№ 6 Июнь 2016 — 02 июня 2016

Между инерционным и умеренно-консервативным прогнозами

Версия для печати 1275 Материалы по теме
Между инерционным и умеренно-консервативным прогнозами

Бюджет города Лесного на 2016 год изначально был утвержден с дефицитом. Однако по сравнению с уровнем 2015 года его размер удалось сократить. О факторах, которые привели к сложностям с исполнением местного бюджета и к увеличению дефицита в 2015 году, и о том, какие меры помогают уменьшить дефицит в текущем году, пойдет речь в данной статье.

Ирина Николаевна ТРАПЕЗНИКОВА, заместитель главы администрации городского округа «Город Лесной» по финансам и бюджетной политике — начальник МКУ «Управление по финансам и бюджетной политике администрации городского округа „Город Лесной“»

Сложности исполнения бюджета-2015

В 2015 году исполнение бюджета городского округа происходило в непростых условиях. Впервые за многие годы не был выполнен прогноз по налогу на доходы физических лиц, на долю которого приходится 63,8% собственных доходов бюджета городского округа.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов осуществляет соответствующий администратор доходов. После упразднения ИФНС в городе Лесном роль администратора налога на доходы физических лиц, поступающего в местный бюджет, исполняет Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области, которая находится в соседнем городе Качканаре, расположенном примерно на расстоянии 40 километров от нашего города. Помимо Лесного, Межрайонная ИФНС № 27 обслуживает еще пять городских округов. Учитывая объем работы и разрозненность территорий качество прогноза поступления доходов и оперативность корректировки прогнозных параметров снизились, что усложняло работу органов местного самоуправления по формированию бюджетного прогноза. Вследствие неточности прогноза администратора в 2015 году плановые показатели бюджета по налогу на доходы физических лиц не были выполнены на 24 миллиона рублей.

Кроме того, в Арбитражном суде Свердловской области была оспорена кадастровая оценка одиннадцати земельных участков, используемых основным плательщиком земельного налога на территории городского округа «Город Лесной» — градообразующим предприятием ФГУП «Комбинат „Электрохимприбор“». Как следствие, бюджет недополучил в виде доходов еще 15,5 миллиона рублей.

Таким образом, несвоевременность уточнения прогнозных поступлений доходов в местный бюджет администратором этих платежей привела к определенным сложностям в исполнении расходной части местного бюджета и увеличению дефицита в 2015 году.

Мобилизация доходов

С целью реализации мероприятий по увеличению поступлений доходов, оптимизации расходов и сокращению дефицита бюджета в городском округе утверждена дорожная карта по повышению доходного потенциала. В соответствии с дорожной картой в городском округе создана и работает межведомственная комиссия по вопросам укрепления финансовой самостоятельности местного бюджета. В 2015 году прошло десять заседаний комиссии с участием представителей налогового органа, на которых по вопросам убыточности, легализации заработной платы, снижению недоимки по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации было заслушано 92 налогоплательщика. По результатам работы комиссии недоимка по хозяйствующим субъектам, приглашенным на заседания комиссии, сократилась в 2,1 раза. Сумма погашенной в бюджеты всех уровней недоимки составила 24,2 миллиона рублей (в 2014 году — 11,3 миллиона рублей). 16 работодателей по рекомендации членов межведомственной комиссии повысили заработную плату своим работникам (в 2014 году — восемь работодателей).

В рамках реализации дорожной карты по повышению доходного потенциала Межрайонной ИФНС № 27 на территории городского округа ведется работа по налаживанию информационного обмена с организациями, осуществляющими деятельность в сфере ЖКХ, и с отделением УФМС в Лесном с целью вовлечения доходов от сдачи в аренду собственниками жилых помещений, гаражей и иных объектов недвижимого имущества в налогооблагаемый оборот. В результате этой работы в 2015 году 30 физических лиц представили декларации по форме 3-НДФЛ по итогам 2014 года, согласно которым задекларированы доходы от сдачи в аренду или внаем недвижимого имущества.

В 2015 году активно работали и мобильные группы по выявлению земельных участков и объектов недвижимости, фактически используемых гражданами и юридическими лицами без оформления правоустанавливающих документов. В результате в течение 2015 года проведено 26 рейдов и выявлено 197 земельных участков и 217 объектов недвижимости, на которые отсутствовали правоустанавливающие документы. По 122 объектам на сегодня уже оформлены договоры аренды или зарегистрировано право собственности.

