Версия для печати 1379 Материалы по теме
Рейтинги регионов стабилизировались

На 10-й Ежегодной конференции международного рейтингового агентства Fitch Ratings был представлен обзор «Российские города и регионы: кредитоспособность под давлением на фоне стагнации в экономике». Согласно выводам агентства, несмотря на замещение коммерческих кредитов дешевыми бюджетными, ситуация с долгами субъектов РФ вызывает опасения.

Провал 2013 года и восстановление

По словам старшего директора направления «Международные региональные финансы» Fitch Ratings В. Е. Редькина, 2013 год был самым негативным за последние десять лет с точки зрения дисбалансов региональных бюджетов. С тех пор хотя и наблюдается постепенное сокращение дефицитов региональных бюджетов, структурный дисбаланс сохраняется. Во многом сокращение дефицитов связано с тем, что регионы и города целенаправленно работают над оптимизацией расходов.

До 2009 года доходы и расходы региональных бюджетов росли на 20–30% в год. То есть сохранялись высокие темпы роста, которые превышали инфляцию. В Fitch считают их неестественными: они не могут сохраняться, не сопровождаясь двузначной инфляцией. К настоящему времени ситуация изменилась: показатель находится в пределах 0–10%. При этом в течение года, как правило, доходы конвертируются в расходы. Иными словами, если регионы больше зарабатывают, они начинают больше тратить.

Провал 2013 года может быть описан следующим образом: несмотря на очевидную тенденцию к замедлению роста доходов, регионам не удалось скорректировать свои расходы, в том числе вследствие решений, принятых на федеральном уровне. И хотя в 2014 и 2015 годах ситуация улучшилась, дисбаланс до сих пор сохраняется.

Доходная база

В прошлом году доходы региональных бюджетов выросли на 7%, это ниже, чем инфляция, которая достигла 13%. Ни по одному налогу поступления не упали в номинальном выражении, но реальные налоговые доходы сокращались. Хуже всего обстоят дела с акцизами.

В прошлом году был заметен сильный разброс по поступлениям налогов от разных отраслей экономики. Лидером прироста оказалась добыча полезных ископаемых: значительную роль в этом сыграла девальвация рубля. Недвижимость и аренда также показали рост. Дополнительные доходы регионам принесли обрабатывающие производства — как из-за падения курса национальной валюты, так и вследствие импортозамещения. При этом вниз налоговые поступления тянули финансовый и потребительский сектора, в первую очередь торговля. В начале 2015 года предприятия этого сегмента произвели значительные возвраты налога на прибыль.

В Fitch ожидают, что в текущем году все перечисленные тенденции сгладятся: не будет ни резкого роста поступлений по налогам в обрабатывающей промышленности, ни провального падения в потребительском секторе. В агентстве ожидают роста поступлений по налогу на прибыль по итогам текущего года на уровне примерно 5%.

Сохранение структурного дисбаланса

Хотя структурный дисбаланс доходов и расходов регионов сокращается, говорить о его ликвидации пока рано. Подавляющее большинство региональных бюджетов дефицитные: медианный дефицит бюджетов субъектов РФ составляет примерно 9%. В то же время, отмечают в агентстве, плоды целенаправленной политики сокращения дефицитов заметны: речь идет и о работе самих регионов, и о систематических требованиях Министерства финансов России. В Fitch ожидают сокращения дефицитов в 2016–2017 годах. Тем не менее, хотя значительная часть регионов планирует выход на бездефицитные бюджеты в 2016–2017 годах, в агентстве считают это маловероятным.

К данному моменту 60% прогнозов по рейтингам регионов — стабильные. По сравнению с 2015 годом их стало больше. Во многом это связано с тем, что негативные прогнозы были реализованы

Что касается источников финансирования дефицитов бюджетов, то очевидна следующая тенденция: в 2014 году на первом месте по «популярности» находились банковские кредиты, на втором — бюджетные; в 2015 году эти инструменты просто поменялись местами в силу того, что в 2015 году Федерация выделила много кредитов на замещение коммерческого долга. В целом долг регионов в агентстве оценивают как относительно небольшой, однако он быстро растет: достаточно давно ежегодный рост измеряется двузначными цифрами и превышает 25%.

