Эффективный и действенный контроль — необходимый элемент качественной системы управления общественными финансами региона или муниципалитета и важный фактор для принятия грамотных управленческих решений. Значительно усовершенствовать систему бюджетного контроля позволяет соблюдение требований законодательства. Однако без соответствующих прикладных инструментов добиться эффективного функционирования контрольно-ревизионной деятельности невозможно.
Андрей Александрович КОРЮКОВ, заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам
Администрация города Екатеринбурга с 2005 года ведет активную целенаправленную политику, направленную на повышение качества и совершенствование механизмов управления муниципальными финансами. Так, с целью создания единой городской муниципальной информационной системы, перехода на новый уровень управления городскими финансами и обеспечения эффективного и прозрачного расходования бюджетных средств был разработан ряд целевых программ. Среди них городская целевая программа информатизации муниципального образования «Город Екатеринбург» («Электронный Екатеринбург»)" на
Расширение возможностей единой финансовой системы города
Начиная с 2008 года мы осуществляли планомерный процесс автоматизации ключевых элементов управления общественными финансами Екатеринбурга (процессов планирования, исполнения бюджета и управления закупочной деятельностью) на базе информационных систем линейки АЦК (разработчик — Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии»). Это позволило нам создать единое информационное пространство управления финансовой системой города и качественно повысить эффективность бюджетных процессов.
Несмотря на активное информационное развитие, оставалось еще одно узкое место — отсутствие единой системы стандартов финансового контроля, механизмов взаимодействия между органами контроля, а также качественных инструментов аналитического сопровождения контрольно-ревизионной деятельности. Все это затрудняло процесс эффективного отслеживания расходования бюджетных средств и не позволяло увидеть реальную ситуацию в городе. А вступление в силу в 2013 году федеральных законов № 252‑ФЗ и № 44‑ФЗ и обновление на законодательном уровне содержания контрольной деятельности создали правовую основу для совершенствования контрольно-ревизионной деятельности города. Департаментом финансов Администрации города Екатеринбурга было принято решение о модернизации функционального состава единой системы управления общественными финансами в части финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Так, были начаты работы по автоматизации контрольно-ревизионной деятельности города на базе информационного решения «АЦК-Бюджетный контроль», полностью учитывающего все изменения законодательства. Кроме того, в рамках проведения опытной эксплуатации нам удалось полностью адаптировать систему под требования правовых актов города и обеспечить качественный и полноценный обмен информацией с ранее установленными системами исполнения, планирования бюджета и управления муниципальными закупками, а также единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС). В настоящее время к автоматизированной системе финансового контроля подключены Департамент финансов Администрации города Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбурга (в лице Контрольно-ревизионного управления), а также главные распорядители бюджетных средств (ГРБС).
Качественный контроль от а до я
Несмотря на то что сейчас мы проходим стадию адаптации и привыкания участников к новой системе финансового контроля, уже сегодня можно отметить качественные результаты реализации проекта.
Специалисты Департамента финансов и Контрольно-ревизионного управления Администрации города Екатеринбурга, а также ГРБС, осуществляющие контроль за подведомственными учреждениями, в автоматизированном режиме формируют планы контрольной деятельности, весь пакет документов для подготовки и проведения ревизий, проверок и иных контрольных мероприятий. Также реализован функционал, позволяющий сотрудникам формировать предложения к планам контрольной деятельности. А благодаря работе всех участников процесса финансового контроля Екатеринбурга в едином информационном пространстве обеспечивается соблюдение всех норм и стандартов ведения контрольных процедур, минимизируется возможность дублирования контрольных мероприятий, что, в свою очередь, позволяет охватить большее количество объектов для проведения ревизий. Все это упрощает и ускоряет процесс ведения контрольно-ревизионной деятельности города.
Кроме того, сегодня мы можем полностью учитывать особенности финансового контроля в отношении бюджетных и автономных учреждений города, в том числе благодаря интеграции с системами планирования и исполнения бюджета, откуда «подтягивается» первичная информация для анализа объектов контроля еще на этапе подготовки к контрольному мероприятию.
Стоит также отметить, что до момента реализации проекта оформление контрольных документов осуществлялось в разных информационных системах. Это создавало немало трудностей при их анализе, значительно усложняло работу ревизионных органов и снижало ее качество. Проведенная работа по унификации форм документов, определению правил их заполнения в процессе проведения контрольных мероприятий обеспечивает грамотное заполнение всех необходимых документов и исключает ошибки при их обработке. А использование единых подходов к классификации нарушений, и в первую очередь единого классификатора нарушений, позволяет нашим специалистам выявлять и кодифицировать нарушения по единым методикам, грамотно определять меры по их устранению.
Примечательно, что доступ к системе осуществляется посредством веб-интерфейса. Это позволяет сотрудникам полноценно работать через обычный браузер, а повышенный уровень защиты информации обеспечивает безопасную работу. Кроме того, мы имеем возможность разграничения прав доступа: добавление новой информации, редактирование, просмотр тех или иных документов осуществляется пользователями в зависимости от уровня их компетенции и полномочий.
Финансы города «как на ладони»
Модернизация единой системы управления общественными финансами города уже сегодня позволила значительно повысить качество контрольно-ревизионной деятельности за счет:
- использования в работе данных об исполнении местного бюджета;
- согласования контрольных мероприятий еще на стадии планирования, в первую очередь в целях исключения дублирования контрольных мероприятий;
- подготовки необходимых документов для проведения контрольных мероприятий в автоматизированном режиме (программы проверок, распорядительные документы на проведение контрольных мероприятий);
- автоматического формирования всех печатных форм документов по результатам проведения контрольных мероприятий, а также всей необходимой отчетности.
Отмечу, что благодаря автоматизации основных процессов финансово-контрольной деятельности у ревизоров высвобождается время на анализ информации и выработку предложений, направленных на повышение результативности, эффективности, экономичности использования бюджетных средств города, а также на совершенствование бюджетного процесса. Кроме того, значительно повысилась эффективность взаимодействия участников ревизионного процесса — как на этапе планирования контрольных мероприятий, так и в процессе анализа эффективности контрольно-ревизионной деятельности.
В скором будущем, когда система финансового контроля города Екатеринбурга пройдет стадию адаптации и заработает как единый механизм, весь комплекс проведенных работ позволит нам существенно улучшить финансовую дисциплину участников бюджетного процесса. Мы сможем оперативно отслеживать выполнение планов контрольной деятельности, результаты внутреннего финансового контроля, выявлять резервы роста финансовых поступлений в местный бюджет и грамотно, на основе реальных данных, управлять бюджетной системой города, планировать его дальнейшее эффективное развитие.