Налоги на имущество являются существенным элементом системы налогообложения в Российской Федерации, обеспечивающим стабильные поступления в доходную часть бюджетов. Для решения насущных проблем в сфере имущественных налогов необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.
По итогам 2015 года в целом по России объем налоговых поступлений по трем имущественным налогам (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог) составил 928 миллиардов рублей, то есть 13,4% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. За период с 2012 по 2015 год сумма указанных налогов возросла на 34%, при этом наибольший прирост поступлений наблюдается по налогу на имущество физических лиц: сумма поступлений по нему в 2015 году возросла на 72% по сравнению с 2012 годом.
В общей сумме поступлений по имущественным налогам основная доля приходится на налог на имущество организаций — 76,8% (712 миллиардов рублей), доля земельного налога составляет 20% (185 миллиардов рублей), и лишь 3,2% приходится на налог на имущество физических лиц (30 миллиардов рублей).
Региональный аспект
Региональный анализ поступлений по имущественным налогам за 2015 год показывает, что основная сумма доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ от данных налогов приходится на Центральный федеральный округ — 292,4 миллиарда рублей, или 31,5% от общей суммы поступлений имущественных налогов. Так, по налогу на имущество организаций наибольший объем поступлений приходится на Москву и Московскую область — 135,4 миллиарда рублей (или 19% от общей суммы доходов от налога на имущество организаций), в Ханты-Мансийском автономном округе этот показатель составляет 51,6 миллиарда (7,2% от общей суммы доходов от налога), в Ямало-Ненецком автономный округе — 49,4 миллиарда (6,9% от общей суммы доходов от налога).
Часть поступлений от налога на имущество организаций перечисляется в местные бюджеты: соответствующее право субъектам РФ предоставляет Бюджетный кодекс. Однако по итогам 2015 года этим правом воспользовались лишь десять регионов: республики Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания, Тыва, а также Калужская, Калининградская, Кировская, Сахалинская и Тульская области.
Объемы этих перечислений также могут быть различными. Так, например, из общей суммы налога, поступившей в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики за 2015 год (0,7 миллиарда рублей), 43% перечислено в местные бюджеты, а из общей суммы налога, поступившей в бюджет Калужской области (4,9 миллиарда рублей), в местные бюджеты перечислено только 6%.
По налогу на имущество физических лиц за 2015 год в бюджет
Москвы поступило 4,7 миллиарда рублей, что составляет 15,5% общей суммы поступлений данного налога по стране. Следует отметить, что доходы Москвы от данного налога в 2015 году увеличились в 2,5 раза по сравнению с 2012 годом. Аналогичная ситуация сложилась и в Московской области: по итогам 2015 года в ее бюджет поступило 3,9 миллиарда рублей (12,9% общей суммы поступлений), что в 2,5 раза больше, чем в 2012 году.
К числу субъектов РФ с наименьшими объемами поступлений от налога на имущество физических лиц в 2015 году можно отнести Республику Алтай (0,02 миллиарда рублей, или 0,07% от общей суммы поступлений по данному налогу) и Чукотский автономный округ (0,002 миллиарда, или 0,006% поступлений). При этом если доходы бюджета Чукотского автономного округа от налога на имущество физических лиц в 2015 году выросли почти в семь раз по сравнению с 2012 годом, то показатели Республики Алтай остались практически на неизменном уровне.
Что касается доходов от земельного налога, то наибольший объем их поступлений в 2015 году также приходится на бюджеты Московской области (34,9 миллиарда рублей) и Москвы (19,7 миллиарда). В совокупности это составляет почти 30% общей суммы поступлений от земельного налога.
Таблица. Поступления по имущественным налогам в
2015 |
2014 |
2013 |
2012 |
|||||
КБ СРФ* |
МБ** |
КБ СРФ |
МБ |
КБ СРФ |
МБ |
КБ СРФ |
МБ |
|
Всего по доходам |
6908,0 |
971,0 |
6456,0 |
945,0 |
5959,2 |
1042,4 |
5793,0 |
934,0 |
в том числе: |
||||||||
налог на имущество организаций |
712,4 |
3,85 |
634,6 |
3,1 |
615,1 |
5,74 |
536,3 |
3,68 |
налог на имущество физ. лиц |
30,3 |
25,7 |
27,13 |
23,2 |
22,3 |
19,8 |
17,6 |
15,8 |
земельный налог |
185,1 |
163,8 |
175,3 |
155,3 |
156,6 |
137,8 |
141,0 |
125,0 |
* Консолидированный бюджет субъекта РФ; ** местный бюджет.
Взыскание задолженности
При общем увеличении поступлений по имущественным налогам происходит также и рост задолженности по ним. Так, по итогам 2014 года наибольший рост задолженности наблюдается по налогу на имущество физических лиц (133,5% к предыдущему году) и земельному налогу (125,7% к предыдущему году). Между тем Налоговым кодексом РФ предусмотрены меры, направленные на обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов — в частности, направление требования об уплате налога, взыскание налога.