Региональные облигации

Ситуацию на рынке региональных и муниципальных облигаций Редькин оценил как «не очень хорошую». На интересе к облигациям сказывается политика по выдаче дешевых бюджетных кредитов: регионы, получающие займы под 1% годовых и меньше, не будут стремиться привлечь средства по более высоким рыночным ставкам. Что касается доходности облигаций, то 2015 год, так же, как и 2009-й до этого, стал пиком роста доходности.

Помимо роста доходности облигаций, важной тенденцией 2015 года стало снижение объема заимствований. Однако сейчас на этот рынок выходят муниципалитеты, что в агентстве оценивают как положительный факт.

Еще одной проблемой регионального долга в России является его неравномерное распределение. Хотя медианное отношение долга к доходам выросло с 30 до 44%, у половины субъектов показатель выше медианы, а примерно у четверти регионов — выше 60%. Такая ситуация создает дополнительные риски, считают в Fitch. «В какой-то момент Федерация может сказать, что тяжелые времена прошли, и поэтому бюджетные кредиты больше выдавать не будут. В связи с этим бюджетные кредиты придется, во-первых, вернуть, а во-вторых, заместить рыночным долгом. Поэтому выдача бюджетных кредитов в краткосрочном плане имеет положительный характер, но в долгосрочном может оказаться опасной», — сказал Редькин.

При этом срочность долга у российских регионов невелика, часто она составляет всего два-три года. И хотя на фоне европейских стран, США и Китая показатель 50% долга от доходов какого-нибудь российского региона выглядит скромно, в столь короткий срок его погашение может оказаться затруднительным.

Рейтинги регионов

В ходе конференции речь шла о небольших изменениях в порядке присвоения рейтингов. Так, участникам напомнили, что агентство работает согласно календарю пересмотра рейтингов. Документ четко определяет даты пересмотров на год вперед по всем регионам и долговым рейтингам, причем этот план публичен. Пересмотр в другие дни без каких-то исключительных причин невозможен. Поэтому, когда регионы обращаются с вопросами об изменении дат пересмотров, им приходится отказывать.

Кроме того, с этого года агентство начало предоставлять эмитентам базовый сценарий изменений рейтинга на год вперед. У такого решения есть две цели. Во-первых, это гарантирует некую прозрачность и позволяет регионам понять, как их оценивают. Раньше, как правило, такой документ предоставляли после заседания комитета. Сейчас у субъектов РФ и муниципалитетов появилась возможность дать какие-то комментарии до заседания. Во-вторых, эмитенты могут указать агентству на неточности и фактические ошибки.

«С точки зрения прогнозов по рейтингам, позитивные прогнозы в целом ушли, и маловероятно, что мы увидим их в текущем году. Стабильных прогнозов по сравнению с 2015 году стало больше, и это первые признаки наблюдающейся стабилизации», — сообщил Редькин. Он напомнил, что в 2011 году доля позитивных прогнозов составляла 25%. К 2015 году почти половину составляли негативные. В настоящее время 60% прогнозов приходится на стабильные. Во многом это связано с тем, что негативные прогнозы реализовались.

Как напоминают в агентстве, в 2016–2018 годах ожидаются вначале выборы в парламент, а затем выборы президента. Пока регионы могут сдерживать расходы и поэтому удерживать приемлемый дефицит, однако по политическим причинам рост трат может ускориться, и давление на рейтинги, соответственно, снова усилится.

В то же время рейтингам есть на что опереться. С одной стороны, это федеральная помощь, в том числе кредиты, с другой — возможности и стремление регионов сократить объемы заимствований. Субъектам РФ помогает и гибкая долговая политика, в частности ими активно используются краткосрочные казначейские кредиты. Комбинирование их с банковскими кредитами дает хороший результат с точки зрения сокращения расходов на обслуживание долга.

К. В. ОВЧАРУК

Поделиться