Бюджет города Лесного на 2016 год изначально был утвержден с дефицитом. Однако по сравнению с уровнем 2015 года его размер удалось сократить. О факторах, которые привели к сложностям с исполнением местного бюджета и к увеличению дефицита в 2015 году, и о том, какие меры помогают уменьшить дефицит в текущем году, пойдет речь в данной статье.
Ирина Николаевна ТРАПЕЗНИКОВА, заместитель главы администрации городского округа «Город Лесной» по финансам и бюджетной политике — начальник МКУ «Управление по финансам и бюджетной политике администрации городского округа „Город Лесной“»
Сложности исполнения бюджета-2015
В 2015 году исполнение бюджета городского округа происходило в непростых условиях. Впервые за многие годы не был выполнен прогноз по налогу на доходы физических лиц, на долю которого приходится 63,8% собственных доходов бюджета городского округа.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов осуществляет соответствующий администратор доходов. После упразднения ИФНС в городе Лесном роль администратора налога на доходы физических лиц, поступающего в местный бюджет, исполняет Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области, которая находится в соседнем городе Качканаре, расположенном примерно на расстоянии 40 километров от нашего города. Помимо Лесного, Межрайонная ИФНС № 27 обслуживает еще пять городских округов. Учитывая объем работы и разрозненность территорий качество прогноза поступления доходов и оперативность корректировки прогнозных параметров снизились, что усложняло работу органов местного самоуправления по формированию бюджетного прогноза. Вследствие неточности прогноза администратора в 2015 году плановые показатели бюджета по налогу на доходы физических лиц не были выполнены на 24 миллиона рублей.
Кроме того, в Арбитражном суде Свердловской области была оспорена кадастровая оценка одиннадцати земельных участков, используемых основным плательщиком земельного налога на территории городского округа «Город Лесной» — градообразующим предприятием ФГУП «Комбинат „Электрохимприбор“». Как следствие, бюджет недополучил в виде доходов еще 15,5 миллиона рублей.
Таким образом, несвоевременность уточнения прогнозных поступлений доходов в местный бюджет администратором этих платежей привела к определенным сложностям в исполнении расходной части местного бюджета и увеличению дефицита в 2015 году.
Мобилизация доходов
С целью реализации мероприятий по увеличению поступлений доходов, оптимизации расходов и сокращению дефицита бюджета в городском округе утверждена дорожная карта по повышению доходного потенциала. В соответствии с дорожной картой в городском округе создана и работает межведомственная комиссия по вопросам укрепления финансовой самостоятельности местного бюджета. В 2015 году прошло десять заседаний комиссии с участием представителей налогового органа, на которых по вопросам убыточности, легализации заработной платы, снижению недоимки по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации было заслушано 92 налогоплательщика. По результатам работы комиссии недоимка по хозяйствующим субъектам, приглашенным на заседания комиссии, сократилась в 2,1 раза. Сумма погашенной в бюджеты всех уровней недоимки составила 24,2 миллиона рублей (в 2014 году — 11,3 миллиона рублей). 16 работодателей по рекомендации членов межведомственной комиссии повысили заработную плату своим работникам (в 2014 году — восемь работодателей).
В рамках реализации дорожной карты по повышению доходного потенциала Межрайонной ИФНС № 27 на территории городского округа ведется работа по налаживанию информационного обмена с организациями, осуществляющими деятельность в сфере ЖКХ, и с отделением УФМС в Лесном с целью вовлечения доходов от сдачи в аренду собственниками жилых помещений, гаражей и иных объектов недвижимого имущества в налогооблагаемый оборот. В результате этой работы в 2015 году 30 физических лиц представили декларации по форме
В 2015 году активно работали и мобильные группы по выявлению земельных участков и объектов недвижимости, фактически используемых гражданами и юридическими лицами без оформления правоустанавливающих документов. В результате в течение 2015 года проведено 26 рейдов и выявлено 197 земельных участков и 217 объектов недвижимости, на которые отсутствовали правоустанавливающие документы. По 122 объектам на сегодня уже оформлены договоры аренды или зарегистрировано право собственности.
В два раза по сравнению с 2014 годом увеличилось количество дел, рассмотренных административной комиссией городского округа «Город Лесной». При этом сумма взысканных штрафов в городской бюджет увеличилась в полтора раза. Результатом реализации мероприятий дорожной карты по повышению доходного потенциала стало поступление в бюджет городского округа в 2015 году дополнительных неналоговых поступлений в сумме 26,3 миллиона рублей, что позволило минимизировать потери от недополученных налоговых доходов.
