. В настоящее время разрабатываются планы по реализации конкретных направлений сотрудничества с каждым районом и городским округом.

Кроме того, профильным Департаментом проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг. В нем приняли участие около 1500 жителей области и 140 предпринимателей. По словам Виктора Кожевникова, результаты опроса показали, что на территории региона есть резервы для развития конкуренции в отраслях социальной сферы.

Оценка регулирующего воздействия

С 2014 года в Смоленской области введена процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов и экспертизы уже действующих, которые затрагивают вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности. «Суть заключается в формировании благоприятного бизнес-климата за счет оптимизации регуляторной среды в экономике. Иными словами, данная процедура делает законодательство более предсказуемым для предпринимателей и упрощает процедуру обращения представителей бизнеса в органы исполнительной власти», - отметил начальник Департамента.   

Процедуры ОРВ с прошлого года внедрены в областном центре, а с 2017 года они будут действовать в муниципальных образованиях.

Предполагается, что принимаемые областной Думой законы, касающиеся экономической деятельности, также будут проходить процедуры оценки регулирующего воздействия.

По итогам данной работы Смоленская область заняла 15-е место в Топ-20 регионов с наилучшей динамикой роста темпов регулирующего воздействия.

Потребительски рынок

Мероприятия в сфере потребительского рынка реализуются в рамках «дорожной карты» по содействию развития конкуренции и направлены на обеспечение возможности осуществления розничной торговли на рынках, ярмарках и в магазинах шаговой доступности.

Для развития сельскохозяйственных рынков профильным Департаментом разработан областной закон, позволяющий до 2020 года устраивать розничные рынки в некапитальных строениях, зданиях и сооружениях.

В целях стимулирования работы по открытию магазинов шаговой доступности Администрацией региона внесен ряд изменений в Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов. Таким образом, на сегодняшний день предусмотрены более 2,5 тыс. мест: 1321 место для размещения киосков, ларьков и павильонов, 1201 – для мобильных торговых объектов. 220 мест являются свободными, они предусмотрены для размещения торговых объектов любых типов, а 180 – для сезонной торговли.

Виктор Кожевников рассказал о том, какие шаги предпринимаются в данном направлении: «В настоящее время готовится проект постановления Администрации, утверждающий новый порядок организации и работы ярмарок. В планы их проведения будут включены не только ярмарки, которые устраивает муниципалитет, но и те, которые инициированы предпринимателями. Также мы планируем закрепить преимущества для смоленских сельхозтоваропроизводителей при реализации их продукции на ярмарках».

Лицензирование

В прошлом году на розничную продажу алкогольной продукции была выдана 661 лицензия, реализацией товара занимались почти 2,5 тыс. торговых точек. В этом году количество лицензий составило 620,  объектов продажи – 2304.

В последнее время на федеральном уровне принимаются решения по изменению регулирования рынка алкогольной продукции: «Сейчас вводится единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – ЕГАИС, которая в данный момент действует на уровне производства и оптовых продаж. С 1 июля она будет внедрена в розничном звене в городах, а через год – в сельских поселениях. К сожалению, вынуждены констатировать тот факт, что в связи с введением ЕГАИС и уменьшением покупательной способности граждан более 170 объектов торговли остались без лицензий. На уровне региона мы сделали все возможное, чтобы защитить, прежде всего, сельскую торговлю, приняв областной закон об утверждении перечня поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления распития алкогольной продукции  дал право регионам освобождать поселения от фиксации в системе ЕГАИС, если территория села не полностью охвачена Интернетом», - прокомментировал Виктор Кожевников.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно