№ 6 Июнь 2016 — 01 июня 2016

Россияне не знают, как защититься от коллекторов

Версия для печати 1198 Материалы по теме

Почти половина россиян уверена, что обладает удовлетворительным уровнем финансовой грамотности, однако 20% из них не может ответить на самые простые вопросы о финансах. Таковы данные Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), которые приводятся в исследовании «Финансовая доступность в России: мир ограниченных возможностей?».

Уровень информации в договорах недостаточен

Согласно выводам исследования финансовая грамотность тесно связана с общим уровнем образования: среди минимально финансово грамотных 32% имеют образование ниже общего среднего. Примечательно, что россияне с разным уровнем финансовой грамотности не имеют существенных различий в материальном положении. Исключение составляет группа с минимальным уровнем финансовой грамотности — ее показатели материального статуса ниже, чем у остальных групп.

Участники исследования правильно ответили на 45% вопросов, касающихся финансовой грамотности. Около половины опрошенных правильно ответили на вопросы о процентной ставке на вклад (52%) и влиянии инфляции (53%), сложные проценты вычислили 42%, а связь между доходностью и риском увидели 35% опрошенных. В то же время всего 12% респондентов дали правильные ответы на все четыре предлагаемых вопроса. 21% смогли ответить на три. 20% респондентов, которые не смогли дать ни одного правильного ответа, имеют минимальный уровень финансовой грамотности.

Методология исследования

Исследование является частью совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Всероссийский репрезентативный опрос охватил 5 тысяч человек. В нем приняли участие взрослые граждане старше 18 лет. Также в рамках исследования прошел экспертный опрос, в котором участвовали 20 представителей органов государственного управления и регуляторов отрасли, банков, поставщиков платежных услуг.

Третьим направлением исследования стал кабинетный анализ, который представлял собой сбор и анализ актуальных данных, описывающих уровень, а также перспективы финансовой инфраструктуры в России. Также был организован эксперимент с целью проверки гипотезы о соответствии существующих на рынке РФ финансовых продуктов и услуг потребностям и возможностям текущих и потенциальных пользователей.

Респондентов также просили самостоятельно оценить свой уровень. Почти половина опрошенных (42%) указала, что обладает удовлетворительными, средними знаниями и навыками. Оценки выше среднего уровня указали 15% участников опроса, ниже среднего — 41%.

При этом наихудшие знания участники опроса имеют в области защиты прав потребителей при взаимодействии должников и коллекторских агентств. В этом сегменте только 8% опрошенных продемонстрировали хороший уровень, 37% — средний и 55% — низкий уровень. Пробелы в образовании выявлены и в области защиты от мошенничества в финансовой сфере. Россияне, по их собственной оценке, лучше всего информированы о принципах составления личного бюджета расходов и доходов: 33% оценили свой уровень в этой сфере как высокий, 48% — как средний и только 19% — как низкий.

Исследователи установили, что наиболее финансово грамотные люди чаще пользуются каналами дистанционного банковского обслуживания. Так, в группе с высокой финансовой грамотностью интернет-банком пользовались 25% человек, мобильным банком — 16%. При этом в группе с минимальным уровнем только 4% использовали каждый из этих инструментов. Аналогичное распределение наблюдается и относительно вовлеченности в безналичные платежи.

При этом в исследовании отмечается, что текущие финансовые документы не раскрывают пользователям достаточно информации для выбора наилучшей услуги. В ходе экспериментального исследования участники должны были сделать выбор в пользу различных финансовых продуктов и услуг или отказа от них в условиях неопределенности. При текущем уровне раскрытия информации в финансовых документах большинство потребителей не смогли сделать осознанный выбор и избежать всех возможных рисков, связанных с пользованием продуктов.

Большинство россиян не считают все финансовые услуги понятными: 38% отмечают, что существует много услуг, в которых трудно разобраться, 46% — что некоторые продукты сложно понять самостоятельно. Только 55% опрошенных считают, что необходимую для выбора финансовой компании информацию можно собрать при определенных усилиях.

Как ведет себя население на финансовом рынке

Количество финансовых организаций в Российской Федерации в настоящее время превышает 17 тысяч. При этом население широко охвачено банковскими услугами: на 100 тысяч человек трудоспособного населения приходится 38 подразделений различных банков. Для сравнения: в Канаде аналогичный показатель составляет 24,4, в Австралии — 30,7. Точки обслуживания есть в двух третьих населенных пунктов, при этом в них проживает 90% граждан страны.

85% граждан довольны количеством точек доступа к финансовым услугам. Средние затраты времени на осуществление стандартного платежа составляют 19 минут. Найти хотя бы один канал получения финансовых услуг могут практически все категории населения. Однако 57% опрошенных сетуют на недостаточную доступность кредитных продуктов. По данным опроса, 21% взрослого населения России не пользуется банковскими услугами. Доля не пользующихся финансовыми продуктами выше среднего в селах — 25%.

Финансовыми услугами также реже всего пользуются жители Северо-Кавказского федерального округа (27%), респонденты старше 55 лет (27%), а также имеющие образование не выше общего среднего (33–34%), с доходами менее 35 тысяч рублей на человека (23%), безработные (39%), учащиеся, студенты (34%) и пенсионеры (35%). При этом отказ от пользования финансовыми услугами напрямую связан с уровнем финграмотности.

Наиболее распространенными среди населения финансовыми продуктами являются расчетные, а не кредитные банковские карты. Около половины опрошенных (47%) указали, что являются владельцами «зарплатных» карт. Каждый четвертый россиянин (26%) имеет банковский счет с возможностью удаленного доступа, и основным каналом является интернет-банк. Доступ через мобильный телефон есть у 11%.

На втором месте по популярности находятся кредитные продукты. Около трети участников исследования (29%) указали наличие выплачиваемого кредита. При этом 15% заемщиков считают, что возвращать кредит необязательно, если есть веские основания для этого. Более четверти опрошенных (28%) в течение последнего года сталкивались с тем, что не могли внести очередной платеж по кредиту. Реструктуризацией кредитов пользовались только 6% заемщиков, и чаще за такой услугой обращались опрошенные со сложными (10%) и особенно проблемными (18%) кредитами. Почти десятая часть пользователей кредитных продуктов (8%) являются владельцами так называемых проблемных кредитов. Другими словами, их выплаты по займам составляют более 30% дохода, и они допускают просрочки платежей.

Сберегательные продукты находятся на третьем месте по популярности среди населения. В целом граждане удовлетворены качеством и доступностью финансовых услуг. Однако каждый десятый участник опроса указал, что в последний год был не доволен финансовыми организациями, услугами которых пользовался. Интересна реакция граждан: только 4% как-то выражали свою жалобу, а 6% претензий не высказывали. При этом недовольство преимущественно выражалось в виде жалоб сотрудникам организации (51% опрошенных), официальных письменных претензий руководству банка (28%) и жалоб знакомым в формате обычных разговоров (28%).

К. В. ОВЧАРУК

Поделиться