№ 6 Июнь 2016 — 02 июня 2016

Бренд, о котором должны знать все

Версия для печати 1978 Материалы по теме
Бренд, о котором должны знать все

Уникальное культурно-историческое наследие Новгородской области ежегодно привлекает большое количество российских и иностранных туристов. Вместе с тем потенциал в сфере культурно-познавательного, рекреационного, сельского и других видов туризма, которым располагает новгородская земля, дает хорошие возможности для более активного развития туристской отрасли в регионе.

Евгений Иванович РОДИОНОВ, председатель комитета по туризму Департамента культуры и туризма Новгородской области

Новгородская область — это регион с богатой многовековой историей. Великий Новгород — древнейший город России, летописная история которого началась одновременно с историей Руси в 859 году. В список всемирного наследия ЮНЕСКО включено 37 памятников Великого Новгорода и его окрестностей. Здесь находится самая древняя из сохранившихся каменных крепостей России — Новгородский кремль, в котором расположен первый русский каменный храм — Софийский собор (XI век). Столь богатое культурное и историческое наследие превращает культурно-познавательный туризм в приоритетное для региона направление.

Наряду с Великим Новгородом наиболее развитыми туристскими центрами нашей области являются Старая Русса (курорт «Старая Русса», Дом-музей Ф. М. Достоевского), Валдай (Валдайский национальный парк, Валдайский Иверский Святоозерский монастырь, единственный в России Музей колоколов), Боровичи (Музей-усадьба А. В. Суворова, сплавы по реке Мсте), Любытино (музей живой истории «Славянская деревня X века»).

Заинтересовать, чтобы задержать

Еще несколько лет назад 70% туристов приезжали посмотреть Великий Новгород, и только 30% посещали другие районы нашей области. По статистике прошлого года областной центр посещает только 53,7% туристов, остальные едут в районы. Это свидетельствует о том, что мы смогли удовлетворить запросы наших гостей, которые они предъявляли нам на протяжении многих лет. Основной запрос заключается в предоставлении комплексных услуг: туристам интересен не только осмотр памятников и посещение музеев, но и отдых на природе, участие в событийных мероприятиях, знакомство с местными традициями, гастрономией. Предоставление комплексных услуг позволяет задержать туристов в Новгородской области на более длительный срок. Этому также способствуют крупные событийные проекты: международный фестиваль средневековой музыки и ратного мастерства «Княжья братчина», межрегиональный фестиваль народной игровой культуры «Игры и люди» и другие.

На языке статистики

Объем платных услуг в сфере туризма в 2015 году составил 324,6 миллиона рублей, в сфере гостиничного хозяйства — 711,4 миллиона рублей. Согласно экспертным оценкам, вклад туризма в валовой региональный продукт с учетом вклада в смежные отрасли ежегодно составляет 3,5%.

Анализ туристских и экскурсионных потоков выявил преобладание коротких индивидуальных поездок над длинными групповыми турами, удешевление стоимости комплексного туристского пакета за счет частичного или полного отказа туристов от потребления услуг, составляющих основу турпакета (проезд в общественном транспорте, проживание в коллективных средствах размещения, питание в ресторанах, услуги развлечения и так далее). Такая тенденция характерна не только для туристской отрасли Новгородской области, но и других регионов Северо-Запада России. Однодневные экскурсанты обеспечивают 75,5% валового показателя потока посетителей Новгородской области. Основную часть туристского потока («ночующие туристы») составляют российские туристы (91,8%), на долю иностранных туристов приходится 8,2%. В отношении экскурсионного потока данная диспропорция увеличивается: доля российских экскурсантов составляет 93,3%, иностранных экскурсантов — 6,7%. Данный факт определяет приоритеты по развитию внутреннего туризма в Новгородской области при сохранении доли международного въездного туризма.

Для развития туристской отрасли в регионе важным является учет такого фактора, как высокая доля в структуре туристского потока однодневных посетителей, которых необходимо переориентировать на более длительное пребывание. Разница в количестве экскурсантов и туристов, по сути, формулирует одну из основных задач по развитию туризма в области — создание таких условий и предложений досуга и сервиса, чтобы людям захотелось остаться.

Туризм и бизнес

Представить развитие туризма без соответствующей инфраструктуры невозможно. И в этом вопросе ключевую роль, конечно, играет бизнес. Для развития бизнеса в сфере туризма и гостеприимства, как в любой другой отрасли, важна поддержка со стороны власти. Поддержка малого предпринимательства в сфере туризма осуществляется в том числе в рамках подпрограммы «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области» государственной программы Новгородской области «Развитие культуры и туризма в Новгородской области (2014–2020 годы)».

С 2013 года Департамент культуры и туризма Новгородской области поддерживает частные инициативы в сфере туризма. В регионе проводится областной конкурс инновационных проектов в сфере туризма «Земля Новгородская». Победители этого конкурса получают грантовую поддержку в размере 50, 100 и 150 тысяч рублей на условиях софинансирования для реализации проектов по созданию новых туристских продуктов, программ, маршрутов, объектов показа, туристской инфраструктуры. За три года проведения конкурса поддержано 38 проектов из 14 районов, которые уже вовлечены в туристский оборот.