В два раза по сравнению с 2014 годом увеличилось количество дел, рассмотренных административной комиссией городского округа «Город Лесной». При этом сумма взысканных штрафов в городской бюджет увеличилась в полтора раза. Результатом реализации мероприятий дорожной карты по повышению доходного потенциала стало поступление в бюджет городского округа в 2015 году дополнительных неналоговых поступлений в сумме 26,3 миллиона рублей, что позволило минимизировать потери от недополученных налоговых доходов.

С целью увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц в муниципальном образовании проводится работа по снижению неформальной занятости. В городе работает межведомственная группа, в состав которой вошли представители профсоюзов, администрации, а также территориальных федеральных органов власти, таких как Межрайонная ИФНС России, Управление Пенсионного фонда РФ в городе Лесном, Служба судебных приставов, ФОМС, прокуратура, ОМВД в городе Лесном. Межведомственной группой ведется целенаправленная работа по реализации мероприятий, направленных на легализацию теневой занятости и скрытых форм оплаты труда. В частности, проводится информационно-разъяснительная работа с населением города с целью формирования негативного отношения к неформальной занятости. Работодатели предупреждаются о необходимости соблюдения трудового, бюджетного и налогового законодательства, а также об административной ответственности за несоблюдение законодательства.

Организована работа горячей линии и «почты доверия» по вопросам легализации трудовых отношений и выплаты заработной платы в конвертах. В рамках работы «почты доверия» проводится анонимное анкетирование по факту выплаты «серых» зарплат и приема на работу без оформления трудовых отношений. Заполненные анкеты можно опустить в ящики «почты доверия», установленные в Управлении Пенсионного фонда РФ в Лесном и Государственном казенном учреждении службы занятости населения «Лесной центр занятости».

Одна из форм деятельности рабочей группы — еженедельные выездные заседания по выявлению фактов неформальной занятости в организациях потребительского рынка, в строительной и транспортной отрасли. По результатам работы межведомственной группы на 1 января 2016 года легализовали отношения со своими работниками 288 организаций и индивидуальных предпринимателей. Всего за 2015 год официально трудоустроено 1,25 тысячи человек, ранее занятых неформально.

Формирование бюджета 2016 года

В основу составления проекта бюджета был положен прогноз социально-экономического развития городского округа «Город Лесной» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Учитывая экономическую ситуацию в стране, мы сформировали два варианта прогноза социально-экономического развития городского округа на среднесрочную перспективу 2016–2018 годов: инерционный и умеренно-консервативный. При прогнозировании основных параметров бюджета на 2016 год администрация исходила из инерционного варианта развития экономики городского округа.

Приказом Министерства финансов Свердловской области был введен коэффициент оптимизации по расходам муниципальных образований в объеме 10%. Соответствующее сокращение текущих расходов предусмотрено и в местном бюджете на 2016 год. Вот уже третий год в расходах бюджета мы не предусматриваем индексации заработной платы муниципальным служащим, а увеличение фонда оплаты труда планируем только в рамках реализации майских указов Президента РФ и утвержденных дорожных карт. Бюджет на 2016 год утвержден с дефицитом, но по сравнению с уровнем 2015 года размер дефицита был сокращен.

Второй год бюджет формируется в программном формате. Ежегодно проводится процедура оценки реализации муниципальных программ, достижения целевых показателей, принятия решений по итогам оценки. В рамках реализации программно-целевого метода планирования бюджета наш город получает субсидии на софинансирование мероприятий муниципальных программ из областного бюджета. Порядок расходования этих субсидий, а также сроки реализации мероприятий и целевые показатели, которые необходимо достигнуть в результате реализации предусмотренного объема субсидий, устанавливаются городскому округу уже в государственных программах Свердловской области.

Как правило, объем соответствующих субсидий предусматривается не в законе о бюджете, а актами Правительства Свердловской области. Это создает определенные трудности при обеспечении условий софинансирования из средств местного бюджета, учитывая, что бюджет дефицитный и вызывает необходимость корректировки параметров уже утвержденных муниципальных программ. Мы считаем, что распределение большинства субсидий должно утверждаться законом об областном бюджете, а не актами правительства. При формировании программ должны быть учтены все виды ресурсов, необходимые для достижения поставленных целей и показателей. Это позволит повысить эффективность и результативность расходования бюджетных средств и, следовательно, качественную оценку исполнения программ.

Несмотря на все трудности, бюджет городского округа на 2016 год остается социально ориентированным. На финансирование социальной сферы преду­смотрено 1,6 миллиарда рублей, что выше уровня 2015 года на 1,1%. В результате всех мер, которые предпринимаются в городском округе с целью увеличения доходов и повышения эффективности расходования средств бюджета, нам удалось обеспечить выполнение всех приоритетных расходных обязательств.

Поделиться