В июльском номере журнала "Бюджет" опубликована статья Андрея Данца, директора Департамента государственного заказа Ярославской области. Материал посвящен анализу опыта Ярославской области, где с 2006 года функционирует централизованная система закупок, в рамках которой взаимодействуют уполномоченный орган и более 300 заказчиков.
Мы публикуем часть материала.
Модели распределения полномочий
Большинство специалистов сходятся во мнении, что эффективность закупок для государственных или муниципальных нужд во многом зависит от распределения полномочий среди участников процесса. Анализируя теорию и практический опыт, целесообразно выделить две модели организации закупочного процесса в регионе:
— децентрализованную;
— централизованную.
Создание децентрализованных структур предполагает выполнение всех функций по осуществлению закупок заказчиком. Необходимо отметить, что положительной чертой функционирования данной системы является независимость распорядителя бюджетных средств при принятии решений (возможность самостоятельно проводить процедуры, выбирать победителя и требовать исполнение контракта).
На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека материалов, посвященная централизации закупок. С полным списком материалов можно ознакомиться по ссылке.
Однако в этом случае в одном и том же субъекте или муниципальном образовании могут сосуществовать различные подходы к проведению конкурентных процедур и к выбору победителей. Как правило, при таком подходе, в отсутствие единой политики в сфере закупок, в одном административном образовании имеет место большее количество нарушений законодательства.
Материал целиком опубликован в июльском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Среди негативных эффектов, возникающих при децентрализации закупок, чаще всего выделяют следующие:
— отсутствие единообразных методических подходов к организации процедур закупок;
— отсутствие прозрачности проводимых процедур из-за децентрализации информации;
— привлечение необоснованно большого числа специалистов к осуществлению закупок;
— увеличение вероятности сговора;
— рост количества нарушений;
— отсутствие условий для консолидации закупок и, соответственно, снижение вероятности более эффективного проведения процедур;
— появление различий в типовых формах документов у различных заказчиков, что приводит к непониманию среди участников закупок.
Создание централизованных структур, в свою очередь, предполагает системное разделение полномочий и функций по формированию и осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд между субъектами таких структур. В рамках данной модели организации закупок создается уполномоченный орган, наделенный функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков. Она обеспечивает эффективное распределение функций между независимыми и профессиональными участниками контрактной системы, однако требует жесткой регламентации их взаимодействия.
Отметим, что Федеральный закон № 44-ФЗ позволяет использовать различные варианты централизации закупок. Среди них выделим передачу государственному (муниципальному) органу или казенному учреждению полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков или полномочий на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.
Анализ региональной практики организации закупочной деятельности показывает, что сегодня практически во всех субъектах РФ созданы и функционируют централизованные структуры, в рамках которых уполномоченные органы осуществляют определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Весьма любопытно, что, несмотря на одинаковый вариант централизации, порядок взаимодействия субъектов закупочной деятельности может существенно различаться в зависимости от поставленных целей, а также территориальной специфики.