С целью увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц в муниципальном образовании проводится работа по снижению неформальной занятости. В городе работает межведомственная группа, в состав которой вошли представители профсоюзов, администрации, а также территориальных федеральных органов власти, таких как Межрайонная ИФНС России, Управление Пенсионного фонда РФ в городе Лесном, Служба судебных приставов, ФОМС, прокуратура, ОМВД в городе Лесном. Межведомственной группой ведется целенаправленная работа по реализации мероприятий, направленных на легализацию теневой занятости и скрытых форм оплаты труда. В частности, проводится информационно-разъяснительная работа с населением города с целью формирования негативного отношения к неформальной занятости. Работодатели предупреждаются о необходимости соблюдения трудового, бюджетного и налогового законодательства, а также об административной ответственности за несоблюдение законодательства.
Организована работа горячей линии и «почты доверия» по вопросам легализации трудовых отношений и выплаты заработной платы в конвертах. В рамках работы «почты доверия» проводится анонимное анкетирование по факту выплаты «серых» зарплат и приема на работу без оформления трудовых отношений. Заполненные анкеты можно опустить в ящики «почты доверия», установленные в Управлении Пенсионного фонда РФ в Лесном и Государственном казенном учреждении службы занятости населения «Лесной центр занятости».
Одна из форм деятельности рабочей группы — еженедельные выездные заседания по выявлению фактов неформальной занятости в организациях потребительского рынка, в строительной и транспортной отрасли. По результатам работы межведомственной группы на 1 января 2016 года легализовали отношения со своими работниками 288 организаций и индивидуальных предпринимателей. Всего за 2015 год официально трудоустроено 1,25 тысячи человек, ранее занятых неформально.
Формирование бюджета 2016 года
В основу составления проекта бюджета был положен прогноз социально-экономического развития городского округа «Город Лесной» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Учитывая экономическую ситуацию в стране, мы сформировали два варианта прогноза социально-экономического развития городского округа на среднесрочную перспективу
Приказом Министерства финансов Свердловской области был введен коэффициент оптимизации по расходам муниципальных образований в объеме 10%. Соответствующее сокращение текущих расходов предусмотрено и в местном бюджете на 2016 год. Вот уже третий год в расходах бюджета мы не предусматриваем индексации заработной платы муниципальным служащим, а увеличение фонда оплаты труда планируем только в рамках реализации майских указов Президента РФ и утвержденных дорожных карт. Бюджет на 2016 год утвержден с дефицитом, но по сравнению с уровнем 2015 года размер дефицита был сокращен.
Второй год бюджет формируется в программном формате. Ежегодно проводится процедура оценки реализации муниципальных программ, достижения целевых показателей, принятия решений по итогам оценки. В рамках реализации программно-целевого метода планирования бюджета наш город получает субсидии на софинансирование мероприятий муниципальных программ из областного бюджета. Порядок расходования этих субсидий, а также сроки реализации мероприятий и целевые показатели, которые необходимо достигнуть в результате реализации предусмотренного объема субсидий, устанавливаются городскому округу уже в государственных программах Свердловской области.
Как правило, объем соответствующих субсидий предусматривается не в законе о бюджете, а актами Правительства Свердловской области. Это создает определенные трудности при обеспечении условий софинансирования из средств местного бюджета, учитывая, что бюджет дефицитный и вызывает необходимость корректировки параметров уже утвержденных муниципальных программ. Мы считаем, что распределение большинства субсидий должно утверждаться законом об областном бюджете, а не актами правительства. При формировании программ должны быть учтены все виды ресурсов, необходимые для достижения поставленных целей и показателей. Это позволит повысить эффективность и результативность расходования бюджетных средств и, следовательно, качественную оценку исполнения программ.
Несмотря на все трудности, бюджет городского округа на 2016 год остается социально ориентированным. На финансирование социальной сферы предусмотрено 1,6 миллиарда рублей, что выше уровня 2015 года на 1,1%. В результате всех мер, которые предпринимаются в городском округе с целью увеличения доходов и повышения эффективности расходования средств бюджета, нам удалось обеспечить выполнение всех приоритетных расходных обязательств.