Участники аграрного форума России, организованного газетой «Ведомости» и журналом «Агроинвестор», обсудили состояние российского АПК, в частности вопросы конкурентоспособности отечественной продукции за рубежом.
Продэмбарго — уникальный шанс
Оценивая влияние российских «антисанкций» на продовольственный рынок, участники форума сошлись во мнении, что они дали уникальную возможность для увеличения объемов производства отечественной продукции. Однако они согласились и с тем, что к импортозамещению нельзя подходить с позиции «как и чем что-нибудь заместить». Сельхозпродукция должна быть конкурентоспособна как внутри страны, так и на международном рынке. «Наша цель — не простое импортозамещение, а увеличение производства собственной продукции должного качества по конкурентным и, самое главное, по доступным для потребителя ценам» — такую задачу озвучил директор Департамента экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза России А. А. Куценко.
По мнению представителя Минсельхоза России, продовольственное эмбарго — это шанс для увеличения интереса к агропромышленной отрасли. Сегодня инвесторы готовы вкладывать в российский агросектор, и это не случайно: по оценке газеты «Ведомости», в 2015 году среди лучших инвестиционных стратегий оказались вложения в акции сельскохозяйственных производителей, которые увеличили свою стоимость в
Вместе с тем объемы внутреннего рынка не безграничны. Например, в производстве мяса и птицы уже сегодня нарастает дисбаланс между тенденциями роста производства и снижения покупательной активности на фоне сокращения реальных доходов населения. Как отметил Куценко, в этих условиях ключевой задачей для производителей мяса и птицы становится доступ к экспортным рынкам. Без обеспечения такого рода экспортной «революции» инвестиции в новые производства мяса должны быть лимитированы. «Нельзя допустить ситуации, когда объемы производства будут сохраняться за счет увеличения государственной поддержки», — считает директор департамента. По его словам, все проекты, которые запланированы, должны реализовываться, но к проектам, которые регионы только планируют запускать, министерство относится с особой осторожностью. Первый и главный вопрос, который у чиновников возникает при рассмотрении планов: куда будет реализовываться продукция и по каким ценам?
Представители бизнеса также считают, что благоприятную ситуацию в АПК нужно активно использовать. Так, по словам генерального директора и совладельца группы «Русагро» М. В. Басова, в минувшем году компания получила рекордную прибыль. Вместе с тем компания не была готова к таким радикальным изменениям на рынке мяса. Пик потребления свинины в РФ — 3,3 миллиона тонн — пришелся на 2013 год, но в прошлом году объемы сократились до 2,9 миллиона тонн, цена также снизилась. Сбалансировать ситуацию поможет либо увеличение потребительского спроса, либо развитие экспорта. «Рост доходов российских граждан связан с повышением эффективности отечественной экономики или с ростом цены на нефть. Повлиять на то и другое производители не в силе. И здесь единственно правильным решением является развитие экспорта», — считает Басов.
По мнению генерального директора группы «Черкизово» С. И. Михайлова, проблема падения спроса неочевидна, более остро стоит вопрос перепроизводства. Но он, также как и его коллега, считает, что снять возникшее напряжение на рынке мяса можно с помощью экспорта. Михайлов отметил, что экспорт мяса птицы имеет более реальные перспективы, нежели экспорт свинины. Правда, по его мнению, с помощью экспорта можно разве что сбалансировать внутренние рынки, и не более того. Само по себе развитие экспорта — сложная работа, и ее успех во многом будет зависеть от курса рубля. Его чрезмерное укрепление может больно ударить по экспортному потенциалу российского АПК.
Государство и бизнес должны действовать сообща
Некоторые компании — производители мяса птицы получили доступ на внешний рынок, однако нерешенным остается вопрос по свинине. Как отметил Куценко, Минсельхоз России делает все для того, чтобы открыть российскому производителю экспортные каналы. Прежде всего для этого необходимо усовершенствовать и гармонизировать законодательство. Также требуются двусторонние сертификаты с каждой страной-импортером. Все эти вопросы находятся на особом контроле в профильном министерстве.
Кроме того, для эффективного взаимодействия с бизнесом и решения проблем экспорта сельхозпродукции, ее продвижения на зарубежные рынки в Минсельхозе России создана межведомственная рабочая группа. По словам Куценко, группа уже подготовила план действий с детализацией проблем, связанных с документальным оформлением, выполнением фитосанитарных и ветеринарных требований стран-импортеров, преодолением административных и технических барьеров, финансированием экспортных проектов. «Мы составили этот план для того, чтобы четко видеть обратную реакцию, чтобы понимать: в чем же загвоздка, почему не можем реализовать продукцию, какие усилия нужно приложить, какие законодательные акты изменить, какие условия необходимо обеспечить?» — рассказал Куценко.
Он также признал, что переговоры о поставке свинины в Китай идут очень тяжело. Китай наращивает импорт мяса, но России включиться в этот процесс пока не удается. По мнению представителя Минсельхоза России, экспорт — это дверь со многими замками и сегодня главное — активно искать нужные ключи.
Чтобы наладить экспорт, России не хватает ни опыта, ни знаний. «Россия — новичок в этом деле, и у нас очень слабые стартовые позиции. Вместе с тем ей приходится конкурировать с серьезными игроками, которые десятилетиями занимаются экспортом», — считает глава «Русагро». Отечественным экспортерам нужно нарабатывать эти навыки. «Бизнес должен активнейшим образом заниматься вопросами экспорта и не ждать, когда государство все сделает, но и без господдержки производители обойтись не смогут», — резюмировал Басов.
Made in Russia
Новый раздел госпрограммы в сфере АПК предусматривает создание единого общероссийского бренда Made in Russia. Также планируется изучение потенциальных рынков сбыта продукции, содействие деятельности Россельхознадзора по расширению доступа на зарубежные рынки, создание условий для обеспечения стабильного качества экспортируемой сельхозпродукции, кредитование экспортной деятельности и субсидирование представительских расходов.
Переход от импорта к экспорту
На сегодняшний день Минсельхоз России в соответствии с поручением Президента РФ работает над формированием отдельной подпрограммы по государственной поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
Проект программы предусматривает содействие участию российских сельхозпроизводителей в зарубежных выставках. «Министерство полностью пересмотрело план выставочно-ярмарочных мероприятий, которые проходят при поддержке Минсельхоза России, отдав предпочтение тем выставкам, в которых заинтересованы российские компании-экспортеры», — уточнил Левин.
Минсельхоз также собирается субсидировать образовательные программы по экспорту продукции АПК. В частности, речь идет о мероприятиях по подготовке квалифицированных специалистов этой области, а также о проведении тренинговых и обучающих программ для сотрудников региональных администраций, посвященных специфике работы на международном сельхозрынке и реализации программ поддержки экспорта.
О. В. ИЗУТОВА