Версия для печати 1006 Материалы по теме
В зоне внимания — строительная отрасль

Вектор работы налоговых органов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры полностью направлен на выполнение основной миссии налоговой службы России — осуществление эффективной контрольно-надзорной деятельности, повышение качества предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечение соблюдения прав налогоплательщиков и формирование финансовой основы деятельности государства. В этих целях налоговые органы округа применяют на практике все профессиональные навыки и прикладные возможности, имеющиеся в их распоряжении.

Андрей Леонидович УЛЬЯНОВ, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре

Проблема налогового разрыва

В марте — апреле 2015 года сотрудники Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее — Управление) произвели расчет налоговых рисков и определили отрасли, имеющие значительный налоговый разрыв. Одной из таких отраслей стало строительство.

На сегодняшний день на учете Управления стоит более 40 тысяч организаций, из них 572 — это организации разных форм собственности, применяющие общий режим налогообложения и осуществляющие деятельность в сфере производства общестроительных работ. Величина налогового разрыва (разница между предполагаемой суммой налогов, которая могла бы поступить в бюджетную систему при условии полного и своевременного исполнения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и суммой фактически поступивших налогов) в целом по данному виду деятельности самая значительная среди всех отраслей в округе — 5,6 миллиарда рублей. При этом доля выручки организаций, входящих в ОКВЭД 45.21, в общем объеме выручки организаций, осуществляющих деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа, также самая значительная — 14,97%. Такое несоответствие в показателях свидетельствует о присутствии рисков в этом сегменте рынка. Исполнительную власть округа, равно как и налоговые органы, не может не беспокоить данная ситуация, поскольку речь идет о доходах бюджета автономного округа. Налоговая служба осуществляет контроль за надлежащим исполнением налоговых обязательств и пополнением бюджета и должна реагировать на такой разрыв.

В 2014 году налоговые органы округа провели 67 выездных проверок в отношении строителей, в первом квартале 2015 года — 22. По результатам этих проверок были установлены причины налогового разрыва — наличие не подлежащих налогообложению объектов (сделок), льгот, затрат, связанных с инвестиционными проектами, которые правомерно заявлены налогоплательщиками. Это объективные причины. Но, кроме этого, выявлены и факты нарушения налогового законодательства:

  • ошибки в определении временного промежутка, в котором следует принимать к учету суммы расходов при определении налоговой базы по прибыли или вычеты по налогу на добавленную стоимость;
  • привлечение к выполнению работ нелегальной рабочей силы;
  • сделки, направленные на занижение налоговой базы в результате взаимодействия с цепочкой контрагентов без экономически обоснованной цели.

Последний фактор нас беспокоит особо. При выявлении такого рода нарушений, то есть сделок с фирмами-однодневками, активизируется взаимодействие налоговых, правоохранительных, следственных и надзорных органов для искоренения подобной хозяйственной практики.

Так, в 2014 году в правоохранительные и следственные органы были переданы материалы 20 выездных проверок в отношении строителей. Было возбуждено четыре уголовных дела на общую сумму неуплаченных, сокрытых налогов и денежных средств в размере 172,9 миллиона рублей. Еще до передачи материалов в суд из указанной суммы поступило в бюджет около 34,7 миллиона рублей.

За пять месяцев 2015 года в следственные органы были переданы материалы по десяти выездным налоговым проверкам организаций строительной отрасли для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел по статьям 199, 199.1 Уголовного кодекса. Сумма неуплаты налогов по этим делам составила 172,2 миллиона рублей. Нужно сказать, что налоговые органы Югры отстаивают свою позицию и в тех случаях, когда представители бизнеса, реализуя свои гражданские права, инициируют судебные процессы. В 2013–2014 годах принято 15 судебных решений в пользу налоговых органов округа, где рассматривались действия налоговых органов в отношении строителей, два решения — не в пользу налоговиков (судебные решения можно найти на интернет-сайте kad.arbitr.ru).

К сожалению, в ходе проведения контрольных мероприятий представители бизнеса прибегают к разного рода манипуляциям, таким как реорганизация (ликвидация) предприятий, объявление себя банкротом, отчуждение имущества, вывод активов. Однако налоговая служба и в такой ситуации держит руку на пульсе.

По результатам аналитической работы налоговых органов округа в 2015 году налогоплательщиками самостоятельно уточнены налоговые обязательства на сумму 835,7 миллиона рублей. В отношении 17 строителей в 2015 году завершены выездные проверки, дополнительно начислено 86,9 миллиона рублей, из них взыскано 60,7 миллиона рублей.

Налоговые поступления

Динамика поступлений в бюджетную систему России от налогоплательщиков, осуществляющих вид деятельности «производство общестроительных работ», которая отчасти может свидетельствовать о наличии волнового эффекта, следующая.

В 2014 году общая сумма поступлений составила 8,29 миллиарда рублей, в 2015 году — 8,81 миллиарда рублей, то есть рост — более 500 миллионов рублей. В том числе:

  • по налогу на добавленную стоимость в 2014 году поступило 5,12 миллиарда рублей, в 2015 году — 5,4 миллиарда, увеличение — около 300 миллионов рублей;
  • по налогу на прибыль организаций в 2014 году поступило 955 миллионов рублей, в 2015 году — 1,14 миллиарда, увеличение — почти 190 миллионов рублей;
  • по налогу на доходы физических лиц в 2014 году поступило 2,21 миллиарда рублей, в 2015 году — 2,27 миллиарда, увеличение — более 50 миллионов рублей.

В 2014 году налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций составляла 0,47%, доля вычетов по НДС — 79%, в 2015 году — 1,6 и 77% соответственно.

Следует отметить, что у налоговых органов и налогоплательщиков общие цели: обеспечение стабильности развития страны. Сегодня каждый добросовестный представитель бизнеса может оценить свои риски самостоятельно. В этом помогут электронные сервисы ФНС России, расположенные на официальном сайте nalog.ru, а также Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.

Конструктивный диалог

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговая служба осуществляет не только путем проведения налоговых проверок, но и путем выстраивания диалога с добросовестными налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы. Работа этих комиссий предполагает получение результата, который не повлечет за собой негативных последствий для бизнеса, например штрафных санкций, и в то же время не приведет к потерям бюджетов бюджетной системы РФ. В рамках деятельности комиссий налоговые органы побуждают налогоплательщиков к самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств. Выступая инициатором такого диалога, налоговики аргументированно разъясняют, какие финансово-хозяйственные операции повлекли или могут повлечь искажение показателей отчетности и, соответственно, налоговых обязательств по уплате причитающихся сумм налогов. При этом они всегда готовы выслушать и принять к сведению аргументы бизнеса.

Поделиться