Процедура взыскания налога с налогоплательщика — физического лица ввиду его особого правового статуса имеет свою специфику. Так, заявление о взыскании налога (сбора, пеней, штрафов) за счет имущества такого налогоплательщика подается налоговым органом в суд, если сумма, подлежащая взысканию, превышает три тысячи рублей. Общий срок перерасчета имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, составляет три года.
В связи с этим если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафов), учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы, подлежащей взысканию, такая сумма не превысила трех тысяч рублей, то налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока. Таким образом, в целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов законодательно предусмотрены возможности по взысканию любых сумм налогов (сборов, пеней, штрафов).
Налогообложение по кадастровой стоимости
Тенденция к увеличению поступлений по имущественным налогам обуславливается проводимым в настоящее время реформированием имущественного налогообложения. В рамках данной реформы осуществляется постепенный переход к налогообложению недвижимого имущества организаций и физических лиц по кадастровой стоимости.
Для этого в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 года и предоставившие право субъектам РФ устанавливать особенности налогообложения исходя из кадастровой стоимости для отдельных объектов административно-делового назначения, а также жилых помещений. Если в 2014 году налогообложение имущества организаций исходя из кадастровой стоимости осуществлялось в четырех субъектах РФ (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области), в 2015 году — в 28 субъектах РФ, то в 2016 году кадастровая стоимость для целей налогообложения будет применяться уже в 48 регионах.
С 1 января 2015 года введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса, в соответствии с которой субъектам РФ предоставлено право вводить новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Переход на новое исчисление этого налога будет осуществляться до 1 января 2020 года, после чего налогообложение имущества физических лиц будет производиться только по кадастровой стоимости. Если в 2015 году новый порядок исчисления налога действовал в 28 субъектах РФ, то в 2016 году количество субъектов, перешедших на исчисление налога по кадастровой стоимости, увеличилось до 49.
Субъекты РФ, перешедшие к исчислению имущественных налогов по кадастровой стоимости, столкнулись с рядом проблем. К числу наиболее значимых можно отнести проблему оспаривания кадастровой стоимости недвижимости ввиду ее превышения (иногда очень существенного) над рыночной стоимостью имущества. Право на оспаривание кадастровой стоимости предусмотрено Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В некоторых случаях превышение кадастровой стоимости над рыночной составляет десятки и сотни раз, что вызывает оправданные возражения со стороны налогоплательщиков — как физических, так и юридических лиц. Оспаривание кадастровой стоимости, в свою очередь, приводит к перерасчетам имущественных налогов и к необходимости возвратов сумм налогов, признанных излишне уплаченными.
Очевидно, что для минимизации расхождений между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью необходимо совершенствование законодательства об оценочной деятельности. Соответствующий законопроект уже разработан. Он предусматривает новый порядок государственной кадастровой оценки и обжалования ее результатов посредством привлечения к этому процессу специализированных бюджетных учреждений субъектов РФ.
Кроме того, для успешной реализации перехода на налогообложение организаций и физических лиц по кадастровой стоимости необходимо определить виды фактического использования зданий и предусмотреть отражение этой информации в кадастре. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует порядок определения видов фактического использования объектов недвижимости.
Учет объектов недвижимости
Не менее важной является и проблема учета объектов недвижимости, внесения соответствующей информации в государственные кадастры и реестры и ее передачи в налоговые органы. В большей степени это касается объектов недвижимости, принадлежащих налогоплательщикам — физическим лицам, поскольку если налоговые органы не получают указанную информацию либо если она некорректна, то налог на имущество физических лиц и земельный налог для таких налогоплательщиков исчислить невозможно.
Для того чтобы урегулировать данную ситуацию на законодательном уровне, с 1 января 2015 года в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, обязывающие налогоплательщиков — физических лиц сообщать в налоговый орган по установленной форме о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов за период владения ими. При этом установлено, что для налогоплательщиков, исполнивших эту обязанность в установленный срок (то есть до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом), исчисление суммы соответствующего налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Указанное преимущество будет действовать только до 1 января 2017 года.
В 2016 году количество субъектов РФ, перешедших на исчисление налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, увеличилось с 28 до 49
Так, например, если налогоплательщик, не относящийся к льготным категориям граждан, освобождаемым от уплаты налога на имущество физических лиц, ни разу не получал налоговое уведомление об уплате налога в отношении принадлежащей ему более десяти лет квартиры, сообщил до 31 декабря 2015 года о наличии у него этой недвижимости, то налоговый орган исчислил бы ему налог на имущество физических лиц только за 2015 год, а не за три года.
В заключение отметим, что совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также иных отраслей законодательства, в том числе по обозначенным направлениям, позволит вовлечь в налоговый оборот большее количество объектов недвижимости, увеличить число налогоплательщиков, а также осуществлять справедливое налогообложение, основанное на рыночной стоимости имущества.
Екатерина Владимировна ХОЛЕВА, ведущий советник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России