С 2015 года для повышения качества услуг в отрасли департамент проводит региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма». Победители получают денежные премии и возможность принять участие в финале Всероссийского конкурса в Москве.

Кроме этого, на территории муниципальных образований Новгородской области разработано и утверждено семь муниципальных программ развития туризма и туристской деятельности с финансированием мероприятий из муниципальных бюджетов: в Великом Новгороде, Окуловском, Мошенском, Чудовском, Старорусском, Поддорском, Любытинском муниципальных районах.

Горнолыжный и оздоровительный курорты

В настоящее время в сфере туризма и гостиничной индустрии Новгородской области реализуется несколько инвестиционных проектов. В первую очередь это создание туристского кластера «Старорусский», который даст новый импульс к развитию действующего курорта «Старая Русса». В конце 2014 года на территории курорта открыт новый физкультурно-оздоровительный комплекс, к 2017 году будет построен спальный корпус на 500 мест. Также в состав кластера войдут гостиница, бассейн, ледовая арена, два многофункциональных оздоровительных комплекса. Все объекты свяжет пешеходный маршрут протяженностью шесть километров. Проект «Создание туристского кластера „Старорусский“» включен в проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

Одним из центров развития активного туризма в Новгородской области является горнолыжный комплекс «Любытино Слалом», строительство которого началось в 2013 году в Любытинском муниципальном районе. Предполагается круглогодичное использование курорта. На этом объекте работает крупный инвестор — компания «Любытино Слалом». Реализация проекта даст дополнительно 250 рабочих мест. Планируется, что горнолыжный комплекс станет основой проектируемого кластера, который будет включать территории Любытинского, Боровичского и Окуловского муниципальных районов.

Проблемы туристской отрасли

Основные факторы, сдерживающие развитие туристской отрасли в Новгородской области, связаны с общими тенденциями, характерными для развития российского туристского рынка. Сегодня возрастает конкуренция среди российских регионов, предлагающих схожий туристский продукт. При этом многие туроператоры отмечают устаревание традиционных региональных турпродуктов, интерес к которым со стороны массовых туристов ослабевает. Поэтому наш регион пытается занять свою нишу на общероссийском рынке туристских предложений. В последние годы разрабатываются новые туристские программы, включающие посещение не только развитых и известных центров области (Великий Новгород, Валдай, Старая Русса, Боровичи), но и других городов и поселений (Любытино, Окуловка, Крестцы, Сольцы, Волот). Сформирован календарь туристических событий, появляются новые проекты и, самое главное, люди, готовые их реализовывать.

Для Новгородской области особенно важно сотрудничество по созданию межрегиональных туристских маршрутов с регионами Северо-Запада. Поэтому сегодня мы активно работаем в рамках межрегионального проекта «Серебряное ожерелье России», который позволяет регионам не конкурировать, а создавать совместные интересные туристские маршруты. В основу возможных маршрутов по нашей территории мы положили темы зарождения российской государственности, православия и духовности, деревянного зодчества, водных маршрутов и Ганзейских путей.

В условиях возрастающей конкуренции между российскими регионами необходима активная работа по продвижению туристских ресурсов. Традиционно наш регион позиционируется на внутреннем и международном туристских рынках под брендом «Великий Новгород — Родина России». Это амбициозный слоган, который требует от всей туристской отрасли региона — как органов исполнительной власти, так и предприятий сферы гостеприимства — серьезной работы по повышению привлекательности нашей области как места для отдыха.

Представители регионального туристского бизнеса регулярно участвуют в российских и зарубежных туристских выставках на объединенном стенде области. Департамент культуры и туризма области, центр развития туризма «Красная Изба», муниципальные районы выпускают специализированные издания на русском и английском языках, которые предназначены как для конечного потребителя — туриста, так и для профессионалов турбизнеса. Организуются информационные и рекламные туры для представителей СМИ и туристических компаний, ведется продвижение в сети интернет.

Интересным с нашей точки зрения представляется опыт ежегодной организации в Великом Новгороде специальной презентационной площадки муниципальных районов «Земля Новгородская». Это новый формат продвижения, когда каждую субботу и воскресенье один из муниципальных районов Новгородской области представляет жителям и гостям Великого Новгорода информационные материалы о туризме, проводит мастер-классы по традиционным народным промыслам, организует выступления фольклорных коллективов, проводит дегустацию традиционных продуктов.

Не менее важная задача для продвижения туризма в муниципальных районах области — развитие местной инфраструктуры. Инвестору важно понимать, какая инфраструктура имеется на местах, какие затраты потребуются для ее обустройства, какие условия готова создать местная власть для комфортной работы.

Сегодня благодаря средствам областного дорожного фонда в районах ремонтируются дороги, растет число районов, в которые проведен газ, администрации районов готовят земельные участки под размещение объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры. Безусловно, нынешние условия благоприятствуют развитию внутреннего и въездного туризма, и мы уверены, что нам удастся воспользоваться сложившейся ситуацией и повысить эффективность использования туристских ресурсов области, а также вложений в развитие туристской отрасли бюджетных средств.

Поделиться